Благовещенский собор Кремля: история и современность

Благовещенский собор, которым восхищаются сегодня все посетители Московского кремля, на самом деле, представляет собой соединение разнородных и разновременных частей. Перестраивался он не раз и не два, но история была к нему благосклонна: сейчас он удивительно красив и гармоничен.
 

Храм Благовещения, что на Сенях

Благовещенский собор Кремля выполнял функции домового храма великих князей. Это назначение и предопределило его расположение: рядом с сенями дворца великого князя, отчего он носил названия «Благовещения, что на Сенях», «на Государевом дворе», «на переходах».

 

В конце XIII века, храм был сооружен из дерева, и до начала XV века он претерпел три этапа строительства. В 1416 году Благовещенский собор обрел вид, по пропорциям, формам и декору близкий таким памятникам раннемосковской архитектуры, как Успенский собор в Звенигороде, собор Рождества Богородицы в Московском Кремле. Однако, этот вариант постройки, отразивший переломный этап в истории Москвы после победы Дмитрия Донского в Куликовской битве, не сохранился.

 

Позже, когда храм был возведен в камне (в конце XV века), его восточная часть при помощи крытой галереи стала примыкать к зданию тогда же выстроенной Казенной палаты (была разобрана в XVIII веке) - месту хранения княжеской казны.

  

  

  

  

  

 

Итак, сейчас мы видим каменный собор, заложенный в 1484 году псковскими мастерами Кривцовым и Мышкиным, и освященный в 1489 году митрополитом Геронтием. Тогда Благовещенский собор получил трехглавое завершение, которое со времени развилось до девяти золоченых куполов.

 

Летописные свидетельства сохранили важнейшие факты, касающиеся росписей собора и его иконостаса. В 1405 году стены деревянного храма, выстроенного по приказу князя Василия I, были расписаны Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

 

 

Следов этой росписи не было обнаружено, но существует большая доля вероятности, что приблизительно в то же время, в конце XIV века, Феофан, Рублев и Прохор работали над созданием иконостаса только что отстроенного Благовещенского собора. Вполне возможно, что некоторые иконы деисусного чина принадлежат кисти Феофана Грека, в частности, центральные иконы, а также изображения апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Однако вопрос их атрибуции до сих пор остается открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монументальная живопись храма имеет исключительную важность, ведь в древнерусской культуре этого времени мы не знаем похожей иконографической программы росписи. Кроме того, она восполняет пробел, образовавшийся в истории русского искусства начала XVI века, поскольку от этого периода сохранилось небольшое количество памятников.

 

Уникальность росписи, прежде всего, состоит в ее не системном построении: она не объединяет храмовое пространство, но делит его на самостоятельные по смыслу композиции, затрудняя понимание замысла всей программы. Необычность стенописи также заключается в использовании многочисленных сцен и фигур, обычно не входивших в известные циклы, в максимально пространных редакциях. Примечательно появление на стенах собора в огромном количестве изображений древнегреческих философов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Платона, Сократа и других, а также изображений русских князей.

 

С Благовещенским собором связано множество легенд. В частности, это предания, касающиеся личности Ивана IV. Считается, что специально для Ивана Грозного было выстроено южное крыльцо, чтобы он мог присутствовать на богослужении. Но эта история остается легендой: пристройка существовала и раньше, и, несмотря на то, что Церковь не благословила царя на четвертый брак, ему не воспрещалось посещать храм.

Возможно, при Иване Грозном был выложен пол собора, состоящий из мелких блоков кремня и украшенный мрамором, агатом и яшмой (По другой версии, он был прислан царю Алексею Михайловичу персидским шахом).

Именно при Иване IV в Благовещенский собор была перенесена икона «Благовещения» XII в. (т.н. «Устюжское») из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

При непосредственном участии первого русского царя и митрополита Макария была заказана и написана псковскими мастерами «Четырехчастная» икона, поставленная на южной стороне в местном ряду иконостаса. По-видимому, идея исполнения «спорной» иконы именно псковскими живописцами была продиктована желанием Ивана Грозного, помнившего о том, что собор был выстроен псковичами, наглядно воплотить преемственность власти от деда к внуку, тем самым, показывая ее настойчивое укрепление.

 

 

 

 

 

Известно, что в Благовещенском соборе располагалась ризница, в которой хранились иконы, кресты, мощевики и другие драгоценные предметы, в том числе знаменитая «Донская» икона Божьей Матери, образом которой преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

 

Подробнее о храме читайте:

 http://www.patriarchia.ru/db/text/138397.html ,

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-blagoveschenie.htm

 http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=2157

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале