Съезд очень важных персон
Очевидно, это весьма важное сообщество авторитетно уже не только для студентов, а доступ к нему открыт только избранным. Всемогущие спецслужбы допустили к присутствию на IX Съезде Российского Союза Ректоров лишь тех, кто очень хорошо учился. Оно и понятно - в стране кризис и для принятия правильного решения, определяющего судьбу всех студентов, да и всего высшего образования, необходимы тишина и покой. Участникам же съезда предстояло выработать стратегию развития высшей школы в новых социально-экономических условиях.
Всем остальным, приглашенным на утреннее пленарное заседание, был любезно предложен чай и возможность посмотреть трансляцию того, как первые лица нации и вузов вершат судьбу высшего образования. Первые же лица - говорили о лидерстве, результативности и стабильности.
Так, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (кстати, Предстоятель Русской Православной Церкви впервые принимает участие в работе Съезда) в своем докладе говорил о том, что ни школа, ни вуз не должны уклоняться от величайшего своего предназначения - воспитания нравственной, высоко-интеллектуальной молодежи.
Святейший подчеркнул, что для достижения этой цели высшая школа не должна бить по рукам студентов (что вовсе не означает, что надо мириться с двоечниками), но она должна воспитывать систему ценностей, создавать нравственную атмосферу в вузах. И тогда люди сами будут бояться отклоняться от нормы, выпадать из коллектива.
По словам Патриарха, уже сами стены вуза должны возвышать личность. Профессор должен быть не только интеллектуальным примером для учащихся, но и нравственным. И на пути к этой светлой цели церковь, по мере сил и возможностей тоже может помочь высшей школе. И есть примеры плодотворного сотрудничества с конкретными вузами. Так Патриарх Кирилл как добрый и значительный пример такого сотрудничества, содействующего воспитанию молодежи, отметил открытие в Московском Государственном Университете домовой церкви.
Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий отметил, что сегодня существует реальный риск потери фундаментального образования. Но в новых социально-экономических условиях по-настоящему хорошо подготовленным и профессионально защищенным может быть только человек с фундаментальным образованием. Кроме того, важно понимать, что система образования ценна не экономической выгодой, извлекаемой из услуги предоставления молодым людям внебюджетных мест и прочих услуг, а тем, что именно высшая школа способна подготовить наиболее востребованных в обществе профессионалов и ученых.
Ректор также говорил о возможности создания научных банков при университетах (такой опыт уже есть у МГУ), о необходимости развития системы повышения квалификации специалистов (на сегодняшний день свою квалификацию повышает менее 5% населения страны), о целесообразности введения образовательных сертификатов на получение переподготовки и о необходимости поддержки тех, кто в это непростое время стремится к знаниям и хорошо учится. Ведь кризис - это момент истины, точка бифуркации, с которой начинается новый этап развития. Поэтому особую значимость приобретают социальные программы, ведь от нашего отношения к социальным проблемам в немалой мере зависит, сможем ли мы достойно выйти из сложившейся ситуации.
В заключение Виктор Антонович обратил внимание на школьников, которых поддерживает благотворительная акция «Талант преодоления», для которых, несмотря на ограниченные возможности здоровья, высокая идея движения к цели оказывается главной жизненной потребностью. «Давайте и мы также решительно будем двигаться вперед ибо нам вручены ключи от будущего», - завершил ректор.
Подводя итоги пленарного заседания Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев согласился с тем, что сегодня надо думать не только о преодолении кризиса, но и о необходимости формирования системы ценностей как о системе координат общества. Эти ценности должны служить консолидации. Ценности - это оправа человека, семейные устои, патриотизм. К их числу Президент отнес и образование.
Дмитрий Медведев заявил, что он поддерживает инициативу по созданию при вузах новых образований, способствующих решению проблем трудоустройства, и обратился к ректорам с призывом сохранить в университетах научные коллективы. «Мы слово кризис произносим слишком часто. Но мы не должны прятаться за него, а использовать кризис системы для решения вопросов, которые не решались, возможно, годами» - сказал Президент страны.
Затем работа съезда продолжилась - одни ректоры разошлись по секциям, другие активно общались в кулуарах.
Куратором секции «Культура и духовно-нравственное развитие молодежи» являлся ректор Московских духовных школ, архиепископ Верейский Евгений. Среди выступающих был ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев; среди участников - ректор Петербургских духовных школ, епископ Гатчинский Амвросий, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ прот. Максим Козлов. Обсуждали важность полноценного введения теологии в систему высшего образования.
Не вызвало принципиальных разногласий важность признания теологии как научной дисциплины и теологических кафедр для нравственного климата в вузах. Среди проблем упоминалась необходимость юридического обоснования для двойного лицензирования преподавателей теологических кафедр и факультетов (со стороны вуза, и со стороны конфессии). Обсуждалась значимость скорейшего законодательного определения статуса домовых храмов при высших учебных заведениях.
Информация о других секциях Съезда размещена на официальном сайте мероприятия. В последний день - 21 марта - участники обсуждали итоги на заседаниях ассоциаций и советов высших учебных заведений.
Выступление Патриарха , секция, посвященная духовно нравственному воспитанию, участие епископов, представителей сферы духовного образования Русской Церкви в работе Съезда ректоров - дай Бог, чтоб эти реалии говорили о качественной перемене в отношениях Церкви и российской образовательной сферы. Церковь долгое время воспринималась дорогим аксессуаром, предающим любому событию с ее участием особую торжественность. Вузы преуспели в приглашениях Церкви к "подиумному", молчаливому присутствию - она откликалась, ведь это лучше, чем ничего. Сейчас кажется возможным прорыв сквозь недоверчивое опасение всякого намека на "деятельную церковность" в учебных заведениях. Это очень серьезный вызов и самой Церкви. Что Она готова предложить обществу в решении образовательных проблем? Дай Бог, чтобы достало сил, и обоюдная скованность сменилась наконец открытым диалогом и конкретикой действий.