«Отечество нам Царское Село», Или об опасности плевков в собственную историю

В последнее время СМИ редко балуют христиан хорошими новостями. Но несколько дней назад случилось очень важное событие - 21 сентября 2012 года был подписан договор о передачи Санкт-Петербургской епархии храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе.

У этого храма очень непростая судьба, в которой отражаются все перипетии  русской истории и церковно-государственных отношений последнего столетия.

Храм преподобного Сергия Радонежского, 1915 год Храм преподобного Сергия Радонежского, 1915 год

Воинский храм  в честь преподобного Сергия был построен в 1889 году, недалеко от казарм лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского Его Величества полка.  В годы Первой мировой войны здесь были захоронены тела нескольких  погибших офицеров полка.  В1921 году храм был закрыт, а в Великую отечественную войну он был так разрушен, что от него оставались лишь стены. Однако самое необычное в судьбе святыни было еще впереди: в 1972 году здание храма передали местной автошколе. Через несколько лет новый владелец сделал «реставрацию»:  сохранив внешний облик храма,    полностью переделал его внутреннее убранство. В результате кощунство не только над религиозным, но и историческим памятником продолжалось почти до сегодняшнего дня.  Новые собственники  устроили в алтаре храма караоке-кафе с туалетами, а над гробницами русских воинов – пункт автосервиса.

 Конечно,  туалеты из алтаря делали и раньше. В мемуарах митрополита Вениамина (Федченкова)  рассказывается о том, как офицер белой армии сделал из походного воинского храма конюшню с отхожим местом,  но то были времена страшного озлобления и гражданской войны, а в случае с храмом преподобного Сергия все происходило  буднично – посетители кафе пели в алтаре, затем отправляли естественные надобности, а потом чинили машины и покупали вино в различных лавочках над могилами русских воинов. Новый собственник - Росавтодор и его арендаторы не слишком обращали внимание на то, что своими действиями они разрушали  собственное прошлое, и  в прямом смысле слова гадили на головы предков.  

К счастью, судьбой храма заинтересовались верующие люди, и в конце  2010 года они обратили  внимание тогдашнего Председателя Совета Федерации на бедственное состояние святыни. Сергей Миронов обратился с письмами к  патриарху Кириллу, начальнику Россавтодора и министру транспорта  Игорю Левитину.   Уроженец Царского Села просил Предстоятеля РПЦ МП помочь в возвращении  церкви верующим, а владельцам здания храма напомнил, что  подобное отношение к святыням  не делает чести никакому государству: «В настоящее время здание храма находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Учебно-курсовой комбинат автотранспорта" Росавтодора. В храмовой части сегодня располагается автосервис, а в алтарной – до недавнего времени находились кафе, магазин и туалеты. Последнее обстоятельство и вызвало массовое возмущение верующих. После моего вмешательства ситуация изменилась. Я лично осмотрел помещение 17 ноября 2010 года  и убедился, что кафе, магазин и туалеты демонтируются».

Сергей Миронов приехал в храм Сергия Радонежского в Пушкине и выгнал хозяев кафе и  винного  магазина, которые были расположены в алтарной части храма. 17 ноября 2010 год.Сергей Миронов приехал в храм Сергия Радонежского в Пушкине и выгнал хозяев кафе и винного магазина, которые были расположены в алтарной части храма. 17 ноября 2010 год.

Заметим, что туалеты,  магазин, и кафе  удалили лишь после личного вмешательства Миронова и его приезда в храм. В ответ министр транспорта  Игорь Левитин заявил, что освобождение храма возможно лишь после предоставления  другого помещения для автосервиса. По счастью,  российским чиновникам хватило ума не просить  новых помещений для кафе и туалетов. С тех пор прошло почти два года, и вот наконец все формальности были соблюдены, и в возрожденной святыне  в день памяти преподобного Сергия 8 октября пройдет первая литургия.  Еще предстоит большая работа по реставрации памятника, но усилиями многих людей удалось сделать главное – храм вновь превратился в место молитвы за воинов, отдавших  жизнь за Родину.

Сергей Миронов возле храма  Сергия  Радонежского в Пушкине. Здесь был вход в винный магазин. Вывеска уже снята. Хозяева бежали. 17 ноября 2010 годСергей Миронов возле храма Сергия Радонежского в Пушкине. Здесь был вход в винный магазин. Вывеска уже снята. Хозяева бежали. 17 ноября 2010 год

История с храмом в честь прославленного русского святого   дает повод поразмышлять об одной из главных российских проблем – нелюбви к собственной истории и стране. Недавно  мы с женой были в Болгарии и посетили Шипку – место,  где в конце XIX века русские  солдаты из разных городов отдавали свою жизнь за свободу Болгарии. Замерзая на посту, умирая от голода и стужи, героически отражая попытки штурма, наши предки принесли на землю болгар долгожданную независимость.  В начале ХХ века болгары построили у подножия Шипки храм-памятник  в честь Рождества Христова,  где золотыми буквами были выбиты имена русских офицеров и названия полков, сражавшихся за независимость страны.  Храм этот пережил эпоху социализма, войну и до сих пор окружен заботой и вниманием.   По всей Шипке стоят памятники воинам, бережно  сохраняются места, где  замерзали солдаты, на вершине горы стоит  монумент-музей  с небольшой, но тщательно подобранной экспозицией. К  этому памятнику ведут больше тысячи ступенек, которые пешком преодолевают многие болгары и гости страны.  

Храм преподобного Сергия Радонежского в Пушкине, 2010 Храм преподобного Сергия Радонежского, 2010 год

Храм преподобного Сергия в Царском Селе, конечно, не может стать главной национальной святыней России, но это не означает, что  подвиг  солдат, отдавших жизнь за Россию, должен находиться в забвении. В конце 2010 года Сергей Миронов предложил устроить там  мемориал,  посвященный подвигам героев Первой мировой войны, и сделать святыню «храмом воинской славы».   Святейший Патриарх Кирилл  тогда же поддержал эту идею, и выразил надежду на скорейшую передачу здания  церкви верующим.   Если  в Царском Селе удастся  возродить  храм-памятник, то может быть  мы, жители России, потихоньку начнем выздоравливать от исторического беспамятства и поймем, что Родина наша началась не с нас и, надеюсь, закончится не нами. Очень надеюсь, что мы  научимся почитать собственных предков и молиться за них, тогда соединится цепь времен, и мы вспомним прекрасную древнерусскую идею о том, что наши умершие предки – это те, кто шли впереди, отстаивая наше право на жизнь. Возрождение подобных храмов-памятников будет им лучшей наградой за труды, а нам поможет отличать истинные ценности от ложных. И тогда совершенно иначе зазвучат пушкинские строки, вынесенные нами в заголовок. У каждого из нас есть свое «Царское Село», за сохранение которого стоит бороться.

 

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале