Валерий Башенин: возвращение к знаку
Справка:
Башенин Валерий Викторович
Родился в 1943 году в г. Воткинске.
В 1959 - 1964 гг. учился в саратовском художественном училище.
В 1968 - 1973 учился в МВПХУ (бывшем Строгановском) на отделении монументальной живописи.
Станковые работы находятся:
Музей Современного Искусства. Москва, Россия.
Коллекция современного искусства галереи «MAR'S». Москва, Россия.
Кемеровская Картинная галерея. Кемерово, Россия.
Частные собрания в Германии, Франции, Италии, Швеции, Финляндии, Южной Корее, Великобритании, США
Заслуженный художник Российской Федерации. Диплом Российской Академии Художеств. Участник аукциона Sotheby's в Москве (1993) и Лондоне (2007). 2000-2006 гг. - председатель монументальной секции Московского Союза Художников.
Информация с сайта: http://valery-bashenin.narod.ru/
*
Мастерская художника. Две комнаты с большими окнами. Холсты - большие и маленькие на стене и на полу. Палитра, кисти. В другой комнате - стол, чай и сухие розы в вазе. Фотография учителя. Графика на стене - на старинной карте нарисована птица.
Валерий Викторович, я видела вашу графику на вашем сайте в Интернете. Как Вы делаете такие работы? Вы сами рисуете эти карты?
Нет, это репродукции старинных карт. Началось с того, что я лежал в больнице. Жена принесла показать мне немецкий атлас звездного неба, который она как раз купила. От нечего делать я долго его разглядывал... Некоторые точки и пятна образовывали какие-то узоры. Я взял карандаш и начал по ним рисовать. Постепенно появлялись цветы, фигуры животных. Так получился цикл работ. Закончился атлас - попался настенный календарь средневековых карт Европы. Продолжил работу на них. Потом покупал отдельные карты, маленькие и большие.
Почему у Вас почти на всех рисунках или картинах животные или цветы?
Почему - не знаю. Сами появляются. Это даже и не животные, не цветы. Скорее их первообразы, так называемые «архетипы». Архетипичные изображения можно встретить в истории искусств разных народов с древнейших времен. Например, в иконе: можно увидеть и конкретную птицу, ворона, питающего Илию-пророка в пустыне, или «Дух в виде голубине». Но чаще всего это и не ворон, и не голубь, это птица вообще, и непонятно, какая именно. Птица, зверь (неважно какой), рыба, цветы, которых вообще в природе не существует - это знаки. Не обозначения конкретных объектов, а указание на общие классы животных и растений. В византийском искусстве знаковая система существовала с V - VI века после Р. Х., когда разрушились позднеклассические иллюзионизм и перспектива, в средневековом искусстве Европы примерно до XV - XVI века, до эпохи Возрождения. В России знаковость продержалась дольше в иконе, в росписи храмов, палат, в народном прикладном искусстве (росписи прялок, сундуков, посуды, игрушек, вышивке). Художник изображал не дом, не птицу, а свое представление о них.
Вообще в знаковую систему многое входит. Сам цвет может иметь особое духовное значение.
Как Вы себя оцениваете? Вы - художник-авангардист?
Я не авангардист. Скорее, я пытаюсь продолжить традиции искусства Византии, средневековой Европы и России. Так могла бы выглядеть светская живопись, если бы можно было изначально отказаться от власти перспективы и натурализма в живописи эпохи Возрождения.
Кстати, многие авангардисты с этого и начинали. Авангард я изучал с точки зрения художественной техники, сама идея этого течения меня совершенно не трогает. Авангард - явление деструктивное и агрессивное. Но ценности работ классиков авангарда Поля Клее, Хуана Миро и др. отрицать не могу.
Художник Шварцман в начале 60-х гг. ХХ века одним из первых поставил задачу возвращения к «знаковой системе».
В свое время я пробовал себя и в авангарде, и в импрессионизме. Я учился в то время, когда запрещали даже Коровина, а мы с друзьями тайком писали, подражая ему. Молодые, все внутри кипит, каждый день - новое открытие. Один из моих приятелей по Саратовскому художественному училищу привез из Польши целый альбом импрессионистов и художников начала ХХ века. Тогда в моей голове произошел настоящий переворот, - что это такое, как к этому относиться? Мы, студенты, все время спорили, ночами не спали, бродили по городу, писали ночные этюды. Вокруг нас собирался народ: «Хулиганы, безобразие, «ослиные хвосты». Спорить нам было некогда, нам нужно было рисовать, вот-вот милиция подъедет. И приезжали, забирали нас в отделение. Из училища некоторых отчисляли. Это было начало шестидесятых годов. Потом мы решили, что исчерпали Саратов, и отправились в Москву. Я поступил в Строгановку на отделение монументальной живописи. После института много лет работал на Комбинате монументально-декоративного искусства Московского художественного фонда. Опыт работы со стеной очень помог мне потом в моем творчестве.
Скажите, Валерий Викторович, Вы с детства были верующим человеком или у Вас был какой-то путь к вере?
Я шел к вере долго и может быть несерьезно, пока не встретился с Михаилом Матвеевичем Шварцманом, моим учителем, человеком глубоко верующим, который стал моим крестным и в жизни и в искусстве. Крещение, конечно, повлияло на мое творчество. Я начал ходить в храм, стал серьезно изучать икону, часто подолгу рассматривал иконы в Третьяковской галерее. Так постепенно произошел перелом в моем мировоззрении.
Как Вы познакомились со своим наставником?
Встретились, конечно, не случайно. Сначала мы с другом познакомились с поэтом, Тимуром Зульфикаровым, ныне очень известным, который хорошо знал Михаила Матвеевича. Он сказал: «Я вас представлю такому художнику, которого вы никогда не видели». Шварцман встретиться согласился, но попросил принести свои работы. Так и началась наша дружба.
Валерий Викторович, что Вы думаете о православном или христианском искусстве? Это только живопись на религиозные темы? Или что-то еще? Какие у него есть принципы, задачи?
Христианское искусство - искусство храмовое: зодчество, фрески, иконопись - тема обширнейшая. Не для одного разговора. А если взять живопись на религиозные темы... Картина может быть написана не прямо на религиозную тему, это может быть, скажем, любовь к природе. Я считаю, что пейзажи Саврасова, Венецианова, Григория Сороки и многих других художников - яркие примеры христианского искусства. Они способны сильно взволновать зрителя, вызвать подлинное религиозное чувство, так как, изображая творение, напоминают о Творце. Произведениями христианского искусства могут быть и портреты, например работы Тропинина, Вешнякова.
Сейчас в Третьяковской галерее проходит замечательная выставка - «Цветы в русском искусстве» (с XI в. до наших дней). Что это? Христианское искусство. При том что художники не ставили перед собой задачи создать именно что-то христианское. Когда такие задачи специально ставятся, может ничего не получиться - не хватит таланта, или мастерства... Ну и, конечно, нужно просто быть христианином, неважно, художник ты или плотник, ты - христианин, и делаешь это во славу Божию.
Ставите ли Вы перед собой какие-нибудь задачи?
Задачи ставлю, во-первых, узкопрофессиональные: композиция, цвет, конструкция. Но есть и другое - желание запечатлеть в холсте красоту, тишину, светоносность. Писать начинаю спонтанно. Одна тема может сменить другую, пока не найдется какой-нибудь кусочек, который «закамертонит». Вокруг него начинаешь вылепливать фигуры. Период поисков обычно очень мучительный, порой продолжается несколько месяцев, пока не наступит момент озарения.
Как Ваши работы попали на аукцион Sotheby's?
За последние 25 лет очень много работ было продано западным и российским коллекционерам. Эти холсты живут своей жизнью, меняют владельцев, появляются на аукционах (не только на Sotheby's). Я к этому уже не имею отношения.