И будут два одна плоть

Первое воскресение по Пасхе, называемое в народе Красной горкой, традиционно считается отличным временем для венчания. Но за радостями постпасхальных дней о глубинном смысле Таинства иной раз забывается. Мы пытаемся восполнить этот пробел.

 

В Таинстве Венчания два человека перестают быть отдельными друг от друга. Рождается нечто новое - Малая Церковь, союз, в котором муж любит жену так, как Христос возлюбил Церковь, а жена становится образом Невесты Христовой. Как это может совершиться? О Таинстве Венчания рассказывает прот. Максим Козлов.

 

- Что означает Таинство Венчания?

- В Таинстве Венчания, как и во всяком Таинстве церковном, и этим они отличаются от других священнодействий, нам не просто подаются те или иные дары Божии и не только действует благодать Божия, но происходит встреча, непосредственная встреча человека с Богом, человека со Христом. А это значит, что в центре жизни каждой церковной семьи (сначала мужа и жены, потом и родившихся детей) стоит Христос, и именно встреча с Ним даруется в Таинстве Венчания. Даруется то, что неизмеримо выше нас, что мы сами, какими бы хорошими людьми ни были, устроить не способны. Это дается как дар. И наша задача - его сначала понять, потом принять и не утратить до конца жизни через собственные грехи и недостоинства.

- Что означает чин обручения?

- В древней Церкви обручение было отделено от Венчания. Это такое церковное чинопоследование, когда жених и невеста при священническом благословении обмениваются кольцами. Они еще не муж и жена, но принимают на себя их обязательства по отношению друг к другу: взаимной верности, имущественные. И главное, что каждый из них становится для другого тем единственным или той единственной, с которым (которой) некоторое время спустя будет создана полноценная семья. Однако беря на себя супружеские обязательства, они еще не получают прав на совместную супружескую жизнь. Обручение совершалось, как правило, отдельно от Венчания в те исторические эпохи, когда оно имело место в более юном возрасте, чем могла начаться полноценная брачная супружеская жизнь. Тогда дети были более послушны родителям, и устроение браков в значительной мере осуществлялось по родительскому усмотрению.

- А можно ли сначала только обручиться, а венчаться потом?

- Думается, что в наше время обручение отдельно от Венчания оправданно в тех случаях, когда молодые люди, несомненно, уже искренне и глубоко друг к другу относящиеся и засвидетельствовавшие свое желание вступить в брак чистотой и твердостью своих отношений, в силу каких-то объективных обстоятельств не могут начать еще жить супружеской жизнью во всей ее полноте. Ну, скажем, они должны доучиться в вузе, или им пока негде жить, или возраст одного из них не позволяет. Но при этом как верные Господу православные христиане они понимают, что никакого предварительного телесного сожительства до брака быть не может. И чтобы поддержать их, чтобы облегчить бремя ожидания полноты супружеской жизни, можно обручение и Венчание разделить. И так как целью обручения является сближение будущих супругов, то оставшееся до Венчания время им будет уже не так трудно проходить во взаимной подготовке к нему. В остальных случаях обручение совершается вместе с Венчанием как единое чинопоследование.

- Можно ли обручаться не в храме, а просто обменяться кольцами?

- То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся, подобно первозданным прародителям Адаму и Еве, начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

- Таинство Венчания начинается с библейских слов: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Что значит - «оставит»?

- В Православной Церкви переход к самостоятельной жизни двух молодых людей явно обозначен - он начинается с Венчания. До этого они дети, они не только должны почитать родителей, но с ними жить одной семьей, а Венчание - это создание своей собственной семьи. Это Таинство начинается со слов: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей...» (Быт. 2, 24). И всем это необходимо сознавать: раз Венчание состоялось, значит, молодые, продолжая чтить своих родителей, должны быть готовы создать свою семью. Дело же родителей - не вмешиваться в жизнь детей, а только молиться и по необходимости помогать им. Благословили - значит, отдали. Конечно, для каждой матери ее ребенок лучше всех и достоин лучшей жизни, но раз Господь до брака допустил, раз Таинство Венчания совершилось - тем самым произошло подтверждение того, что молодые Богом благословлены на совместную жизнь. Венчанный брак - это дар Божий, и только в нем можно спастись. Если бы Богу не угоден был этот союз, то множество обстоятельств могло бы помешать совершиться Таинству Венчания.

- Не обидно ли родителям, когда Церковь говорит о том, что дети их оставят?

- Эти евангельские слова отражают реальную жизненную правду, которую на самом деле опытно знает каждый человек. Что мера отношений жены и мужа качественно иная, чем мера отношений родителей и детей, хотя бы даже просто потому, что муж и жена - это два человека, которые обретают друг друга сознательным выбором или по крайней мере сознательным неотказом от принятия кем-то рекомендованного выбора. Дети не выбирают себе родителей, а мужа и жену каждый так или иначе обретает в своей жизни сам. И эта встреча двух людей, до того никак не связанных между собой, но потом добровольно образующих брачный союз (не случайно главный вопрос перед Венчанием жениху и невесте - о добровольности и внутренней сознательности решения вступить в брак), приводит к удивительному преодолению самости, которое достигается в семье мужем и женой и которое, конечно же, качественно выше, чем то, что существует в природных отношениях между детьми и родителями. Но это не означает, что человек перестает быть сыном или дочерью, что нравственный долг его к родителям существует только до той поры, пока он живет с ними или пока сам не обрел брачное или монашеское состояние. Это означает, что его внутреннее попечение о родителях, внутренняя близость по отношению к ним иные по своей природе. Что даже не заповедано, а просто засвидетельствовано апостолом Павлом, который ведь не новую вещь говорит о муже и жене, что «будут двое одна плоть» (Еф. 5, 31). Это существовало и в языческом мире, существует и ныне в мире нецерковном. Новое же в апостольском благовестии то, что этот союз двух совершается во образ союза Христа и Церкви и что он подразумевает, во-первых, окончательность, которой не знала языческая, не знает и современная атеистическая секулярная семья, а во-вторых, жертвенность по отношению друг к другу. Союз Христа и Церкви - это союз жертвенный, основанный на искупительной жертве Спасителя и на добровольном желании христиан идти узким и тесным путем спасения. Так же и христианская семья - это взаимная готовность жертвовать собой ради другого, себя поставлять на второе место ради другого. И это то новое, что заповедано нам в евангельском благовестии, в отличие от вполне понятного душевно-телесного единства мужа и жены, которое иногда можно наблюдать даже и во внецерковном мире.

- Зачем во время Венчания надевают венцы?

- Во-первых, венец означает корону. И надевание венцов - это символ коронования. Жених и невеста во время Таинства Венчания, будучи облаченными в эти венцы, знаменуют собой первых людей - Адама и Еву, которые были венцом творения, так как были поставлены Богом над всей тварью. Во-вторых, венцы даются новобрачным за их хранение себя до брака, за их терпение и стремление к освященному Церковью правильному супружескому союзу. В-третьих, это венцы мученические, которые должны напоминать о том, что семейная жизнь - это и добровольное несение бремени другого человека. Соединение всех этих смыслов происходит в Таинстве Венчания.

- Почему во время чина Венчания звучат слова «Святые мученицы...»?

- Священник провозглашает начальные слова тропаря, которые затем допевает хор: «Святые мученицы добре страдавши, венчашеся, молитесь ко Господу спаститеся душам нашим», потому что при Венчании жениху и невесте (теперь уже мужу и жене) даются царственные венцы за то, что они прошли до свадьбы (в норме - это должно быть именно так) путь взаимного воздержания и добровольного отказа от телесных удовольствий. И в этом смысле венцы есть награда, которой Церковь похваляет жениха и невесту, высоко ставя их чистоту и целомудрие.

- Во время Венчания брачный союз сравнивают с единением Христа и Церкви. Что это значит?

- В Послании апостола Павла к ефесянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф. 5, 23-25). Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как Собою пожертвовал ради спасения всех тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи, именно об этом говорит апостол. Но он говорит еще и о той мере глубины, которая достижима в семейном союзе. О том, что не случайно в семье это стеснение себя ради другого и постоянное принесение в жертву своего «я» могут достичь наибольшей глубины и значимости для совместной жизни мужа и жены, так что именно это становится основой для продолжения их бытия в вечности. И ничто иное, кроме как подлинно христианские брачные узы, не имеет основания быть в ней нерасторжимо связано.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале