Бизнес по-церковному? Круглый стол о православном предпринимательстве
Открывая дискуссию, соавтор книги «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства» Сергей Шарапов отметил, что до определенного момента в жизни России и Церкви православное предпринимательство воспринималось как нечто естественное. Предприниматели связывали свое дело с православием и непременно жертвовали на благотворительные и социальные проекты. Так поступали, к примеру, купцы Рябушинские и многие-многие другие. После революции 1917 года эта традиция (как и свободное развитие предпринимательства) была прервана, и сейчас настало время ее возродить.
Насколько важно для нынешних предпринимателей декларировать открыто свои взаимоотношения с Церковью и свою духовность, что может мотивировать человека заняться бизнесом и благотворительностью и в чем состоит суть этики именно православного предпринимателя, – такие вопросы было предложено обсудить на встрече.
Выступления бизнесменов предварили слова священников.
- В любом месте, прежде всего, строился храм, и вокруг этого строительства, а потом вокруг храмовой жизни и храма объединялись люди, возникали семьи, прихожане начинали ощущать, что она друг другу не чужие. Раньше не было радио, газет, и информацию селяне в основном черпали в храме, из проповедей, - напомнил благочинный Сергиево-Посадского района священник Александр Колесников.
Бывало, в селах строили огромные соборы – но не из-за избытка средств, а потому что существовала внутренняя потребность иметь красивый, просторный храм.
- В советское время люди были объединены лозунгами и идеями, сейчас ничего подобного нет. Но если в обществе не будет единства и какой-то составляющей, которая бы скрепляла его наподобие раствора, то, конечно, все развалится, - говорит священник.
Сегодня предприниматели нередко принимают деятельное участие в строительстве и реставрации храмов. Например, Александр Алеев из TEKTA GROUP участвует в создании нового храма в Сергиево-Посадском районе, приезжает на планерки, контролирует генеральных подрядчиков, за что в церковном сообществе ему очень благодарны.
- В строящемся храме пока нельзя проводить полноценные богослужения, но мы служим. Например, молебны, панихиды, и люди приходят и получают духовную поддержку. Спасение человеческой души – вот что может объединить на сегодня, - говорит отец Александр.
- Храм в первую очередь – это люди, община, - напомнил настоятель Сергиевского храма в Семхозе священник Виктор Григоренко.
Вокруг него образуется определенная жизнь – возникает воскресная школа, детские и взрослые кружки и студии, библиотека, формируется целая инфраструктура и пространство для общения, которого подчас так не хватает сегодня людям. Так что, как говорит отец Виктор, строительством храма дело не заканчивается. Одна из проблем в деле восстановления храмов – нехватка людей, и тех, которые будут строить, и тех, которые затем будут приходить в храм молиться.
Помощь реставрации и постройке новых церквей – дело принципиальной важности, и кто, как не предприниматели, от которых во многом зависит будущее нашего государства и общества, должны это понимать? Особенно если учесть, что государство не выделяет средства на восстановление храмов.
- Россия в цивилизационном плане остается православной, ее цивилизационный облик определяет православие, - говорит бизнес-консультант и соавтор книги «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства» Виталий Кандалинцев .
Он уверен, что участие в развитии Церкви – это не только личный выбор конкретного предпринимателя, но дело всего общества. Вопрос о православной этике – вопрос об обретении бизнесом своей цивилизационной компоненты.
- Православная этика предпринимательства - это сохранение российской духовной идентичности в бизнесе, - считает Кандалинцев.
Принадлежность к православной традиции ни в коей мере не значит, что человек должен замкнуться в узких рамках многочисленных религиозных предписаний. Говорится только о нормах поведения, которые заложены в христианском вероучении, и на основе которых человек будет выстраивать свою собственную модель поведения на рынке, которая отвечает его потребностям и талантам, в том числе и в условиях конкуренции.
- Вера не сковывает предпринимателя, но его личный выбор в рамках хозяйственной деятельности определяется тем, угодно это Богу или нет, - подытожил Виталий Кандалинцев.
В качестве примера он привел протестантские страны Европы, в которых бизнес и рынок получили развитие именно благодаря тому, что возникла христианская этика: огромные кредиты давали под честное слово, поручителями выступали христианские общины, и механизм кредитования подтолкнул развитие торговли и прогресса. По словам предпринимателя, свой «механизм прогресса» сегодня нужен и нам.
Что касается склонностей, каждый человек должен искать свою нишу. Например, его знакомая многодетная мама, прекрасно понимая, что нужно ей самой, организовала помощь другим многодетным мамам так. Что этот механизм реально работает.
«Руководство компании – православные люди. Мы чтим церковные традиции, перед началом строительства на объекте устраивают молебен на всякое благое дело, а после сдачи передают в эксплуатацию только после освящения», - подчеркивает Александр Алеев.
Алеев обратил внимание не только на формальные правила или соблюдение каких-то внешних ритуалов, но и на такую составляющую взаимоотношений, в том числе на рынке, как доверие.
Александр Алеев входит в совет попечителей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (его членами являются, например, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, мэр Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава Центрального Федерального округа).
Алеев рассказал, что в Уставе совета содержится пункт о том, что его участники, помимо оказания помощи обители, также оказывают помощь друг другу.
- Это особенно важно в нашей непростой работе, когда приходится общаться на разных уровнях, - объяснил Алеев.
То есть, можно подойти к человеку, объяснить, что ты тоже являешься участником попечительского совета Лавры, и гарантированно получить помощь или совет. Ощущение этой поддержки и доверия очень важно.
Другой момент, о котором сказал Алеев, – четкое выполнение фирмой или компанией своих обязательств. Если есть ощущение доверия и надежности, то можно иметь партнерские отношения, выстраивать общее дело.
Далее собравшиеся обсудили, как можно действовать на рынке, основываясь на принципах христианской религии. При этом ведущий подчеркнул, что не обязательно все сводится к благотворительному перечислению денежных средств на чей-то счет.
«Мы не занимаемся прямым сбором средств, но рассказываем миру о том, как коммерческие организации помогают нуждающимся», - объяснил Петр Николаев, руководитель медиа-проекта ДаритеДобро.Ру.
На нашем сайте сделана панель фотографий: черно-белые – это те, кому нужна помощь, цветные – те, кому уже помогли. Все очень просто и наглядно. Оказывается, просто рассказ может побудить людей сделать что-то для других, то есть они элементарно узнают, что, оказывается, можно стать благотворителем и это просто. К тому же, уже есть немало единомышленников.
В связи с этим возникает вопрос – уместно ли рассказывать о своих благодеяниях? Ведь сам Господь заповедовал творить милостыню таким образом, что «правая рука не ведает, что делает левая».
Петр Николаев отметил, что, действительно, многие компании «считают благотворительность чем-то сокровенным» и отказываются об этом говорить.
- Надо избегать крайностей. С одной стороны, скромность должна присутствовать. С другой стороны, обычно нас поражают и вдохновляют не какие-то призывы, а примеры, поэтому, особенно если учесть, что наша церковная традиция во многом была прервана в течение 70 лет советской власти, нужно умеренно рассказывать о благотворителях, чтобы вдохновить других, - считает Александр Алеев, представитель TEKTA GROUP.
Круг вопросов возникает вокруг того, что представляет собой именно православная бизнес-компания. Условно говоря, значит ли это, что, допустим, православное руководство подбирает только православных сотрудников и так далее.
- Что касается сотрудников, их вероисповедание не должно интересовать работодателя, - уверен Виктор Кандалинцев.
Он также считает, что будет проблемой, если православие превратится в лозунг и средство манипуляции (например, если начальник будет требовать от подчиненных сверхурочной работы без доплаты, мотивируя это тем, что нужно смиряться).
Он рассказал, что на ресепшене компании, где он работает, стоит небольшая икона Спасителя или преподобного Сергия.
- Пройдет православный человек – ему будет приятно, он перекрестится, помолится, а кто-то пройдет и не заметит. Вера – дело добровольное, - говорит Кандалинцев.
По мнению Виталия Кандалинцева, православная этика предпринимателя – это не модный лозунг, а просто способ организации своей жизни и бизнес-стратегии так, чтобы в основе их лежало учение Христа. Нужно стараться больше времени и сил уделять делам милосердия, учиться «включать духовную компоненту в повседневную жизнь». При этом надо понимать, в чем состоит твой талант, и если есть склонность не к монашеству, а, например, к бизнесу, то не бояться заниматься предпринимательством и на этой ниве служить Богу. Можно сочетать православную веру с жизнью в обществе с активной жизненной позицией.
- Ели мы хотим, чтобы наши дети и внуки жили в лучшей стране, мы должны эту тему обозначать. Не может безнравственный человек браться за руководство серьезными проектами. Православная этика – это свобода выбора законной хозяйственной деятельности, которая не вступает в противоречие с совестью человека и его верой. Этика – это голос сердца, а не то, что Вам кто-то предписал, - подытожил Кандалинцев.
Александр Алеев согласился с ним и еще раз напомнил о доверии как очень важном компоненте партнерства:
- Если у тебя партнер православный человек и живет по принципам православия, это надежный партнер. Мы стараемся не лгать. Жить и говорить правду намного проще. Хотелось бы, чтобы такого партнерства было больше.