Мощи архидиакона Стефана: из Иерусалима в Константинополь
Представим себе небольшой храм, восстановленный из руин или новопостроенный. Он создается как бы «с нуля», и появление каждой иконы или святыни, которую удается привезти или которую дарят общине – большое событие, в особенности, если частица отделена от мощей великого или особенно чтимого прихожанами святого. Такое было у нас в храме преподобного Серафима, когда в Дивеево отделили частицу мощей преподобного и передали в дар новому храму. Состояние при этом – радость и праздник.
А теперь представим, насколько грандиозен день, когда общине верующих передают раку с мощами. Вообразить это трудно, лучше один раз пережить. И вот такое событие случилось в V веке в византийской столице Константинополе, когда храму, освященному во имя диакона Лаврентия, передали из Иерусалима мощи первого человека, который был убит за то, что верил во Христа – архидиакона Стефана.
Не было поездов, самолетов, быстроходного морского транспорта. Путь мощей из Иерусалима в Константинополь – целая история, иного-иного дней пути, и его окончание – неизмеримая радость горожан, которые встретились с такой великой святыней. Спустя время в городе построили новый храм, освященный во имя первомученика Стефана, и перенесли мощи туда. Это событие мы и вспоминаем сегодня.
По сути, праздник этот – местный. Понятно желание жителей Константинополя вспоминать об этом событии, но для чего оно нам, живущим в Москве и других городах, да еще и спустя несколько столетий после того, как Константинополь утратил свое имя и независимость и стал называться Стамбулом?
Наверное, эта дата в церковном календаре может напомнить нам о том, как правильно относиться к мощам, которые по воле Божией остаются нетленными. Это чудо, а мы к нему едва ли не привыкли: попробуйте найти храм, где нет частиц мощей! Но их многочисленность не отменяет того, что это самое настоящее чудо, перед которым остается только замереть, смириться и поблагодарить Бога за то, что можешь его видеть и к нему прикасаться. То, что их много, говорит о том, что самые разные люди смогли как-то пройти путем, о котором говорил Христос, ответить на призыв Бога и стать святыми. Значит, это возможно и нам. И неважно, какая у каждого была жизнь, молилась ли утром и вечером его бабушка, подавая пример христианской жизни, рассказывал ли об архитектуре храмов отец, читала ли Евангелие и жития святых на ночь мама.
У Стефана перед глазами примеров не было. Он родился в семье иудеев, причем за приделами Святой Земли, после Пятидесятницы уверовал во Христа. Он вел себя и жил так, что его считали человеком «изведанным, исполненным Святаго Духа и мудрости». Когда нужно было выбрать нескольких людей, чтобы они помогали апостолам и занимались хозяйственными заботами (приготовлением пищи, закупкой продуктов и так далее), то есть вели бы финансовые дела общины, Стефан был выбран одним из семи мужчин, которым поручили это ответственное дело и сделали первыми в истории Церкви диаконами.
Когда речь идет о деньгах и распределении, ошибиться, поругаться, нажить себе недоброжелателей и впасть в какие-то искушения очень просто. И вот Стефану удавалось сохранить на этой службе внутренний мир и равновесие, не увлечься суетой и всегда помнить о главном.
«Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе», - пишет о нем апостол Лука в книге Деяний апостольских. Это свидетельство стоит дорогого.
Некоторые иудеи решили затеять со Стефаном богословский спор, но, по словам апостола Луки, «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». У Стефана была вернейшая точка опоры в жизни – Бог, поэтому он был непоколебим.
Такая стойкость была не по душе его оппонентам, и они не нашли ничего лучше, как подговорить людей оклеветать уважаемого в городе христианина и сказать, что он говорил хулу на Моисея. Стефана схватили и повели в синедрион, поставили перед судьями, «и все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Стефан стал говорить им о Моисее, Торе, предании, об истории еврейского народа (к которому и сам был причастен), но смысл его слов не был для них главным.
- Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы, - цитировал он им книгу пророка Даниила. - Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
Стефан говорил правду, в каком-то смысле он говорил и о себе, потому что был евреем, и его предки также были причастны ко всем этим беззакониям. Он не сказал ничего, чего бы не знали сами его оппоненты и что не было бы правдой, но правда оказалась слишком горькой. Вместо того, чтобы признать ошибочность пути, спросить, что же делать, у человека с лицом, подобным лику Ангела, «они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами».
Он увидел открытое небо и сказал:
- Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
Но для них это было невыносимо, его не хотели слушать и повели за город, чтобы забить камнями.
Пока в него кидали большие камни, он молился Богу. А когда забили почти до смерти, нашел в себе силы, чтобы встать на колени и помолиться в последний раз:
- Господи! не вмени им греха сего.
Сказав это, он умер.
Неподалеку от убийц стоял молодой человек, из лучших учеников легендарного раввина Гамалиила. Он не бросал камни, но следил, чтобы не украли одежду убийц. Его звали Савл, а через несколько лет его окрестят именем Павел и он станет одним из величайших проповедников Христа, за которого у него на глазах умер 34-летний Стефан. Удивительная встреча. Кто знает, не вдохновлял ли впоследствии апостола Павла пример молодого христианина, который остался верен Христу перед лицом невыносимой боли от ударов камнями и страшной смерти.
По преданию, учитель Савла, Гамалиил, пришел на место убийства со своим сыном уже после смерти Стефана. Они взяли тело убитого, которое было оставлено на съедение животным, и похоронили в своем имении.
Гамалиил и его сын Авив стали христианами и приняли Крещение. Их попечением мощи первомученика Стефана были сохранены.
Сегодня десница архидиакона Стефана хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры.