Христос о Святом Духе, Троице и Церкви (ч.1)
Сегодня православные христиане вспоминают о том, как на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел Святой Дух. Однако несколькими неделями раньше Сам Христос рассказал им о том, для чего это необходимо.
Перед тем как идти в Гефсиманский сад, Христос разговаривал с учениками о предстоящем расставании. Он говорил и о своей смерти, и о своем будущем Вознесении.
Конечно, апостолы опечалились, услышав о разлуке. И Христос, раскрывая им, своим близким друзьям,[1] тайны мироздания, обещает вместо себя послать им одинакового с Ним и Отцом по сущности Утешителя - Святого Духа.
Вероятно, кто такой Святой Дух и как Он поможет им, апостолы не знали. Поэтому Иисус Христос коротко ученикам о Нем.
Хоть Он и говорит, что умолит Отца[2] дать ученикам Утешителя, это вовсе не значит, что Святой Дух находится у Отца или Сына в подчинении. Говоря о Себе и об Отце, Христос свидетельствует об единосущности этих двух лиц Святой Троицы. Рассказывая о действиях Святого Духа, Спаситель говорит, что Святой Дух единосущен Отцу и Сыну и, так как является треть им лицом Троицы, равноправен с ними. Об этом пишет Феофилакт Боглгарский: «Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух, единосущный Сыну, без сомнения, единосущен и Отцу. Ибо Отец и Сын одного и того же существа»[3].
Правильно надо понимать слова о том, что Святой Дух исходит от Отца[4]: словом «исходит» описывается форма Его бытия, а вовсе не то, что Он, как служащий-вестник, посылается Отцом к людям[5].
Когда Святой Дух сойдет на землю, он придет в мир иначе, чем Христос.
Во-первых, Он не воплотится, подобно Христу, а будет пребывать в самих апостолах (и в тех, кому они передадут Его благодать через рукоположение, т.е. в будущих епископах, священниках и диаконах): ««Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».[6]
Рассуждения об этом находим у Ферфилакта Болгарского в Толковании на Евангелие от Иоанна: «А чтобы не подумали, что и Дух, подобно Ему, воплотится, говорит, что мир не может принять Его. Он, говорит, будет учить вас не так, как Я, ибо мир не может принять Его телесно. Он будет обитать в самых душах ваших... Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и пребудет с вами и, что еще более, пребудет в вас. Ибо словом с вами указывает на внешнюю помощь от близости, а в вас - на внутреннее обитание и укрепление. Это же показывает, что Он есть Бог. Ибо Бог говорит: вселюся в вас и буду ходить (Лев. 26, 12)»[7].
Во-вторых, с апостолами Святой Дух «пребудет...вовек»[8], а не краткое время, как Христос[9].
Пока Христос жил на земле, Он наставлял и оберегал своих апостолов, как наставник и в некотором смысле как отец. Иисус Христос учил их жить по той норме, которая изначально заложена Богом в каждом человеке и от которой он отходит под влиянием внешнего мира. Расставшись с Учителем, который во все время их общения «выправлял» учеников, апостолам было бы непросто удержать ее. Они оказались бы в положении осиротевших детей, которым необходима поддержка. Поддержка не просто в обычной жизни, но в деле проповеди знаний, которые они получили от Христа. Иудеи гнали Самого Спасителя. Сложно было бы ожидать от них терпимого отношения к Его ученикам[10].
Святой Дух будет подобно Христу помогать апостолам и поддерживать их, пребывая в них самих. Святой Дух посылается на апостолов как Утешитель и как Свидетель истинности распространяемого ими учения: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».[11]
Каким образом Святой Дух мог помочь апостолам? Как можно понять из книги Деяний Апостольских, непостижимым образом Святой Дух наполнял сердца апостолов и тем самым был им постоянной поддержкой. Сложно сказать, что они чувствовали, исполнившись Святого Духа. Внешние проявления этого были различными. Например, апостолы начали говорить на разных языках.
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Самым убедительным доказательством правильности учения апостолов были знамения и чудеса. А эти вещи они совершали по благодати Святого Духа.
В Евангелии от Матфея мы читаем еще ободном примере действия Святого Духа.
Христос предсказывал, что апостолов будут не просто изгонять из общества, но и судить, а перед судом будет необходимо защищаться. И Спаситель говорит ученикам: «Не заботьтесь, как или что сказать...Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»[12].
В беседе из Евангелия от Иоанна Христос говорит апостолам, что действия Святого Духа будут не просто подтверждать правильность их: учения: «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден».[13]
Иными словами, станет видна разница между учением и жизнью Христа, апостолов и их последователей и остальным миром, который не знает правды и живет во грехе, т.е. как бы не попадая в границы, которые очерчивают данную Богом норму жизни (слово «грех» по-гречески означает «промах»).
Святой Дух будет учить и самих апостолов. Как можно понять из Евангелия, во время разговора с Христом их сердца, образно говоря, были закрыты для понимания многих вещей. И Сам Христос спрашивает Филиппа: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца»?[14]» ( об этом вопросе см. ниже).
Видимо, только с помощью благодати Святого Духа люди могли уразуметь некоторые вещи. Об этом говорит Христос: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить; Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»[15].
[1] «...Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15).
[2] Ин. 14, 16
[3] Толкование на Евангелие от Иоанна, http://www.icona.ru/lib/cm/jhn/?num=14
[4] «...Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15, 26).
[5] Когда слышишь, что исходит, под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение (Евр. 1, 14). Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца (Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна, http://www.icona.ru/lib/cm/jhn/?num=14).
[6] Ин. 14, 17
[7] http://www.icona.ru/lib/cm/jhn/?num=14
[8] Ин. 14, 16
[9] По этому поводу Феофилакт Болгарский пишет: «Сказал это также в утешение их. Пришествие Его не таково, как Мое, оно не на время только, но продолжится до века; Он не оставит вас и по смерти вашей, но пребудет с вами и прославит вас; Он и со всеми святыми всегда пребывает, даже и по смерти их, тем более, что они тогда еще более возвышаются над плотскими страстями» (Толкование на Евангелие от Иоанна, http://www.icona.ru/lib/cm/jhn/?num=14)
[10] Об этом говорит Сам Христос: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше; Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15, 20-21).
[11] Ин. 15, 26-27.
[12] Мф. 10, 19-20.
[13] Ин.16, 8-11.
[14] Ин. 14, 9.
[15] Ин.16, 12-13.