ММКФ - финал
Финал стал неожиданно «русским», можно даже сказать «русско-грузинским». Почему-то вспомнились подобные мероприятия советского времени, где «все люди братья» и «все русское - лучшее».
Первым приз конкурса «Перспективы» получил грузинский фильм «Зона конфликта» Вано Бурдули о двух парнях, одного из Сухуми, другого - из Тбилиси, оказавшихся в зоне конфликта - Нагорном Карабахе.
Вторая награда досталась юной актрисе с Украины ( ей всего 12) - Елене Костюк за лучшую женскую роль в фильме Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Этот фильм стал также призером международной кинопрессы ФИПРЕССИ.
«Золотого Георгия» получил Владимир Ильин за лучшую мужскую роль в фильме Карена Шахназарова «Палата №6», Где актер исполнил роль врача Рагина.
Лучшей режиссерской работой на кинофестивале признан фильм «Пять дней без Норы», трагическая комедия о мужчине, которой и после смерти жены, с которой он развелся 20 лет назад, чувствует ее присутствие и вмешательство в ход его жизни, про глупые религиозные формальности и про любовь.
Специальный приз жюри получил фильм «Чудо» Александра Прошкина, которого тут же на сцене назвали претендентом стать самым чудесным российским режиссером. Сам Прошкин отметил, что «эта награда - маленькое чудо».
Событием вечера стало вручение главного приза фестиваля фильму Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное». По словам Н. Досталя эту награду «никак не могли предвидеть». Председатель жюри Павел Лунгин рассказал о решении жюри, что «судьи отдали долг фильму», как лучшему представшим самым «человеческим, гуманистическим и в то же время трагически глубоким». Таким образом, все российские картины, участвовавшие в основном конкурсе фестиваля, получили призовые месте, или были отмечены.
Пока на сцене происходили настоящие чудеса, Президент ММКФ Никита Михалков постарался призвать всех «не боялись отдавать на фестиваль свои фильмы», а также подтвердил «чудодейственность» фестиваля сказав, что «пока российские фильмы будут лучшими, они будут получать то, чего достойны».
Последняя награда фестиваля аккордом замкнула российско-грузинский этюд. Приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» получил грузинский кинорежиссер Резо Чхеидзе. Мастер кинематографа произнес трогательную речь после церемонии награждения: «Те тучи, которые сейчас в небе между Россией и Грузией обязательно развеются, а само небо - чистое и светлое - останется. Наше дело - дружить и любить».
Тему светлой дружбы двух государств «подхватил» тут же на сцене и министр культуры Авдеев: «Вы должны передать всем друзьям, грузинам, что рядом с ними живут соседи, братья и очень хорошие люди», - сказал министр. Так же Авдеев подвел итог фестиваля: 40 тысяч зрителей смогли посмотреть за 10 дней 500 фильмов, 16 из которых конкурсные. Он добавил, что «правительство ангажировано» на строительство дворца фестиваля, чтобы «жюри было легче работать».
Своими впесатлениями поделились и члены жюри фестиваля. Алена Бабенко сказала, что «жюри тщательно выполняло домашнюю работу, удачно соображая на троих», так как никаких противоречий не было. В свою очередь индийский режиссер Шьям Бенегал заверил журналистов, что «никакого давления оказано не было». Правда, жюри выразило пожелание, чтобы впредь было больше комедий, так как в этот раз была представлена всего одна.
Мнение основного жюри не совпало с результатами Фипресси. Первые награды стали известны за несколько часов до начала церемонии закрытия фестиваля. Лидером стал украинский фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». А международная федерация киноклубов вручила «Шарманке» приз «За колючий взгляд» с формулировкой «За бескомпромиссное художественное воплощение трагедии тотального равнодушия». Приз российской критики за лучший фильм конкурсной программы достался итальянской картине «Как велит Бог» (реж. Габриэле Сальваторес), в параллельном конкурсе «Перспективы» российские критики отметили «Событие» россиянина Андрея Эшпая. Специальное упоминание и диплом получил «Пропавший без вести» (реж. Ноа Бушел, США).
Газета «Коммерсантъ» отдала приз уникальному мультфильму - русско-японскому рисованному боевику про пионеров-героев «Первый отряд» (реж. Ёсихару Асино).
«Русскость» фестиваля попробовал объяснить журналистам и председатель жюри 31 ММКФ Павел Лунгин: «...Конкурс получился не ровный... но именно Россия дала лучшие фильмы на фестиваль. В западных картинах были выражены мировые тенденции, но недостаточно оригинально или политически корректно... А вот идеи российских фильмов оригинальны и свежи...», - сказал он.
Фестиваль прошел, но его итоги еще отзвучат в кинотеатрах «большого» проката, в разрешении конфликта с Союзом кинематографистов.