В надгробное рыдание творяще песнь...
Мы предлагаем читателям толкования богослужений, которыми усопшего провожают в последний путь, составленные по книге епископа Афанасия (Сахарова) «Поминовение усопших по уставу Православной Церкви».
Прощание как праздник
В уставе Церкви существуют специальные молитвы для каждого момента прощания с умершим: и на положение тела во гроб, и на изнесение его из дома, и на перенесение в храм. Сейчас, конечно, о большинстве православных молятся только на отпевании, а затем на панихидах. Но и в этих богослужениях отчетливо звучит мысль, что разлука временна, а смерть - благо, дарованное человеку Богом. Не будь смерти, бессмертно было бы и зло. Смерть прекращает развитие зла, человек встречается со своим Господом...
Совершая богослужение у гроба скончавшегося православного христианина, святая Церковь не только имеет в виду вознести моление о прощении его грехов. Церковь собирается, чтобы почтить усопшего собрата в этот исключительный для него день, когда он становится центром внимания всех, как бы своего рода юбиляр или именинник. Мы в последний раз услаждаем отходящего торжественной и умилительной службой в храме, где прежде многажды вкупе свидохомся... и вкупе пояхом (где и прежде много раз были вместе и вместе воспевали Бога, - ред.).
Погребение по уставу - торжественная соборная служба. Тогда как в других последованиях, даже в таинствах Крещения и Брака, действует один священник с диаконом, совершение погребения предполагается при участии целого сонма священнослужителей, если возможно, то и с архиереем во главе. Все это собрание священнослужителей окружает гроб усопшего, как на юбилее окружают юбиляра собравшиеся поздравить его. Около гроба, как около святыни, ставятся четыре подсвечника с зажженными свечами. Все молящиеся держат в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах, совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого. Такая честь обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и главе церковного собрания. Не случайно тело почившего в большинстве случаев в последовании погребения именуется «мощами». Дорогие останки дорогого усопшего становятся некоторой святыней. Они и действительно святыня, ибо неоднократно освящались таинствами церковными. Так чествуют церковное собрание своего собрата.
Прощание как утешение
Многие песнопения погребения обращены (прямо или косвенно) к окружающим гроб людям. Церковь старается, насколько возможно, умерить их печаль, утешить их, приободрить, подвигнуть к тому, что наиболее нужно усопшему - к молитве о нем и, наконец, самим им преподать обильное назидание.
Для усопшего нет большего утешения, как молитва о нем. Побыть подольше около любимого в обстановке отрадной и утешительной для него должно быть особенно желательно для искренно любящего и верующего человека. Сам чин погребения в значительной мере облегчает скорбь окружающих гроб, вливает целительный бальзам в их сердца, успокаивает их чувства, умеряет их печаль и стенания.
Особенно умилительны песнопения младенческого погребения. Здесь нет прошений о прощении грехов, здесь есть исповедание твердой веры в то, что ребенок, который по неведомому нам промыслу Божию лишь на малое время пришел в мир, был омыт от общего первородного греха благодатью таинства Крещения и, не совершив никакого личного греха, отошел ко Господу, Господом и будет принят среди Его верных угодников, святых и блаженных. Все отпевание, совершаемое над младенцем, помогает его родителям, естественно скорбящим о своем ребенке, вверить себя и его Богу и не роптать, не тосковать о случившемся. Младенец словами отпевания сам молится Богу: «Боже, Боже, призвавый мя, утешение ныне буди дому моему, плач бо велий случися им», - то есть просит Бога, призвавшего его к Себе, утешить родителей и домашних.
Прощание с суетой и обещания блаженства
Над гробом усопшего Церковь поет 118-й псалом, называемый обычно «Непорочны». Начинается он словами: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его» (Пс.118:1-3). Сейчас этот псалом чаще всего звучит в сокращении, но сохраняется его смысл, дорогой сердцу каждого верующего. Этот псалом поется у гроба Спасителя - трогательная песнь о законе, делающем блаженными и здесь на земле ходящих по путям его, оживляющем для вечности, дарующем помощь и на всемирном суде.
За «Непорочными» поются так называемые тропари по непорочных,- прекрасное завершение песни о законе, умилительное заключение исповеди христианской души. Святых лик, ходивший в законе Господнем, обрел источник жизни: Агнца Божия проповедавшие и сами как агнцы заклании, к жизни нестареемей преставльшись святии мученицы. Молитва об усопших подкрепляется особенно сильным пред Господом ходатайством тем, кто не пощадил жизни своей ради Него. Кроме того, обращение к мученикам на заупокойных богослужениях служит напоминанием о том историческом факте, что первые усопшие, которых приходилось погребать христианам в первые дни христианской Церкви, были мученики за Христа и что, таким образом, христианский чин погребения усопших развился из надгробного пения первых христиан около останков святых мучеников. Но Христос всех призывает: В путь узкий хождшии прискорбный и все в житии крест яко ярем вземшии, Мне последовавший верою - приидите насладитися, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных (путем узким и прискорбным шедшие, все в жизни крест словно ярмо взявшие, и за Мной последовавшие с верой - придите, насладитесь почестями, которые Я уготовал для вас, и венцами небесными, - ред.). А я, грешный человек, - хотя погибшее овча, но образ есмь неизреченныя Божия славы. Много скорбей было в жизни у меня, нелегкий крест суждено было нести и мне. Посему с надеждой взываю: воззови и мене и спаси, очисти Твоим благоутробием и на еже по подобию возведи (В древности из небытия создавший меня, и образом Твоим Божественным почтивший. Из-за того же, что я преступил заповедь, снова меня возвративший в землю, из которой я и взят был. Но путем уподобления восстанови, украситься древнего образа красотою, - ред.). Эти прошения от лица каждого из усопших Церковь заключает своей общей молитвою обо всех их: Упокой Боже, рабы Твоя и учини я в раи... Презирая их вся согрешения.
Поются во время погребения и стихиры Иоанна Дамаскина «Кая житейская сладость»... всего восемь стихир на восемь гласов, т.е. восемь основных напевов, употребляющихся в церковном богослужении. Это потрясающая проповедь о суете всего, что в мире прельщает нас, но не остается с нами после смерти. Эта проповедь полезна и назидательна для всех слушающих ее. Но и помимо содержания этих дивных стихир, как трогательно пение их на все восемь церковных гласов. Святая Церковь хочет в последний раз в земном храме усладить всеми своими основными напевами того, кому она больше всего желает, чтобы он вместе со всеми усопшими был удостоен «пети всесоставными гласы» Господа в небесном Его храме. А пока мы, не знающие еще этого «всесоставного» пения, приносим то, что знаем, - все восемь напевов.
Тема блаженства не кончается на пении 118-го псалма. На отпевании звучат и заповеди Блаженства, данные Господом в Евангелии. Заповеди блаженства - это основное руководящее начало во всей нравственной деятельности христианина на земле. О святых угодниках Божиих мы говорим, что они воистину чрез вся блаженства Господня проидоша - осуществили эти заповеди в своей жизни. Конечно, о каждом из усопших нельзя этого так решительно сказать. Но несомненно, что каждый искренний христианин, несмотря на все его недостатки, слабости, падения, во всяком случае имеет по крайней мере желание, хочет исполнять заповеди Господни, имеет намерение осуществлять их на деле, руководствоваться ими. И вот теперь, когда один из собратий готовится к отчету о прожитой жизни, Святая Церковь как бы напоминает об этом Христу, Кто не только дела приемлет и деяния почитает, но Кто и намерение целует и расположение хвалит (как сказано в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста). Церковь молит Господствующего над жизнью и смертью хотя бы ради этих намерений и расположений, если бы даже не нашлось дел, сделать усопшего жителем рая, оставив ему все его грехи.
Последнее целование
В конце отпевания все собравшиеся подходят поцеловать усопшего, прикладываясь к венчику на его голове и к иконе, которая вложена в его руки. При этом при последнем приветствии почившего, при прощании с ним поются особые слова: Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога... Эти причитания верующих у гроба, это плач христиан при прощании с дорогим братом. Плачущие не успокаивают себя напрасными утешениями, несбыточными надеждами. Они ясно представляют себе какое разлучение, какой плач, какое рыдание в настоящем часе. Они не замалчивают совершающегося на их глазах: Где доброта (красота, - ред.) телесная... вся увядоша яко трава. Они не отвращают взоров своих от на земли поверженного... все благолепие отлагающа, разрушена во гробе, червии, тьмою иждиваема, землею покрываема. Созерцание совершающегося страшного таинства лишь усиливает у христиан любовь к почившему брату, которая и изливается в усиленной молитве об усопшем: его же упокоити Господу помолимся, Христу помолимся дати сему во веки упокоение. Любовь не может остаться безответной. Любовь отверзает запечатанные уста и безгласного и бездыханного, и он сам обращается с последним словом к любимым братиям: «Зряще мя безгласна и бездыханна, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии... Придите ecu любящие мя и целуйте мя последним целованием... прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу».
Господня земля и что наполняет ее
Когда-то кладбища располагались вблизи храмов, и мертвых хоронили здесь же - под сенью стен того храма, где они молились при жизни. Сейчас кладбище обычно расположено далеко от храма, который почивший считал своим родным. При перенесении гроба на кладбище мы много раз поем: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», - как при перенесении церковных святынь. Эта торжественная песнь, которую и ангелы воспевают на небесах, - еще одна почесть усопшему.
Прежде закрытия гроба крышкой священник посыпает тело усопшего землей, произнося при этом: Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущии на ней (Пс.23:1). Все Господне: и земля, и живущий на ней. Поэтому обращение одного из живущих в землю нисколько не изменяет его положения по отношению к Господу.
И усопшим отрада, и нам польза
Вообще всякий молитвенный подвиг, совершаемый в память живых или усопших, угоден Господу и приносит несомненную пользу не только тем, в память кого он совершается, но и тем, кто его совершает. «Приносяй за усопших сопричастник мзды бывает, яко любовь о спасении ближнего показуяй: якоже иного помазуяй мvром сам себе прежде благоухает», - то есть награду за молитву получает не только поминаемый, но и молящийся, поскольку он тем самым показывает добродетель любви к ближним. Точно так же нельзя помазать кого-либо благовониями так, чтобы и руки наши не оказались умащены ими.
Было бы только желание потрудиться ради любимых собратий, было бы усердие к молитве, да смирение и послушание Святой Церкви, - говорит епископ Афанасий (Сахаров). Тогда будут найдены способы и возможности излить нашу любовь к усопшим в молитве о них. Особенное внимание должно быть обращено на совершение в память усопших милостыни, которая избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму.