«У нас до сих пор есть провинциализм во взгляде на Интернет»
Иеромонах
МАКАРИЙ (Марк Маркиш) - священник, публицист.
Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. С
1985-го по 2000 год работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую
духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в
Россию принял постриг, в 2003-м рукоположен в сан священника.
Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах, интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы. В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Работает в правлении двух общественных групп: Комитета защиты семьи, детства и нравственности
- В России особой популярностью пользуются книги низкого качества, пропагандирующие язычество и суеверия. Существует ли такая проблема у Русской Православной Церкви Зарубежом?
Простите за резкость, свинья лужу найдет. Интерес к низкопробному вздору не с нами родился и умрет не с нами (к сожалению). И хотя особенности этого интереса могут быть различными, подогревается он всё теми же до боли знакомыми свойствами человеческой природы...
Поделюсь с вами характерным эпизодом: один священник Русской Зарубежной Церкви , американец, настоятель маленького прихода со смешанным составом прихожан, завел обычай каждое евангельское чтение сопровождать проповедью, излагающей толкование блаж. Феофилакта Болгарского. Казалось бы, что здесь необычного? Но вот пожилой прихожанин из старой русской эмиграции выражает немалое удивление: «Как это хорошо о. Брендан придумал, такие проповеди по Евангелию, как интересно!.. У нашего прежнего настоятеля, отца такого-то, ведь не было других тем для проповеди кроме жидов, большевиков и масонов».
- Сегодня Вы работаете в Комитете защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель». Раньше считалось, что хорошая книга воспитывает и учит. Сегодня, когда молодые люди больше времени тратят на компьютерные игры и интернет, играет ли книга по-прежнему существенную роль в воспитании?
Да, безусловно играет - если это хорошая книга. Весь фокус в том, что значит слово «хорошая» в данном контексте... Кто будет спорить, что самая лучшая книга для всех времен и народов - это Евангелие?? Но неисчислимому множеству из 140 миллионов у нас на Руси и 7 миллиардов на планете Земля нужны другие книги, которые и будут хорошими, здесь и сейчас.
Вспоминаю историю про какого-то юного американца на Афоне , какой ответ на «вопросы жизни» получил от почитаемого там старца: «Возвращайтесь домой, идите в городскую библиотеку и прочитайте собрание сочинений Диккенса . После этого, если у вас еще будут вопросы, возвращайтесь: поговорим...»
- О чем должны быть сегодня книги, чтобы их покупали и читали с пользой для души?
Наверное, обо всём!.. И это не отговорка. Православие - это полнота жизни, видимого и невидимого мира. И если мы с вами не желаем говорить и писать о чем-то, закрываем на что-то глаза, объявляем какую-то тему запретной, значит, мы отказываемся от этой полноты и уступаем место противнику на каком-то участке фронта Невидимой Войны.
Нам нечего прятать. «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:20-21).
- Вы очень активно участвуете на православных форумах, блогах. Что дает вам такое интерактивное общение? Должен ли священнослужитель искать новые формы проповеди, используя современные технологии?
По сравнению с другими, и даже по сравнению с самим собой лет 10-15 тому назад, - совсем не активно. В частности, блога я не веду и в чужих самостоятельно не участвую. Если кто-то меня цитирует и перепечатывает - милости просим...
Наша работа в Интернете ничем в принципе не отличается от любой другой информационной среды , от книг и газет до разговора с попутчиками в автобусе: это православная миссия, участие в которой - обязанность каждого христианина, тем более священника.
Поэтому новые формы проповеди - это не цель, а средство. Если такое средство оказывается успешным и эффективным - прекрасно, а если нет - надо искать другие средства для данных конкретных условий, для данной аудитории, для данного проповедника.
- Как вам кажется, достаточно ли представлена позиция Русской Православной Церкви в интернет-среде?
В целом, разумеется, недостаточно. Другое дело, что от имени Церкви, а иной раз и прикрываясь священным саном, фальшивым или, к сожалению, подлинным, некие активисты изливают в Интернет ядовитые отходы собственной активности.
Был знаком с одним священнослужителем (его больше нет в нашей Епархии), который публиковал в Интернете нецензурную брань, а на укор Архиерея отвечал без тени стыда: «Меня просто цитируют в отрыве от контекста!»
У нас с вами до сих пор прослеживается некоторый провинциализм во взгляде на Интернет , какое-то лже-благоговение: будто бы интернет-публикация в силу самого технического средства обладает некими особыми преимуществами и свойствами. Так, наверное, смотрели люди на телевидение пятьдесят лет назад и на газету - двести...
Мне пришлось участвовать в становлении интернет-среды в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века, и уже тогда со всей ясностью обнаружилась простейшая истина: всем тем, кто прежде писал на стенах кабинок в общественных уборных, Интернет дал возможность выносить свое творчество на обозрение всей планеты, мгновенно и к тому же бесплатно.
- Православных ресурсов сейчас более 3000, а если спросить светского человека, далекого о церковной жизни, но считающего себя православным, какие он знает или посещает православные сайты, сможет ли он привести пример хотя бы одного сайта? Получается, что мы делаем сайты «для своих»?
В описанной вами ситуации проблема именно в том, что люди считают себя православными, но остаются далеки от церковной жизни! Пессимист скажет вам, что от таких псевдоправославных и не приходится ждать иного, а оптимист (к числу которых я пытаюсь принадлежать) выразит надежду, что именно Интернет поможет им к церковной жизни приблизиться.
- Не секрет, что самые популярные разделы у большинства православных сайтов - вопросы священнику, православный календарь, рецепты постного стола, молитвы на все случаи жизни. Неужели только этим и ограничивается круг интересов к Православию: как молиться, поститься, какой иконе поклониться?
Приглядитесь: приведенный вами перечень «популярных» предметов на самом деле далеко не однороден и не так безнадежен, как кажется. И недаром его возглавляют вопросы священнику. Если священник дает верные, точные, православные ответы, то любая из перечисленных тем способна открыть читателям бездонную глубину и бескрайнюю высоту Святого Православия.
- Сталкивались ли вы с профанацией под маской Православия: лжесвященники на форумах, лжеблагословения на литературе? С чем связаны такие явления и как с ними можно бороться?
Конечно, сталкивался. По воде ходить, сухим не быть. Связаны такие явления, с одной стороны, со злой волей врагов Церкви, любителей и профессионалов, а с другой - с нашим собственным невежеством, пассивностью, невниманием, ленью и легковерием.
Поскольку первый фактор не поддается нашему влиянию (разве что привлечь ФСБ, но это навряд ли возможно, да и не слишком результативно), приходится обратить внимание на самих себя: бороться с указанными недостатками и слабостями, сиречь грехами.
- И все же, судя по откликам наших посетителей и вопросов священнику, все больше людей тянутся к вере, хотят больше узнать о Православии, вы в своем служении это замечаете?
Пожалуй что замечаю. Священник не будет полагаться на Интернет в своей оценке обстановки; он смотрит на живых людей вокруг себя. И практически всякий раз, когда я выхожу из алтаря для совершения Таинства исповеди, кто-то говорит мне, смущаясь: «Батюшка, простите, я в первый раз...»
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
В свое время немалое влияние на меня оказали труды иеромонаха Серафима (Роуза) ; я переводил их на русский. И вот одним отрывком из воспоминаний об о. Серафиме я поделюсь здесь с вами, в качестве пожелания всем: «Его огорчала наша „бессознательность", наше невежество в вере, наша неспособность делиться ею с окружающими.
„Очнитесь, прошу вас, - говорил он нам, - интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всем разберется и растолкует вам Православие. И не прячьте его, будто это клад, а раздавайте всем вокруг!"»
Печатается в сокращении.