Лилия Ратнер: искусство - благая весть
На открытии выставки
состоялась презентация книги художницы «В поисках смысла красоты» - сборника
эссе об изобразительном искусстве.
Справка:
Лилия
Николаевна Ратнер - художник, член Совета художников, искусствовед, преподаватель
истории искусств в Общедоступном Православном Университете, основанном
протоиереем Александром Менем, участник практически всех выставок графики.
Занималась монументальной живописью, монументально-декоративные панно были
представлены на выставках в Канаде, Японии, Индии. Персональные выставки
проходили в Польше, Чехословакии, США, Франции.
На открытии выставки состоялась презентация книги художницы «В поисках смысла красоты» - сборника эссе об изобразительном искусстве.
Справка:
Лилия Николаевна Ратнер - художник, член Совета художников, искусствовед, преподаватель истории искусств в Общедоступном Православном Университете, основанном протоиереем Александром Менем, участник практически всех выставок графики. Занималась монументальной живописью, монументально-декоративные панно были представлены на выставках в Канаде, Японии, Индии. Персональные выставки проходили в Польше, Чехословакии, США, Франции.
Связь Ветхого Завета и ХХ века
На стенах зала культурного центра рисунки, светлые, выполненные только тушью и слегка подкрашенные пастелью. Авраам и Исаак, Моисей, ведущий еврейский народ по пустыни, влюбленные из Песни Песней, спящий Иаков, видящий во сне лествицу, пророк Илия, поднимающийся на колеснице и бросающий свою милоть Елисею, три отрока в печи вавилонской, укрытые крылами ангела от огня. А напротив - темные, огненные изображения Холокоста - с помощью компьютерной графики соединены фотографии истребления еврейского народа и нарисованные Ратнер ветхозаветные персонажи. Иаков спит и видит сон, как евреи, узники концлагеря, вбираются по лествице и превращаются в ангелов. Пророк Илия вылетает из трубы крематория, а за ним - сомн ангелов. Авраам, прижавший к себе Исаака, но уже за колючей проволокой. Три еврейских музыканта, которых ангел укрыл своими крылами от огня в печи крематория.
-
Холокост, или Шоа, катастрофа, как его называют евреи, - это была жертва
всесожжения, - говорит Владимир Ильич Илюшенко, ведущий передачи «Дискуссии на
тему» на радио «София». - Действительно, евреи - идеальная жертва. Единственный
народ, сформировавшийся на религиозной основе, избранный Богом, каким был и
остается до сих пор. Избран не потому, что он чем-то лучше остальных народов, а
потому, что Господь так захотел. «Холокост - это месть Богу, - сказал папа
Бенедикт XVI. - Фашисты убивали евреев, потому что хотели убить Бога». То, что
мы видим здесь, на выставке, - это мужественное свидетельство Лилии о том, что
не хотят знать и помнить наши современники.
- С одной стороны, выставка - это мир Ветхого Завета глазами человека из Нового, - размышляет Карина Черняк, руководитель молодежного христианского клуба «Встреча» и редактор журнала «Дорога вместе». - С другой - это выражение той боли, с которой живет Лилия Ратнер в последние годы... Наша беда, беда России, в том, что неофашистские движения у нас не запрещаются, в то время, как в Германии с этим борются и воспитывают поколения на памяти о том, что произошло.
- Для меня каждая работа Лилии становится малым откровением, - говорит искусствовед Ирина Языкова. - Мне кажется, не случайно выставка открылась в праздник Благовещения, ведь то, что делает художница - это благовещение. Лилия Ратнер говорит о серьезном в наше время постмодерна, когда люди намеренно отказываются от серьезного, забывая, что развлечения - это не суть нашей жизни. В этом ее подвиг.
- Лилия - человек, который нас пробуждает к действительности, не дает нам покоя, - считает протоиерей Александр Борисов. - Величайшая ценность христианства заключается в словах апостола Павла: «Во Христа нет ни эллина, ни иудея». В христианстве встретились, объединились множество национальностей, но ни одна не потеряла свою самобытность. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями... не гордись, но бойся» (Рим, 11, 17-18, 20). «Не гордись, но бойся»: Бог не оставил свой народ, который отверг Его. Еврейский народ по-прежнему избран Богом.
- На открытии всех выставок моих работ по Ветхому Завету я говорю, что пророки и праотцы, которых я изображаю - это мои родственники, - рассказывает Лилия Ратнер. - Я почему-то живу в пространстве Ветхого Завета, хотя и христианка.
Без преувеличения скажу, что Сам Господь заставил меня создать серию работ о Холокосте - я ничего тут не придумывала. И считаю, что своими скромными способностями я Ему послужила.
Во время работы над серией я искала ответ на мучавший меня с детства вопрос о том, почему я не такая как все и чем-то перед всеми виновата, чем-то хуже других, причем непонятно чем. Когда я уверовала во Христа и крестилась, получилось несколько иначе: со стороны моих друзей-евреев на меня посыпались обвинения в том, что я предала свой народ. В том храме, куда я ходила вначале, до того, как попала в церковь Космы и Дамиана в Шубине, мне говорили: «Что вы тут делаете? Идите в свою синагогу!» Но, встретившись с о. Александром Менем, я поняла, каким должен быть истинный иудей, принявший Христа.
....Покойный Святейший патриарх Алексий II сказал однажды, что если бы мы были настоящими христианами и если бы иудеи были настоящими иудеями, то не было бы никакого Холокоста.
В поисках смысла красоты
«Книга «В поисках смысла красоты» - это не учебник истории искусств, а увлекательное путешествие в мир прекрасного, - читаем мы в аннотации. - Автор книги - художник, видящий мир не обыденно (о чем свидетельствует ее собственное творчество) и умеющий открыть это видение другим. Автор воспринимает искусство не как только человеческую деятельность, но как язык богопознания».
- Красота - одно из имен Божьих, - замечает Ирина Языкова. - Весь мир причастен этой красоте. Когда мы рассматриваем произведения изобразительного искусства, мы должны стремиться постичь смысл красоты, хотя он до конца не постижим, а не только получать удовольствие от просмотра. Книга Лилии учит видеть искусство, и, возможно, поможет людям, к искусству никакого отношения не имеющим, открыть искусство и полюбить его.
- Что
вас подтолкнуло написать книгу?
- спрашивает Лилию Ратнер корреспондент «TD».
- Ничего, - отвечает художница, - книга - результат моих многолетних споров с моим первым духовным отцом. Более тридцати лет тому назад я крестилась, попала в среду неофитов, таких же, как я, но которые отрицали искусство. Они считали искусство духовной деятельностью душевного человека и полагали, что заниматься можно только церковным искусством. Светское искусство распространяет греховность. Я не могла с этим согласиться и непрерывно спорила, что делаю до сих пор. Я уже давно ушла из того прихода, а о. Александр Мень, к кому я попала, всякое творчество любил и поддерживал. Но я все равно продолжала мысленно спорить с ними. Так сначала родились лекции в Православном Общедоступном Университете, а из них книга.
|
О. Александр Борисов и Лилия Ратнер |
- Есть ли у вас какие-нибудь авторитеты и кумиры в искусстве?
- Конечно, есть. Я люблю Марка Шагала, итальянского художника Джорджо Моранди, из русских - Сурикова. Раннее итальянское Возрождение, Джотто например.
- Как вы относитесь к современному искусству?
- С одной стороны, я его плоть от плоти и я не делаю что-то, что не делали в двадцатом веке. С другой - я считаю, что современное изобразительное искусство себя исчерпало, его сейчас просто нет. То, что есть, занято совершенно не теми высокими проблемами, которые должны быть у искусства. Но я думаю, что так будет не долго. Я не пророк, но думаю, что все прекрасное, данное Богом, дано не на один век и не на двадцать веков и еще вернется.
- Может ли искусство как-то содействовать нашему спасению?
- Если рассматривать историю искусства, то создается такое впечатление, что нет, не может. Оно и отражало жизнь, и пророчествовало, но также как пророков никто не слушал и более того - их побивали камнями, так пророчествующих художников никто не слушал. Отдельным личностям через искусство открывается духовный мир. Как Моцарт говорил в пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», что тот, кто способен услышать прекрасное, тот услышит, а толпа в целом - нет. Искусство может быть проповедью, но для тех, кто способен ее услышать.