Татьянин день директора гимназии
Мы виделись довольно часто, в последний раз — на днях, кажется, в прошлый понедельник или вторник, когда я забирал детей из школы. В таком, по сути, повседневном общении трудно понять и разглядеть масштаб личности человека. И лишь когда он уходит от нас, начинает по-настоящему открываться его значимость.
Татьяна Николаевне было 34 года, когда она стала директором Московской международной гимназии(она называлась в то время средней школой №78 с углубленным изучением английского языка). Тогда, в конце 80-х годов, на излете советской власти, молодая директор задумалась о том, как и чемзаполнить нишу, образовавшуюся после краха пионерско-комсомольской системы, в какое русло направить бурную энергию школьников.
Татьяна Николаевна Гуменник
Мы со второго класса изучали английский язык, но разговаривали на нем только с учителями на уроках: поездка в Англию или США казалась советскому старшеклассникулишь немногим более реальной, чем полет в космос. Когда появилась возможностьобщаться по-английски не только друг с другом, но и с носителями языка, Гуменник не преминула воспользоваться ею. Так у директора возникла идея проведения в гимназии особой ролевой игры — Модели ООН.
Модель ООН — это нечто среднее между научной конференцией и интеллектуальной ролевой игрыочень высокого уровня. В течение нескольких дней старшеклассники на английском и других официальных языках Организации Объединенных Наций имитируют работу одного или нескольких ее органов: Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета, Комитета по правам человека. Проблема для обсуждения, реально существующая в мире, выбирается заранее. Еще до начала ролевой игры гимназисты делятся на команды и начинают изучать эту проблему, собирать материалы. При этом каждая команда представляет во время игры реальную страну-члена ООН. Готовясь к выступлениям, ребята знакомятся с основамиполитологии, международного права, новых информационных технологий, приобретают не только языковые, но и дипломатические, ораторские навыки, учатся искать компромиссы.
Первая Модель ООН состоялась в Московской международной гимназии 10 декабря 1990 года. В ней приняли участие команды московских школьников и студентов. Актовый зал гимназии был оформлен под интерьер зала заседаний Совета Безопасности в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Участники новой ролевой игры обсуждали тему «О положении в Камбодже». После бурных дискуссий была принята резолюция, текст которой направили в штаб-квартиру ООН.
Московская международная гимназия — детище Татьяны Николаевны Гуменник
За 20 с лишним лет Модель ООН, разработанная в Московской международной гимназии под руководством Татьяны Николаевны Гуменник,стала одной из важнейших ролевых игр для старшеклассников и студентов не только Москвы, но и многих регионов нашей страны и соседних государств. Никому не приходит в голову воспринимать дни, проведенные в этой ролевой игре, как официально разрешенный прогул уроков. Ведь цель Модели ООН — не только расширить кругозор и поупражняться в ораторском искусстве, а прежде всего, сформировать и развивать мыслящих, умеющих отстоять свою точку зрения граждан — завтрашних взрослых людей.
Когда Модель ООН вышла на международный уровень, директор гимназии на этом не остановилась. По ее инициативе в начальных классах открылась Мини-ООН школа — единственная не только в России, но и во всей Европе. С первого класса в школьное расписание включили урок «Мы и ООН». Первоклассники вместе с классным руководителем выдумывают сказочную страну, которая становится частью настоящего государства — члена ООН. Вместе решают, как назвать ее, выбирают цвета государственного флага, рисуют варианты герба, с помощью родителей сочиняют гимн. У каждого первоклассника появляется «национальный» паспорт с фотокарточкой, в котором несколько страниц оставлено для «виз». Эти «визы» им ставят при посещении соседних классов — «дружественных стран». Детям шьют национальные костюмы, в которых они выступают с оригинальной программой на специальном празднике — Дне Мини-ООН школы, где первоклашек торжественно принимают в ряды Мини-ООН. Начавшись в актовом зале, праздник заканчивается в классах чаепитием с национальными блюдами.
Таким образом, с первого класса — сначала в игровой, а затем уже во все более и более серьезной форме гимназисты усваивают принципы ООН, обычаи и традиции разных стран мира, свои права и обязанности.
Так Татьяне Николаевне Гуменник удалось воплотить в жизнь модель, которая в рамках сначала Московской международной гимназии, а затем других школ, успешно заменила идеологизированную советскую трехступенчатую модель «октябренок — пионер — комсомолец».
25 января, в Татьянин день, к кабинету Татьяны Николаевны стояла очередь гимназистов — все хотели поздравить ее с именинами. Сегодня очередь к любимому директору во много раз больше, чем три дня назад, только на лицах людей не радость, а скорбь: они пришли проводить ее в путь всея земли, в путь, начавшийся на исходе ее именин — Татьянина дня.
Татьяна Николаевна Гуменник (1955-2013)