Теки царским путем, обитель знаний!
А кто же, как не она?
Александра Никифорова: – 25 января весь студенческий мир празднует Татьянин день. Кто же эта Татьяна, ставшая в России покровительницей студенчества? И почему именно она?
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, профессор МДА:
– Этот вопрос обычно задают в канун или в самый день Татьяниного дня: почему святая мученица Татиана стала покровительницей Московского университета и российского студенчества? Общеизвестный ответ банален: 12 января 1755 года был подписан указ императрицы Елизаветы Петровны об основании «для общей Отечества славы» Московского университета, а маму одного из его основателей, Ивана Шувалова, звали Татьяной. И ларчик открывается достаточно просто. Но забывают то, что храм в университете освящён почти 40 лет спустя, в 1791 году, когда ни Елизаветы, ни Шувалова, ни его мамы как «заинтересованных лиц» на этой земле уже не было.
Действительно, почему Татьяна? Нельзя ли было найти или естественное сопряжение кого-либо из учёных-святителей древних – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, или русских – недавно к тому времени прославленного святителя Димитрия Ростовского, или кого-либо из преподобных – того же преподобного Максима Грека, соединившего в себе славяно-греческую учёность, или, наконец, архангела Михаила?
Выбрали для посвящения святую, которой до того вообще ни одного храма на Руси не было посвящено. Да и больше можно сказать: постарайтесь припомнить хоть одну Татьяну в русской истории до этого храма? Едва ли кто-нибудь назовёт имя из сколь-нибудь значимых. Потом появляется Татьяна – Татьяна Ларина, появляется как литературный персонаж, но появляется-то она уже после того, как возник этот храм. Появляется Татьяна – дочь нашего государя, святая страстотерпица великая княжна Татьяна Николаевна. Но так это тоже уже потом. Рубеж определяется по отношению к русским Татьянам как раз этим храмом. Собственно, почитание святой мученицы Татианы начинается с посвящения ей храма Московского университета.
Единственный ответ, который я нахожу, состоит вот в чём: а кто же, как не она? А кто же, как не она, родившаяся в столичном городе, получившая по тамошнему времени хорошее образование, дочка сенатора, богатая, молодая, красивая? Она, дочь сенатора, вполне могла стать, как многие становились, тогдашнего века Ксенией Собчак. Но не стала. И вот это ощущение: рядом с тобой твоя сверстница, которой были открыты все пути, а может быть, даже и большие, чем тебе – к богатству, к славе, к преуспеянию (и к пороку, кстати, тоже)… А выбрала она из всего этого христианскую веру и такую любовь к Богу и ближнему, которая сначала предполагала и определила сохранение себя в девстве и целомудрии ради любви ко Христу («Тебе, Женише мой, люблю», – поём мы в тропаре мученице) и сохранении себя в подвиге милосердного служения ради любви к ближнему, ко всем тем, кто был в тюрьмах, кого уже вели на мученическую казнь, кто уже был сирым и убогим в этом веке. А потом из всего этого она выбрала верность Богу до конца. До тех страданий, о которых мы читаем в житии, о которых слышим в стихирах богослужения, но реальность которых так же трудно представить, как и реальность страданий Спасителя. Это тоже по отношению к нашим мученикам предлагаю помнить, когда мы слышим умилительные песнопения: строгание железом, подвешение на крюки, бичевание – что это значит на самом деле помимо красивых славянских слов?!
Всё это девушка, почти девочка – мы даже точно не знаем, перешагнула ли она порог двадцатилетия – за Христа претерпела. В этом был, конечно, и промысел Божий, и всеведение Божие, которое знало, как много выпускников российских университетов пойдут мученическим путём в XX столетии. С ними мученица Татиана была рядом.
Но ведь это относится и ко всем поколениям и студентов, и тех, кто привык себя причислять к сословию интеллигенции. Напоминание в образе мученицы Татианы о том, что Бог нас спасает не за красивые речи и разумные рассуждения. Напоминание о вечной значимости и необходимости для христианина добродетели целомудрия (и ни в какое время нельзя оправдать себя, если я от этого отступаюсь!). Напоминание о том, что вера – это не слова, сказанные на кухне в жарких баталиях, а то, что нужно свидетельствовать жизнью, а если Бог призовёт – и смертью. За всем этим стоит такой светлый, лучистый, близкий всем нам образ святой, древней, но очень нам родной и ставшей своей.
Так бывает, что русские усваивают праздники, которые у других уходят в тень. Почему-либо возлюбят того или иного святого, и, полузабытый в других православных странах, святой или праздник становится для нас очень дорогим. Так было, скажем, с праздником Покрова, с памятью святых Флора и Лавра, так и с памятью святой мученицы Татианы. И дай Бог, чтобы это почитание, которое установилось некогда в России (и которое теперь видимым образом расширяется – никогда не было в нашей стране столько Татьянинских храмов, сколько было построено и освящено за последние 5–10 лет в самых различных местах нашей Родины!), доходило до сердец и до жизни как можно большего числа тех, кто ныне является студентами на нашей возлюбленной Родине.
«Благотворный союз веры и разума»
Александра Никифорова: – Рука об руку шли Московский университет и храм мученицы Татианы. Без домового храма не обходилось ни одно событие университетской жизни, будь то открытие учебной лаборатории или научных чтений. В домовом храме, как и в других православных храмах, проводились богослужения, совершались требы, но его прихожанами были в основном преподаватели и студенты Московского университета, среди них выдающиеся деятели русской культуры – Соловьев, Ключевский, Грановский, Фет, Цветаев. Настоятели храма мученицы Татианы профессора богословия Московской духовной академии протоиереи Петр Терновский, Николай Сергиевский, Николай Елеонский вели богословские дисциплины в Московском университете. «Благотворный союз веры и разума» был отличительной чертой отечественного образования!
В январе 1918 года особым распоряжением наркомпроса домовые церкви во всех учебных заведениях закрыли. В советское время в храме Московского университета располагался читальный зал, затем – клуб, после – студенческий театр. Этот театр воспитал многих известных актеров – Аллу Демидову, Александра Филиппенко, Марка Захарова. Однако мало кто задумывался тогда, что осквернена Церковь, а в святом алтаре устроены театральные подмостки.
Советский режим постепенно сдавал позиции. Россия торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Новые веяния начали сказываться и на Московском университете. В 1993 году группа профессоров обратилась к его ректору В.А.Садовничему с предложением возродить домовый университетский храм, и была создана комиссия по подготовке материалов для Ученого совета МГУ. 27 апреля 1994 года указом Патриарха Алексия Второго по соглашению с ректором Московского университета в храме мученицы Татианы было учреждено Патриаршее подворье, а его настоятелем назначен выпускник кафедры классической филологии МГУ священник Максим Козлов.
Однако войти в храм впервые будущим прихожанам удалось лишь год спустя, 22 января 1995 года, в день памяти Московского святителя Филиппа.
Александра Никифорова: Об этом дне вспоминает очевидец событий прихожанка храма мученицы Татианы Татьяна Максимилиановна Баранович, к.физ.-мат.н., профессор МИЭМ:
– Татьяна Максимилановна, вас ведь было тогда совсем немного…
– Нас было не немного, нас было порядочно, думаю, верных человек 20 или больше. Мы вошли в храм и увидели полную разруху и мерзость запустения: грязные тарелки валялись прямо в помещении храма. Вид всего был ужасный. Первое, что мы стали делать – убираться в разных местах, в отхожих и неотхожих, пытаясь привести их в приличный вид. Такое было счастье, когда мы убрались и там, где сегодня располагается храм, поставили утварь (ее с собой привёз отец Максим), хоругви, подсвечники. Всё это освятило помещение, и мы, наконец, почувствовали – жизнь началась. А на театральной сцене устроили первую трапезу.
Это было 22-го числа, а 25-го – Татьянин день. И нужно готовиться к первому Татьяниному дню, а ничего нет! В течение дня мы разобрали театральные кресла и вынесли их из храма. Из палочек соорудили иконостас, затянули его тряпочками, к нему приделали бумажные иконы и вот с таким иконостасом отслужили первое всенощное бдение под Татьянин день через 3 дня после освобождения храма.
Александра Никифорова: – Вы помните свои ощущения в первый Татьянин день?
Татьяна Максимилиановна Любимова: – Мне казалось, мы находились на небе, а не на земле. Несмотря на окружающую обстановку, было ощущение торжества и свободы.
Александра Никифорова: – А ведь борьба за храм велась довольно долго…
Татьяна Максимилиановна Любимова: – Борьба за храм велась около двух лет.
Александра Никифорова: – И первый шаг к открытию храма был сделан Вашим супругом, Григорием Александровичем Любимовым. Расскажите об этом!
Татьяна Максимилиановна Любимова: – Не знаю, насколько первый, но, во всяком случае, на торжественном заседании, посвящённом Свято-Тихоновскому институту, было обнародовано, что Московский университет хочет открыть храм. Григорий Александрович Любимов тогда произнёс речь и закончил ее словами: «Пора и Московскому университету открыть свой храм». Встречено его мнение было бурными аплодисментами всех присутствовавших в зале. А после нужно было как-то договориться с университетом о переводе театра. У стен храма служились молебны, в университете собирали подписи. Противоположная сторона старалась помешать открытию храма до самого последнего момента. И даже когда мы вошли в храм, то начальство театра пыталось нас выдворить. Но московская общественность поддержала, и так мы остались.
Александра Никифорова: – Наверное, в тот Татьянин день особо остро ощущалось торжество справедливости?
Татьяна Максимилиановна Любимова:– Даже не справедливости, а Истины. На всю жизнь у меня осталось ощущение необыкновенного праздника, который переживаешь каждый Татьянин день.
О первом Татьянином дне в освобожденном храме рассказывает клирик храма мученицы Татианы, священник Павел Конотопов:
– Первый Татьянин день мне очень запомнился в первую очередь, потому что прошло только три дня с того момента, как мы вошли в храм. Храмом его трудно было назвать: там, где должны были стоять и молиться прихожане, стояли стулья, привинченные к полу. Разруха и запустение повсюду! На месте алтаря – сцена, целиком и полностью выкрашенная в чёрный цвет. И, конечно, пришлось потрудиться, чтобы воссоздать хоть какое-то подобие храма Божия к Татьяниному дню. Помню, вместе с другими прихожанами мы с утра до поздней ночи с небольшим перерывом на сон трудились: разгребали мусор, отвинчивали сиденья, сооружали временную алтарную преграду.
Александра Никифорова: – И все же, отец Павел, когда отец Максим и прихожане вошли сюда 22 января, у Вас было чувство, что Вы находитесь в храме?
Cвященник Павел Конотопов: – Если честно – нет. То, что мы увидели в храме, наводило на мысли, что 70 лет его запустения в руках советской власти были чрезвычайно удачными для этой власти, но никак не для Церкви.
Александра Никифорова:– А во время службы в первый Татьянин день?
Священник Павел Конотопов:– Вот в первый Татьянин день… Если посмотреть с позиции светского человека, то происходящее внутри, казалось, никак с внешним связано не было. Стены отдельно, дух, пение, молитвы – отдельно. 25-го числа литургию не служили: совершили часы, изобразительные и ждали Святейшего Патриарха на молебен. Сохранились памятные фотографии, на которых виден деревянный, прикрытый тряпочками, каркас, на него приколоты булавками бумажные иконы, входящий и благословляющий народ Святейший. Само по себе то, что происходило, было удивительно, а на фоне храмового интерьера смотрелось довольно странно.
Александра Никифорова: – Что Вы чувствовали во время первой службы в храме мученицы Татианы?
Священник Павел Конотопов: – Не все наши религиозные переживания поддаются полному словесному описанию. Конечно, когда мы вошли в храм, где много-много лет не было службы, духовное состояние было очень светлым. Несмотря на физическое перенапряжение в течение трёх дней, внутреннее состояние было спокойным и радостным. Ещё такая характерная деталь: после службы, проводив Святейшего Патриарха и слегка прибравшись, я сразу побежал в свой Институт получать допуск к сессии, потому что в связи с подготовкой к Татьяниному дню про учёбу я просто забыл.
Александра Никифорова: – В Вашей жизни, отец Павел, Татьянинский храм сыграл немалую роль!
Священник Павел Конотопов: – Конечно! В этом храме заключается вся моя жизнь, потому что с самого открытия до сегодняшнего дня я здесь. Здесь я встретил свою будущую супругу, все мои дети родились здесь, здесь я прошёл путь от алтарника до священника и то, какое здесь отношение к богослужению, к исповеди, к таинствам, к каждому приходящему человеку – удивительно!
Александра Никифорова: – А что Вам особо вспоминается из «былых дней»?
Священник Павел Конотопов: – Конечно, память о прошлом важна, в жизни каждого прихода, но есть настоящее и будущее, о котором стоит задумываться более серьёзно, чем о прошлом. Понятно, что в жизни нашего прихода и сам Татьянин день, и 22-е января – важные вехи возрождения храма. Помимо архитектурной части, которую нужно возрождать и благоустраивать, мы пытаемся возродить тот дух, который был здесь до революции, до закрытия храма.
Нечаянная радость в Татьянин день
Александра Никифорова: – В этом году прихожан храма мученицы Татианы ждала великая радость. Впервые Божественную литургию возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. После окончания Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов и ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий обменялись приветственными словами.
Протоиерей Максим Козлов: – Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! В этом году радость нашего престольного праздника не просто сугубая, но несравнимая с тем, что было у нас в прежние годы, потому что эта радость – скажу от сердца – нечаянная. Мы знаем, как Вы любите и цените традицию церковную и поэтому ожидали уже до того, что Вы приедете с кратким посещением и словом перед литургией. Когда же мы узнали, что в этом году Вы будете возглавлять служение Божественной литургии в наш престольный праздник, готовиться начал весь приход.
Каждое служение Предстоятеля Русской Церкви – это и радость, и экзамен, экзамен для общины храма, в котором это богослужение происходит. И, конечно, мы не можем сказать о себе, что всё сделали как должно, а скажем о себе евангельскими словами: «Мы рабы неключимы», но мы старались, Ваше Святейшество. Мы старались, чтобы сегодняшний день радостно запомнился и Вам, и всем людям, собравшимся в таком множестве в этот святой храм на богослужение: от малых детей, которые пели на клиросе (большинство из них родилось в семьях, образовавшихся в этом храме), до учёных мужей-профессоров, пришедших вместе с нами помолиться. Поэтому позвольте выразить самую искреннюю благодарность Вам и перед Вашим лицом ректору Московского университета академику Виктору Антоновичу Садовничему за поддержку, которую мы всегда видели, о которой знаем на протяжении всех лет существования нашего храма. И выразить надежду на то, что, может быть, образовывается новая традиция, когда в день памяти святой мученицы Татианы Предстоятель Русской Православной Церкви совершает Божественную литургию в первом на Руси храме ей когда бы то ни было посвящённом. Ведь именно по его образу были устроены многие ныне существующие «татьянинские» храмы в вузах России и ближнего Зарубежья.
Виктор Антонович Садовничий:– Ваше Святейшество, дорогие люди Московского университета, уважаемые коллеги и прихожане! Прошло более десяти лет с того момента, когда при Вашей поддержке и Вашем благословении Учёный совет Московского университета принял решение о восстановлении по сути вековой традиции – восстановлении церкви святой мученицы Татианы. Всякое было в жизни Московского университета, но последнее время всё больше и больше людей Московского университета, профессоров, преподавателей, студентов стали приобщаться к храму, приходить в него, чтобы приобщиться к великому внутреннему духовному чувству – вере. И это многолюдное собрание, которое мы видим сегодня, означает, что Ваш подвиг, Ваше Святейшество, по воссозданию и поддержке домовой церкви признан людьми нашей страны. Есть ещё одно счастье сегодня: Президент Российской Федерации подписал указ, согласно которому Татьянин день, день рождения Московского университета стал общегосударственным праздником – Днём российского студенчества. И сегодня мы отмечаем и этот государственный праздник. И мне кажется, что в этом слиянии традиции, духовности, государственности и есть тот путь, по которому должна идти Россия.
Святейший Патриарх Алексий Второй: – Я хочу сердечно поздравить архипастырей, Вас, глубокоуважаемый Виктор Антонович и в Вашем лице всю профессорско-преподавательскую корпорацию и студенчество Московского государственного университета с государственным праздником – Днём российского студенчества, с днём памяти святой мученицы Татианы. Отца Максима, настоятеля этого храма, и всех священнослужителей, которые закончили и получили своё образование в стенах Московского университета, я также поздравляю с днём памяти мученицы Татианы. Даже тогда, когда ещё не праздновался этот день как праздник Университета и студенчества, молитвы святой мученицы Татианы помогали тем, кто получал знания на факультетах Московского университета. Мы начинали возрождать память об этом дне и совершали в этот день богослужения в Успенском соборе Московского Кремля, в храме, в котором проходили главнейшие события русской истории и Церкви. И надеялись, что когда-то этот день станет государственным праздником российского студенчества. Слава Богу, что день этот настал.
Первый раз, когда мы посетили этот храм и совершили в нём молебен, мало что напоминало здесь о православном храме. Но сегодня этот благолепный храм располагает к молитве и наполняется православными верующими людьми. Мы отметили, что ни в одном из московских храмов так единодушно, так от души не поют «Символ веры» и молитву «Отче наш», как поют здесь едиными устами и единым сердцем. И действительно теперь следует подумать об изменении традиции, чтобы в этот день, в день памяти мученицы Татианы совершать Патриаршее богослужение в первом храме, посвящённом мученице Татиане при Московском государственном университете.
И конечно, я хочу поздравить всех, кто носит имя Татьяна. Многие сегодня причащались святых Христовых Тайн, и иногда просто не нужно было спрашивать об имени, потому что Татьяны шли за Татьянами. Всех именинниц поздравляю с Днём Ангела, всех причастников с принятием Святых Христовых Тайн. И всех вас поздравляю, дорогие братья и сестры, во главе с отцом настоятелем, со священнослужителями с храмовым праздником, который мы торжественно сегодня отмечаем. Пусть молитвенное предстательство святой мученицы Татианы укрепляет всех нас на нашем жизненном пути. Пусть будет меньше трудностей и испытаний, мы их достаточно пережили в двадцатом веке, и, вступив в XXI век, хочется верить, что он будет для нашего народа веком созидания, мира, духовного возрастания, укрепления нашего Отечества и возвращения святого православия в жизнь нашего народа. С праздником всех вас!
Татьянинские прихожане о своем доме
Александра Никифорова: – Накануне празднования памяти мученицы Татианы, в сам Татьянин день прихожане храма мученицы Татианы и его гости поделились с нами радостью праздника и своей любовью к этому храму. Храмовую икону мученицы Татианы из года в год украшает Наталья Львовна Волкова, преподаватель английского языка классической гимназии при греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина:
Наталья Львовна Волкова:– Я очень люблю свой храм – храм мученицы Татианы. У нас замечательный приход. Но, вообще говоря, любовь к храму – это вещь отдельная, и неважно, какого мученика этот храм – Татианы, Антипы или равноапостольных Константина и Елены, потому что любой храм – есть храм Божий, но в зависимости от того, какому святому он посвящён, наверное, меняется внутренний нюанс. Мы сейчас заняты тем, что украшаем иконы к празднику ради своей любимой мученицы, ради праздника Божия. Делу этому радуемся. И вот кто-то сказал: «Как получается по-весеннему! Как свадьба!» А ведь оно и должно получаться по-весеннему, как свадьба, потому что святая Татиана - юная, чистая, прекрасная, мученица, невеста Христова. Этот день – это день её свадьбы. Мы, к сожалению, не ждём своей смерти, как свадьбы, хотя называем себя верующими. А надо было бы, потому что на самом деле у нас впереди может быть так много радости, которую и объяснить нельзя!
Александра Никифорова: – Мы беседуем с Григорием Александровичем Любимовым, доктором физ.-мат.н., профессором Московского университета, лауреатом Государственной премии РФ, человеком, стоявшим у истоков возрождения храма мученицы Татианы и за это удостоенным ордена князя Даниила Московского.
– Григорий Александрович, столько душевных и физических сил Вами положено на открытие нашего храма! Что значат этот день и наш храм в Вашей жизни?
Григорий Александрович Любимов: – Во-первых, надо сказать, что для меня этот день всегда в течение последних 50 лет был особым днём, потому что это день именин моей жены. Мы с ней живём вместе уже 50 лет, и всегда этот день был самым праздничным в году. А что касается храма, то по воле Божией случилось так, что 11 или 12 лет назад пришлось положить много трудов на то, чтобы в Московском университете был открыт домовый храм мученицы Татианы (который всегда, за исключением советского времени, в университете существовал). С тех пор Татьянин день для меня стал ассоциироваться с открытием храма, и я считаю труды по его возрождению, может быть, самыми главными в жизни.
Татьяна Иенсен, сотрудник журнала «Искусство кино»: –Всегда говорят, что храм – это и есть наш дом. Это действительно так. Простые истины – всегда и есть истины. Я особенно остро это ощутила, когда Манеж горел. И когда мы с мужем увидели это по телевизору, то помчались сюда на пожар (мы рядом живём) – у меня было полное ощущение, что горит мой дом и его надо спасать.
Когда приходишь сюда – здесь всё, и больше ничего другого не нужно. Наверное, самое главное, что по отношению к тем людям, которых ты плохо знаешь, с которыми встречаешься только на службе, есть ощущение, что мы все рядом. И когда кто-то долго не бывает, даже если не знаешь, как человека зовут, всё равно спрашиваешь: «А где он?» Он появляется – и ты радуешься. Вот это чувство причастия и в общехристианском смысле слова, и в нашем простом, мирском, причастия к чему-то такому, чего мы по-настоящему не только не достойны, но и не понимаем вполне. И всё же к этому тянемся. И я счастлива, что храм дал мне это в жизни.
Александр Егорцев, бывший алтарник храма святой мученицы Татианы, выпускник филологического факультета МГУ, корреспондент программы «Русский взгляд»:
– Храм святой мученицы Татианы наряду с Московским университетом стал для меня вторым домом. Здесь я нашёл очень хороших людей и настоящих друзей. Храм научил меня правильной церковной жизни.
Именно здесь я понял, что самое главное даже не строгость поста, а не отпасть от Церкви, не удариться в какие-то сектантские заблуждения, которые бывают даже и в православии. Татьянинская церковь дала мне чёткое, здравое и строгое православное воспитание.
Владимир Файер, к.ф.н., преподаватель латыни Российского государственного гуманитарного университета: – Первый раз я пришёл в наш храм где-то лет 9 тому назад. Узнал я о нём от друзей из Московского университета, а пришёл потому, что понял – дальше откладывать нельзя и нужно креститься. Мне, тогда ещё студенту Московского университета, показалось самым естественным решением прийти в Татьянинский, университетский храм. Среди прихожан уже были знакомые мне люди. Я пришёл и нашёл то, чего найти не ожидал.
Александра Никифорова: – Что Вы нашли?
Владимир Файер: – Если коротко, то новую жизнь, совершенно иную, очень счастливую, очень радостную. А если долго, то я не знаю, сколько времени нужно, чтобы об этом рассказать. Я познакомился с замечательными людьми, причём я не ставил себе цель найти новых друзей, у меня их и так всегда было много. Я не ставил себе цель получить новый, невиданный жизненный опыт – он как-то сам пришёл ко мне. Здесь просто очень хорошо – вот всё, что, пожалуй, можно сказать.
Александра Никифорова: – Как в дореволюционные годы, так и сегодня, под кровом мученицы Татианы собирается множество студентов из Московского университета и других вузов первопрестольной столицы. Действительно, татьянинский храм – самый студенческий и самый молодёжный в Москве.
– Как Вы думаете, отец Павел, почему именно этот храм привлекает молодежь?
Священник Павел Конотопов:– Есть в разных приходах Москвы разные характерные черты, по которым, скажем, люди ориентируются, есть что-то, что привлекает. Я не беру дисциплинарную сторону, но в храме мученицы Татианы совершенно удивительное отношение к человеку как к свободной личности. Дело всё в том, что множество людей приходит к нашему настоятелю, другим нашим батюшкам за духовным советом относительно семейной жизни или просто жизни, и никто из священнослужителей Татьянинского храма никогда не нарушает свободу выбора человека, никто, никогда и нигде не говорит: «Вот ты делай так, делай так, делай так и больше никак». Свобода выбора – это та черта, которой Господь наделил каждого человека, Сам, уважая человека.
Ирина Федичкина, заведующая церковной лавкой храма мученицы Татианы:
– В наш храм я пришла 30 октября 1998 года. Меня привели сначала в редакцию «Татьяниного дня», чтобы показать, как работает редакция православной газеты. И я встретила умных, интересных, обаятельных людей и решила здесь остаться, решила, что это – мой дом, хотя была абсолютно неверующей и пришла в храм с красными волосами, в водолазных очках. Я была очень рада, что мне здесь не сделали замечание, не выгнали. Не обращая внимания на мой вид, мне рассказали всё о храме, показали, и как-то очень тепло стало на душе.
Действительно у каждого свой путь в храм. Многие, переступив его порог однажды, остаются в нем навсегда. Рассказывает Мария Зубарева, студентка 4-го курса факультета журналистики МГУ:
– Впервые я пришла в храм в 2002 году, когда поступила на факультет журналистики. Мой знакомый рассказывал мне о храме и о том, что один из наших преподавателей, Григорий Владимирович Прутцков, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, там служит алтарником. Лекции этого преподавателя были очень яркими, и мне стало любопытно зайти в храм: интересно же увидеть своего преподавателя в качестве алтарника. Я ничего не знала о православии. Как-то после лекции я подошла к Григорию Владимировичу и спросила: «Григорий Владимирович, а по каким дням Вы алтарничаете в храме?» И он мне, нисколько не смутившись, ответил. Потом как-то раз мы с подругой зашли, не понимая, куда нужно вставать и что делать. В совершенном недоумении смотрели на священника, который кадил перед нами. В этот момент у нас родился интерес к Церкви, благодаря этому батюшке – отцу Михаилу Гуляеву. День был будний, почти никого не было, и он попросил прихожанок хоть что-то нам сказать, чтобы мы не ушли в никуда, ничего о Церкви не узнав. Нам сказали очень простые слова, которые вроде бы не произвели на нас особого впечатления, тем более, что у нас было «собственное мнение» о Церкви. Но в то же время мы стали ещё и ещё приходить сюда, и теперь уже не представляем себе жизни без этого прихода.
Юрий Галушко, аспирант механико-математического факультета МГУ:–Этот праздник действительно является для нас грандиозным праздником, потому что это наш престольный праздник и это праздник нашего Московского университета. В храм я пришёл несколько лет тому назад: случайно зашёл в него, только из-за того, что это храм Московского университета. Дух храма был настолько сильным и выдающимся, что он не мог не поразить меня. Этот дух и то, какой храм сегодня – заслуга наших священников.
Александра Никифорова: – Как в Вашей душе сочетаются занятия точными науками и православная вера?
Юрий Галушко:– Наука зачастую пытается веру выводить даже из математики. Но я не думаю, что это стоит смешивать. Вера полностью создана Богом. Понять науку человеку простому можно мозгом, своим упорством, усилием, но к вере может привести только Бог. И не обязательно быть учёным, преподавателем, студентом, чтобы верить в Бога. Вера только позволяет совершенствовать своё внутреннее спокойствие. Конечно же, это способствует развитию научных достижений, но не наоборот.
Александра Никифорова: – На освящении храма мученицы Татианы при Московском университете в 1837-м году святитель Филарет (Дроздов) сказал: «Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище тайн приглашено в жилище знаний и вступило сюда, и здесь основалось, и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества снисходительно со стороны религии. Возблагодарим её снисхождению благоразумно со стороны науки, похвалим её благоразумие». Напомнив, что истинное просвещение возможно лишь во Христе, святитель Филарет призвал всех просвещённых и непросвещённых века сего: «Приступите к Нему благоговеющим умом, верующим сердцем, молящимся духом, послушной волею. Приблизьтесь, приступите к Нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся».
Обращаясь к профессорам и студентам Московского университета, святитель Филарет (Дроздов) сказал: «Теки царским путём, обитель знаний. Оглянувшись на успехи, поблагодари Бога и поревнуй достичь больше. Не прикрывай лестью неразлучных с делами человеческими несовершенств, но в беспристрастном их признании найди наставление и побуждение к усовершенствованию. Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца. И да будет плодом знания добродетель и истинное благо. Подвизайся образовать подвижников истины и правды, веры и верности к Богу и Отечеству, которые бы жили истинной им правдой и готовы были за них пожертвовать жизнь».
В полной мере присоединяясь к словам святого митрополита, мы желаем нам всем и всегда устремлять свой ум к истинному познанию, которое не может поколебать веры, ибо составляет благословенный с нею союз, и возделывать его в смирении сердца и в любви к Богу. Ибо кто любит Бога, тому дано знание от Него. И Московский университет, и храм мученицы Татианы по сей день бережно хранят заветы дорогого нашего владыки– московского святителя Филарета.
Мы ждём всех в университетском храме мученицы Татианы! Находится он на Большой Никитской, дом 1.
Фотографии – из архивов Т.М.Любимовой, из открытых Интернет-источников.