Проект закона об образовании учитывает основные интересы верующих, заявляют в Русской Церкви
«Причин для крайней степени беспокойства православной общественности нет. Законопроект в том виде, в каком он должен пойти на второе чтение, учитывает основные интересы верующих людей и создаваемых ими образовательных учреждений», — заявил «Интерфакс-Религия» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Он возглавляет церковную рабочую группу, которая ведет переговоры с государством на тему упомянутого законопроекта, участвовал в ряде заседаний комитета Госдумы по образованию, на которых обсуждались поправки к нему, активно взаимодействовал с Минобрнауки при прежнем руководстве по вопросу выработки проекта закона.
Священник отметил, что, как это часто бывает между первым и вторым чтениями, «предлагались радикальные поправки с разных сторон». В некоторых случаях предлагалось кардинально расширить сферу религиозного образования в обществе, в некоторых — полностью исключить все положения, которые фиксируют уже сложившуюся реальность в области преподавания светских курсов — «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и теологии, — а также религиозного образования.
Он рад тому, что те поправки, за которыми стояло «намерение радикализировать ситуацию или вернуться к советским представлениям о месте религии в системе образования», на данный момент не поддержаны, а государство и общество, представленные в процессе рассмотрения поправок, «проявили мудрость и осторожность».
«Интерес юных поколений к знаниям о религии не удалось истребить даже в Советском Союзе, что уж говорить о нынешнем времени. И передача таких знаний в обществе всегда велась и будет вестись. Но ответственное государство, особенно перед лицом внешней религиозной экспансии, конечно же, призвано вводить эту передачу знаний в правовое поле, в рамки правил образовательной системы, иначе передача знаний о религии запросто может перейти в полулегальные и нелегальные общины, в Интернет, к сомнительным лидерам», — заявил отец Всеволод.
Именно поэтому, продолжил он, в проекте закона подробно описывается преподавание в школах ОРКСЭ и теологии в вузах как светских курсов, задаются правовые рамки существования духовных образовательных учреждений, готовящих кадры духовенства и профессиональных религиозных работников. Говорится и о том, что любые школы, государственные и негосударственные, в том числе учрежденные религиозными общинами, могут получать госсредства в расчете на одного обучающегося — не на преподавание религии, а на преподавание предметов общеобразовательного государственного стандарта.
Отец Всеволод указал на то, что правительственный вариант законопроекта включает в себя плоды «очень непростых, тонко настроенных договоренностей» между Минобрнауки и религиозными общинами, цель которых — дать правовую рамку реальности преподавания знаний о религии.
«Отдавать эту реальность, которую уже никто не в силах отменить или проигнорировать, на откуп стихии очень опасно для государства и общества», — убежден он.
Священник также подчеркнул, что никто не стремится к нарушению человеческой свободы, к навязыванию неверующим религии в системе образования, «но утверждать, что государство должно быть безразлично к процессам передачи знаний о религии, тоже как минимум недальновидно».
«У нас есть православные, мусульманские, иудейские общеобразовательные школы, в которых обучение предметам госстандарта сочетается с преподаванием религии. У нас есть большое количество людей, которые хотели бы получить знания о вере и религиозной культуре, есть разветвленная сеть преподавания основ религиозных культур в школах и теологии в светских вузах, которая не предполагает никакой принудительной индоктринации. У нас есть прекрасная возможность выбора между изучением в школе одной из религиозных культур, нескольких сразу и светской этики», — констатировал он.
По его словам, в России нет больше в Конституции принципа отделения школы от Церкви, «на который периодически ссылаются, увы, даже некоторые законодатели».
«У нас светское государство, от которого отделены религиозные объединения, то есть организационные структуры религиозных общин. Но государство и религиозные общины, конечно же, взаимосвязаны, потому что их вместе во многом составляют одни и те же люди, являющиеся и гражданами государства, и членами религиозных общин», — заявил отец Всеволод.
Поэтому, по его словам, процессы получения знаний о религии должны быть сферой общенациональной заботы, и нужно добиться того, чтобы, с одной стороны, была сохранена свобода верующих людей получать такие знания, а с другой, чтобы этот процесс не оказался вне рамок открытости и государственного контроля.