Cвященник Святослав Шевченко: Учимся подавать информацию в современном ключе – без лишней «воды» и елейности
- Отец Святослав, указ об организации вашей пресс-службы был подписан всего лишь год назад, 6 ноября 2011 года, а сейчас сам Патриарх на фестивале «Вера и Слово» отметил работу вашей команды. На момент подписания указа уже была собрана какая-то команда? Какой опыт работы у вас был наработан или пресс-служба начинала работу прямо с нуля? Кто вошел в ее состав?
- Самое интересное, что с момента воссоздания Благовещенской епархии (декабрь 1993 года) пресс-службы в её составе не было. До этого с прессой контактировал секретарь епархии, как правило, человек, далекий от журналистики. И у подобных контактов были не самые благоприятные плоды.
Я бы даже не сказал, что нам пришлось начинать работать на информационном поприще с нуля: в плане информационной работы епархия, образно говоря, была в глубоком «минусе». Информационная политика была такой закрытой, словно она держала глухую оборону: получить комментарий от официальных лиц было сложнее, чем добыть информацию в спецслужбах и на режимных объектах. И это очень раздражало местных журналистов.
С назначением на Благовещенскую кафедру нового епархиального архиерея ситуация кардинально изменилась. Правящий архиерей оказался человеком открытым и очень активным. Во время встречи владыки с амурским духовенством он интересовался проблемами Благовещенской епархии. Мне в прошлом журналисту, удалось поднять вопрос о сложностях во взаимоотношениях епархии с местными СМИ. Поскольку инициатива наказуема, архипастырь благословил меня заняться решением этой проблемы.
Познакомившись с положением информационных дел епархии, архиерей сразу принял решение. Так 6 ноября 2011 года указом Преосвященного Лукиана, епископа Благовещенского и Тындинского была образована епархиальная пресс-служба.
На момент основания никакой команды не было, если не считать монахини, которая по послушанию, как могла, занималась газетой. На мои плечи, как руководителя пресс-службы, легла масса обязанностей, причем параллельно пришлось возглавлять отдел по связям с общественностью. Как в той церковной присказке: сам читаю, сам пою, сам кадило подаю.
Первый толковый сотрудник появился на горизонте спустя почти полгода. Владимира Пушкарева я пригласил из пресс-службы Общественной палаты Амурской области. Сегодня он здорово меня выручает по части бумажной работы и написанию новостных статей на информационный портал епархии «Благинформ», редактором которого является.
На днях в нашу команду влилась Анна Лиманская, которая пришла к нам из одного амурского издательского дома. Анна всерьез займется епархиальной газетой «Благовещенские епархиальные ведомости». Надеемся, что в скором будущем наша церковная официальная пресса пополнится аналитикой, инфографикой и прочими современными формами подачи печатной информации.
- Какие проекты минувшего года в вашей работе вы считает самыми важными, успешными, удачными? почему?
- Среди интересных медиапроектов нашей пресс-службы можно выделить новый официальный сайт Благовещенской епархии, которым является информационный портал «Благинформ». Он пришел на смену старой интернет-странице епархии, дизайн которой оставлял желать лучшего. К тому же, информация на нем обновлялась с большими временными интервалами, что сказывалось на посещаемости.
При разработке нового сайта мы пошли по пути динамичных порталов ведущих информационных агентств. «Локомотивом» веб-страницы стала новостная полоса, на которой в сутки выходит от 3 до 5 информационных статей о жизни Благовещенской епархии. Наши новости активно цитируются в СМИ региона.
Презентация информационного портала «Благинформ» состоялось в Общественно-культурном центре Благовещенска на день церковного новолетия - 14 сентября по новому стилю. На мероприятие, проходившее под девизом «С новым годом! С новым сайтом!» были приглашены амурские журналисты электронных и печатных СМИ.
На данный момент посещаемость сайта составляет от 150 до 200 уникальных посетителей в сутки. В ближайшее время планируем выйти на отметку в 1000 посетителей. Для этого у «Благинформа» открыты представительства в социальных сетях и на блогоплатформах. К тому же, нас взяли в программу сервиса «Яндекс. Новости» и теперь все новости епархиального сайта неплохо индексируются.
- На чей опыт вы ориентировались, организовывая работу пресс-службы, делая сайт?
- Своего опыта в организации пресс-службы, конечно, не было, ведь функции у журналиста и у пресс-секретаря – совсем разные. Начинали с азов, читали соответствующую литературу. Общую картину церковной информационной службы для нас прояснило пособие Евгении Жуковской «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы». Помогли нам и книги светских специалистов.
Мощный толчок развитию нашего отдела дали курсы повышения квалификации в Хабаровске, которые Синодальный информационный отдел провел для сотрудников епархиальных пресс-служб в Хабаровске. Особенно понравились деловые игры и основы мониторинга, аналитики и планирования. Но самое важное, что мы познакомились между собой и стали как-то роднее, ближе друг другу.
Сайт мы делали по примеру динамичных информационных агентств, как светских, так и православных. У них же учимся подавать информацию в современном ключе – без лишней «воды» и елейности.
- Что именно входит в компетенцию пресс-службы? В чем вы сами видите основную цель вашей работы?
- На мой субъективный взгляд, в поле ответственности церковной пресс-службы лежит главная задача – выстраивание дружеских отношений с коллегами-журналистами. Нередко руководители епархиальных информационных пресс-служб проводят незримую линию фронта между собой и СМИ. Это грубейшая ошибка, поскольку они нам не враги. Просто в некоторых вопросах мы по-разному думаем. Поэтому наша основная цель – попытаться показать людям из внешнего мира, как работает мысль православного христианина. Может быть, тогда им станут понятными наши чаяния и переживания.
- Что для вас самое сложное и самое радостное в работе?
- Лично для меня самое радостное в работе руководителя пресс-службы бывает в те редкие моменты, когда Господь показывает через какие-то жизненные обстоятельства пользу Церкви от нашей деятельности. Отрадно осознавать, что ты не просто небо коптишь, а являешься инструментом в руках Бога. Хотя, может, это слишком громко сказано.
Сложностей всегда больше. Они связаны с диссонансом между желаемым и действительным. Бывает, информационная работа пробуксовывает из-за какой-то неслаженности между епархиальными отделами. Подливают масла в огонь и трения во взаимоотношениях между сотрудниками подразделений. Особенно проблемной темой становятся негативные всплески в СМИ, на которые необходимо как-то реагировать. Во всех озвученных сложностях, как правило, виноваты мы сами. Значит, где-то проспали, недоглядели, недоработали, спустили на тормозах…
- Если правильно понимаю, первые новости на сайте епархии были связаны в основном с деятельностью архиерея, а сегодня они намного более разнообразны. Что входит в круг тем и новостей, которые вы размещаете на сайт, как вы сами определяете тематику?
- Дело в том, что «Благинформ» молодой ресурс. Он начал свой отсчет от приезда нового активного архиерея. Поэтому неудивительно, что внимание первых публикаций после периода междувластия в епархии было приковано к владыке, который приступил к обязанностям управляющего Благовещенской епархии.
Мы работаем по такому же принципу, как и многие информационные агентства. Благо, что из-за множества интересных идей владыки Лукиана у нас нет недостатка в информационных поводах. Но иногда мы помогаем коллегам из смежных отделов посредством медиа-поддержки значимых епархиальных проектов. Ведь, если о реализации какого-нибудь дела или мероприятии не расскажут СМИ, то можно считать, что ничего не было. Иногда это необходимо для привлечения внимания общественности и властей к острой проблеме, а также для поиска меценатов.
- Важный вопрос - как вам удалось наработать контакты в епархии, чтобы. например, отдельные приходы или организации говорили Вам о своих новостях?
- К сожалению, эта работа только в зачаточном состоянии. У нас есть намерения создать сеть корпунктов при каждом районном центре, где есть православный приход. Для этого необходим целый комплекс мер по выявлению на местах людей, обладающих талантом народной журналистики. В настоящее время это лишь единицы, которые есть на крупных приходах епархии. Наша задача - чтобы все значимые события в жизни епархии были доступны большему количеству жителей Амурской области.
- С какими светскими СМИ сотрудничаете? Это важно для Вас? В чем состоит сотрудничество и как Вы его начали и стараетесь развивать?
- Со многими представителями СМИ региона у нас сложились дружеские отношения. Мы стараемся быть максимально доступными. Но мы не забываем, что для многих наших светских коллег есть такая специфика, как рейтинг. Он является важной составляющей любого коммерческого дела. Другими словами, посещаемость, читаемость, смотрибельность – кормят журналистов.
Рейтинговые материалы, как правило, связаны со скандалом, трагичностью и прочими негативами. Бывает, что и епархия оказывается в центре повышенного внимания со знаком «минус». Но благодаря теплым взаимоотношениям с выпускающими редакторами, продюсерами, журналистами удается дать свою точку зрения, отражающую церковную позицию. Считаю, что это очень важно, что потребители информации могут слышать и церковное мнение.
- На Ваш взгляд, какие основные проблемы в работе епархиальной пресс-службы? А как их можно преодолевать?
- Эти проблемы извечны и актуальны для работы любого подразделения, хоть светского, хоть церковного. К сожалению, это отсутствие здоровых и профессиональных кадров. А поскольку кадры решают все, то нередко с нами случаются казусы, промашки, опечатки и курьезы. Необходима практическая школа. А это годы наработок и стажировок. Не последним вопросом является и улучшение материально-технической базы пресс-службы.
- Можно попросить поделиться впечатлениями от фестиваля "Вера и слово"?
- Это, действительно, была милость Божия. Ранее Благовещенская епархия не участвовала в, подобного рода, выездных мероприятиях. Но мы только попали на фестиваль, как нас сразу закружило в вихре его динамичной работы. График был очень плотный, поэтому на другие мысли времени просто не оставалось. После каждого фестивального дня мы замертво падали на кровати в своем номере.
Мы старались максимально отработать доверие, оказанное нам архиереем – задавали вопросы о наболевшем. Было много новых знакомств и встреча с виртуальными друзьями. Другими словами, фестиваль прошел на одном дыхании.
Самое главное, что мы увезли с этого масштабного мероприятия – так это чувство церковной соборности. Мы ощутили себя частью одного великого целого - Тела Христова. По сути, на «Веру и Слово» собралась интеллектуальная элита Русской Православной Церкви. К тому же, обмен опытом и мнениями – очень нужное и полезное дело, ведь зачастую специалисты информационных епархиальных служб варятся в собственном соку, что нередко сказывается на эффективности работы.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла, главу Синодального информационного отдела Владимира Легойду и его сотрудников и всех-всех, кто был причастен к организации фестиваля. Еще раз повторюсь – подобные мероприятия очень важны для нас. Особенно это касается провинциальных епархий.