Вузы в условиях кризиса: ответы Садовничего
Вчера Интеллектуальный центр МГУ (он же - Фундаментальная библиотека), где начал свою работу IX Съезд Российского Союза ректоров, преобразился: в холлах - множество стендов с брошюрами, мини-выставок и... журналистов. Сразу видно, что IX-й Съезд Союза Ректоров России - мероприятие серьезное, спланированное и нацеленное на реальный результат. Название съезда - «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность» достаточно точно отражает его цель и программу: главы высших школ сосредоточатся на определении судьбы высшего образования в условиях кризиса. Главная практическая задача мероприятия - наметить важнейшие стратегические ориентиры и практические шаги по ответу на новую сложную экономическую ситуацию.
Первый день съезда не был рабочим в полном смысле слова, но пока организаторы еще развешивали постеры и монтировали стенды, в одном из конференц-залов уже шла пресс-конференция ректора МГУ академика В.А. Садовничего. Основная мысль Виктора Антоновича звучала достаточно просто: «в период кризиса нет ничего более правильного, чем продолжать учить ребят знаниям, которые будут востребованы после стабилизации». Однако, «правильные» действия, особенно в сложный период, требуют четкой стратегии и усилий. Конкретным мерам по стабилизации ситуации в высшей школе, столкнувшейся в последнее время не только с экономическими проблемами, но и многочисленными реформами, было посвящено большинство вопросов, заданных ректору. Главное же - всем хотелось знать, «что нас ждет».
Ректор был спокоен и отвечал как истинный ученый, постоянно превращая пресс-конференцию в некий «просветительский акт».
Так, отвечая на вопрос о том, каков вектор изменения парадигмы высшего образования, Виктор Антонович рассказал о двух университетских моделях: гумбольдтовский университет и бизнес-университет. В гумбольдтовской университетской системе все делалось во имя науки, научной школы, и преподаватель заботился только о том, чтобы воспитать ученика лучше, чем он. Бизнес-университет в большей степени ориентирован на окружающий мир, экономическую ситуацию и практические нужды. Безусловно, будущее за такой моделью, хотя она имеет и свои недостатки - ректор опасается, что образование потеряет свою фундаментальность.
Модели университетов: гумбольдтовская и бизнес-университет
Не утихают споры и недоумения вокруг ЕГЭ. Ректор МГУ, убежденный противник такой формы аттестации, напомнил, что сейчас эмоции излишни, и что первый вуз страны в этом году будет проводить вступительные испытания в соответствии с принятым законом. В МГУ летом 2009 года будет 3 формы контроля знаний абитуриентов: ЕГЭ, результаты олимпиад и дополнительные тестирования на некоторых специальностях.
Разница между ЕГЭ в Англии и России и мечта В.А. Садовничего
Из мер, которые ректора собираются предложить Министерству образования, Виктор Антонович назвал следующие: расширение «учебной скамьи» для тех, кто хочет учиться, открытие пути бакалавр-магистр (что соответствует мировым тенденциям, но пока не предусмотрено Российским законодательством); открытие возможности перевода студентов с платных мест на бюджетные при условии учебы на «хорошо» и отлично» (МГУ первым из российских вузов ввел положение о переводе в свой Устав, теперь, по распоряжению Министерства образования поправки в устав, причем требования к успеваемости студентов, желающих перевестись, смягчаются); участие вузов в программах переподготовки специалистов.
Антикризисные меры от Российского Сюза Ректоров
Во второй день работы съезда, 20 марта, планируется работа тематических секций и пленарное заседание, подводящее итоги съезда. 21 марта итоги IX съезда Союза Ректоров России будут обсуждены на заседаниях ассоциаций вузов, советов РСР.
***
Незадолго до открытия съезда в прессе начали писать о возможной скорой отставке В.А. Садовничего с поста ректора МГУ. На пресс-конференции Виктора Антоновича прямо спросили: так ли это? «Что меня очень устраивает, - ответил ректор, - это то, что из всех прогнозов, которые делала эта корреспондент, пока ни один не сбылся». Зал зааплодировал.
Фото Александра Болмасова