Налог на бездетность
Протоиерей Димитрий Смирнов
Протоиерея Дмитрия, большинству известного своими резкими высказываниями, некоторые журналисты и блогеры обвинили в желании обложить всех мужчин налогом за бездетность. Справедливости ради скажем, что речь шла не о всех мужчинах, а лишь о холостяках, чей доход превышает сто тысяч рублей в месяц. Тем не менее, идея налога на бездетность как таковая обнажает одну важную проблему нашего общества.
Если почитать заявления представителей власти и послушать разговоры обывателей, то зачатие ребенка кажется чем-то необычайно простым и не заслуживающим внимания. Сальные поговорки и шуточки, рассказы о том, как отцом или матерью становятся сразу же после первой брачной ночи, а люди не хотят появления ребенка исключительно из-за собственного эгоизма, плохо соотносятся с реальной картиной. Многие семьи хотят иметь детей, но их попытки долгое время остаются бесплодными. Чтобы не приводить примеров из современности, напомню о святых и праведных Иоакиме и Анне, которые всю жизнь страдали от бездетности.
Две тысячи лет назад люди считали бездетность наказанием Божием и подозревали, что родители Богоматери чем-то согрешили в очах Бога. Сейчас акценты сменились, и бесплодные пары часто подозревают в нездоровье, предлагают сменить позу, а то и партнеров.
Внешне ситуация поменялась — многие люди открыто говорят о том, что дети — это «обуза», мешающая развитию карьеры, в городах появились вечные «мальчики» и «девочки», которые и в сорок лет не хотят «обременять» себя семьей. Однако искусственная смена парадигм не может помочь бездетным семьям, желающим обрести простое человеческое счастье.
Разговоры о налоге на бездетность — это плевок в душу людям, которые и так переживают не лучшие минуты, оставаясь наедине с самими собой. В России много одиноких и семейных женщин и мужчин, не по своей вине все еще не познавших радость материнства или отцовства. Наказывать их за это — преступление. Разумеется, в нашей стране есть люди, преспокойно обходящиеся без детей и имеющие очень высокие доходы, с которых вполне можно было бы взять налог, но где гарантия, что эти люди завтра не придут в фискальные органы со справками о фиктивных браках, маленькой зарплате или просто не дадут взятку? В такой ситуации возможная тяжесть налога на бездетность ляжет на плечи далеко не самых богатых людей, не способных дать взятку или добыть соответствующую справку. Да и в конечном итоге речь не о деньгах, а о доверии к гражданам своей страны.
Налог на бездетность очень похож на идею церковной десятины. На словах все звучит правильно: если ты говоришь о своей принадлежности к Церкви, то ты должен поддерживать ее от своих доходов. На деле же любая формализация отношений с Богом и общиной, введение обязательных платежей не просто могут привести к оттоку верующих, к обману, но и накалят ситуацию в приходе. Более обеспеченные прихожане будут диктовать свои условия священнику, а бедные люди будут молчать и чувствовать себя «христианами второго сорта».
Не меньшую опасность представляет собой и вмешательство в семейную жизнь — уже сейчас ювенальщики без зазрения совести забирают детей у бедных родителей. Появление дополнительного налога может подстегнуть недобросовестных чиновников не только отбирать детей, но и штрафовать жертв произвола за неуплату налога на бездетность. Надеюсь, что мои предположения не подтвердятся, но все-таки не стоит вводить новые ограничения в эту сферу.
Совсем недавно депутат Екатеринбургской думы предложил обязать девушек выходить замуж и рожать ребенка до 20 лет. К счастью, эта абсурдная идея не получила статуса закона, но сама попытка власть имущих вмешаться в эту сферу чрезвычайно настораживает.
Семья и деторождение — вещи, не подвластные земным правителям. Государство может и должно облегчать процедуру усыновления, помогать родителям, оно не должно перекладывать свои социальные обязательства на плечи граждан. Нельзя подталкивать к рождению ребенка страхом потерять часть доходов, в России и так слишком много отказников и сирот, и вынужденные плоды любви могут прямиком отправиться в дома ребенка, дав родителям желаемую справку о наличии у них детей.
Не стоит приравнивать чудо появления новой жизни к выгодному вложению капитала. Лучше сделать доступной качественную медицинскую помощь для тех семей, которые желают иметь детей. В России до сих пор сохраняется ненормальная ситуация, когда убить человека, сделав аборт, стоит дешевле, чем возможность подарить жизнь другому человеку.
Напоследок скажу пару слов в защиту отца Димитрия Смирнова. Если бы я был уверен, что введение налога контролировал человек, подобный этому замечательному пастырю, я бы первый поддержал введение подобного налога. Но, к сожалению, реализовывать идею известного московского священника будут совсем другие люди, которые не сохранят ни его оговорок об уровне зарплат, и не имеют той любви и пастырского опыта, что есть у отца Димитрия.