Дионисий Ареопагит: убитый в Париже
Мы не так много знаем о Ней, о том, что за люди были апостолы, какие переживания рождались в сердцах первых христиан. Сведения об этом немногочисленны, обрывочны и поэтому безмерно ценны.
Священномученик Дионисий Ареопагит, которому довелось лично знать Божию Матерь и апостола Павла и стать первым афинским епископом, был ученым, астрономом, членом Ареопага.
Дионисий воспитывался в греческой столице и получил прекрасное классическое образование. Гомера, древних философов и поэтов он читал в оригинале и, как можно предположить, был хорошо знаком с достижениями современной науки (вспомним, что классическое образование включало в себя не только гуманитарные дисциплины, но и, например, математику).
Разумеется, он не принадлежал Церкви, которой во времена его детства и юности просто еще не существовало, и вдохновлялся биографиямиизвестных всему миру античных ученых. Вероятно, по примеру Пифагора и Платона он поехал в Египет, чтобы там изучать астрономию.
Около 33 года н.э. молодой астроном наблюдал необычное солнечное затмение.
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого», - писал об этом апостол Матфей в Евангелии (глава 27, стих 45).
«Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», - сказал астроном Дионисий своему другу.
Можно подумать, что астронома, который читал не об одном затмении, а может быть, что-то наблюдал и сам, обычное затмение Солнца вряд ли мог впечатлить до такой степени. Он что-то почувствовал. Или во тьме, которая тогда окутала несколько стран, было действительно что-то леденящее сердце.
Закончив учебу, Дионисий вернулся в родные Афины и был избран членом Ареопага.
Ареопаг в Афинах существовал давно и еще при Солоне, за несколько столетий до рождения Христа его членам были даны очень широкие права – судить людей за совершение разного рода преступлений, наблюдать за просвещением, нравственностью и религиозными верованиями граждан в их общественной и частной жизни, налагать veto на любые общественные приговоры (не подлежа за это никакой ответственности), а если государству угрожала опасность, управлять государственными делами. В разные периоды истории власть ареопага то ограничивалась, то расширялась, но так или иначе этот орган оставался в Афинах очень значимым. Во времена заседания там Дионисия Ареопагита Ареопаг пользовался большим значением, имел право обширного полицейского надзора и наблюдал за сферами образования и воспитания.
Короче говоря, член Ареопага должен был быть признан людьми человеком образованным, мудрым, опытным, рассудительным и высоконравственным. Именно таким был Дионисий.
Путешествуя по Греции, апостол Павел пришел в Афины и, поскольку любой желающий мог выступить в Ареопаге, проповедовал о Христе и там. Слова апостола поразили Дионисия. Может быть, услышав прекрасную речь пришедшего издалека образованного иудея, он вспомнил о своем переживании при виде затмения и. наконец. нашел объяснение возникшим у него в тот миг чувствам. Дионисий поверил словам апостола, поверил, что Христос есть истинный Бог и что именно тогда, когда на землю спустилась необычная тьма, Бог – Создатель всего мира, страдал и умирал.
Дионисий стал помощником апостола Павла и после трехлетнего совместного служения апостол сделал его первым афинским епископом.
«…епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих,миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушаниисо всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и неподпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних,чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую», - писал апостол Павел в Первом Послании к Тимофею.
И если апостол сам рукоположил во епископы Дионисия, стало быть, именно таким человеком был этот афинянин. Кажется, не очень много людей, о которых можно сказать такие слова.
Неисповедимы пути Господни. Мог ли молодой астроном, уехавший в Египет изучать тайны небесных созвездий, помыслить, что будет литургии видеть Тело и Кровь Создателя Мира? Или что познакомится с Матерью Христа? А он был в Ней знаком, и специально приезжал в Иерусалим, чтобы Ее увидеть.
«Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил», - писал он впоследствии своему наставнику в вере апостолу Павлу.
В 57 году, когда Богородица умерла, Дионисий присутствовал на Ее погребении.
После смерти апостола Павла епископ Дионисий отправился проповедовать на Запад. У него были два помощника – священник Рустик и диакон Елевферием. Они побывали в Риме, Германии, Испании и Галлии.
На территории будущей Франции в городке, который впоследствии стал называться Парижем (а тогда носил название Галлийской Лютеции), христиан стали преследовать. Пришедших из Греции проповедников арестовали. Ночью епископ Дионисий совершил в темнице Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих, а утром ему и его спутникам отрубили головы. По преданию, обезглавленное тело Дионисия взяло голову, прошло с ней до храма и там упало. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.