Нужно ли расследовать деятельность Минобрнауки? — Мнения священнослужителей
Коммунисты уверены, что рейтинг Минобрнауки нарушает гарантированное Конституцией право граждан на образование. «Непонятно, кем и как утверждались критерии оценки вузов. Из-за них клеймо «неэффективности» получили многие ведущие вузы нашей страны, которые еще с советского времени готовили высококвалифицированных специалистов», — пояснил «Известиям» депутат от КПРФ, руководитель юридической службы Компартии Вадим Соловьев.
Первый зампред комитета Госдумы по образованию коммунист Олег Смолин уверен, что расследовать надо не только решения нынешнего министра Дмитрия Ливанова, но и действия его предшественника, Андрея Фурсенко, который в мае ввел новый образовательный стандарт, предусматривающий обязательное изучение старшеклассниками лишь шести предметов. По мнению депутата, новый стандарт «угрожает национальной безопасности страны и конкурентоспособности российского образования».
Известный публицист Александр Привалов в статье «О кризисе и метакризисе» пишет: «Налицо два разных кризиса. Есть кризис образования, есть кризис управления образованием — и, как ни остер первый, второй гораздо острее. Люди, более десяти лет владеющие монополией на разработку образовательной политики, тем самым ответственны за нынешнее состояние российского образования — и странно ждать, что они же его из этого состояния выведут. Все, что могли, они уже сказали, больше им сказать нечего… То, что они делают в последние месяцы и хотят делать впредь, к образованию как таковому вообще отношения не имеет. Это просто передел ресурсов все еще огромной отрасли: ресурсов бюджетных, имущественных и особенно людских».
«Разделяете ли вы претензии депутатов к Минобрнауки? Какие перемены в системе образования вы видите и как их расцениваете?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям Русской Православной Церкви.
Протоиерей Алексий Новичков
Директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
Не разделять беспокойства о том, что творится в системе образования, значит быть безразличным к своему будущему и будущему нашей страны. То, что называется реформой, по сути, ломает все традиционные представления об образовании как таковом.
В школе должно происходить формирование человеческой личности. Это стратегический момент в развитии страны. Но дорога, по которой шла страна на протяжении многих десятилетий, разрушена. Она, возможно, была продолжением той дороги, по которой шла еще дореволюционная Россия. А сейчас нет ни дороги, ни цели, ни задачи такого движения в непонятном направлении. Это вызывает страшные предчувствия. Ими наполнена и школа, и высшее образование.
Что законодатели обеспокоены состоянием образования, это хорошо. Но чтобы провести полноценное расследование того, что произошло с нашим образованием за все эти годы, надо сначала определить и провозгласить цель, к которой мы должны на самом деле двигаться. Какой вывод последует за тем, что это расследование установит, что старое разрушено, а новое не построено? Что, собственно, мы должны построить и ради чего?
Священник Валерий Буланников
клирик храма святителя Николая Чудотворца в Отрадном
Рейтинги очень неточны и необъективны — идет ли речь о национальных экономиках или об эффективности вузов. Надо бы судить по тому, как трудоустраиваются выпускники тех или иных вузов, но у нас таких данных нет. А все другие оценки будут очень субъективными и не дадут реального представления о положении дел.
Слепое копирование мировых и европейских стандартов ни к чему хорошему не приведет. Школьное образование деградирует. Ориентироваться надо, конечно, на традиционную классическую гимназию. Советская школа при всех недостатках развивалась именно в этом русле. Стоило бы, скорее, подновить ее, но не реформировать. Улучшить качество подготовки учителей — этого было бы достаточно.
Система оценки знаний с помощью ЕГЭ и ГИА абсолютно неэффективна. Реформа образования зашла в тупик. С этим, конечно, нужно разбираться. Парламентарии правы.
Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
На мой взгляд, очевидно, что наша система образования нуждается в серьезной реформе. Другое дело, что реформа, которая устроила бы все политические партии и слои общества, невозможна.
Очевидно, что образование должно соответствовать тем условиям, в которых существует наше общество. Как известно, многие выпускники наших вузов не трудятся по своей специальности. В советское время эта проблема как-то решалась, а сейчас система образования работает почти вхолостую. Реформирование следовало начинать с изучения именно этого вопроса — чем, собственно, занимаются выпускники. Это, кстати, и критерий оценки эффективности вуза.
Но в число «неэффективных» попало и много негосударственных вузов. Наступление на этот сектор образования действительно лишит многих граждан права выбора образовательной стратегии, который они должны иметь в демократическом обществе. Это, конечно, приведет к сужению образовательной сферы в нашей стране. Сначала государство выдало этим вузам лицензии и аккредитации, теперь же многие из них признаны неэффективными. Получается, что само министерство образования расписывается в собственной некомпетентности.
Волны критики вполне объяснимы. Все вопросы, связанные с какими-либо изменениями в системе образования должны широко обсуждаться и серьезно прорабатываться.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)
кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета
Претензии к деятельности Минобрнауки могут быть вполне обоснованными, если Государственная Дума создаст временную комиссию по надзору за уровнем вузов и будет проверять деятельность вузов параллельно с Минобрнауки — если будут расхождения в результатах проверок, по крайней мере, будет предмет дискуссий, так как каждое из совпадений и разночтений будет основано на конкретных фактах, которые проверка выявляет, а здесь просто порыв души.
Что же касается вопроса о новом образовательном стандарте, то большинству педагогов очевидно, что он подрывает уровень российского образования, нивелируя важнейшие предметы. Из года в год молодежь справлялась с поступлением в вузы и среднеспециальные учебные заведения и без этого стандарта имени Фурсенко. А «инновации» ради «инноваций» никому не нужны.
Образование не должно полностью скатываться в сферу бизнеса, а должно быть социально ориентированным.
Ценность реформ Министерства образования мы увидим спустя несколько лет, глядя на молодых специалистов разных отраслей производства, но если итог будет неутешительный, то исправить что-либо будет труднее.