Письмо об Иоанне Шанхайском

В 1943 г. прихожане Шанхайской написали митро­политу Мелетию письмо, в котором дали характеристику Иоанну Шанхайскому. Мы приводим отрывок из этого письма.

«Мы - светские люди, миряне не касаемся его (свято­го Иоанна) богословской начитанности, эрудиции, глубоко проникновенных Апостольской верою поучений, произно­симых почти ежедневно и нередко печатаемых. Мы, - Шанхайская паства - будем говорить о том, что видим и чувствуем в нашем разноплеменном городе со дня приезда в него нашего Святителя, что видим грешными глазами и что чувствуем нашим христианским сердцем.

Со дня его приезда: прекратилось печальное явление разделения церквей; из ничего создался приют св. Тихона Задонского, в настоящее время кормящий, обувающий и учащий 200 детей; постепенно улучшилось положение Дома Милосердия имени св. Филарета Милостивого; боль­ные во всех шанхайских госпиталях посещаются священ­никами, вовремя причащаются, а в случае кончины, и без­домные, отпеваются; умалишенные в госпитале далеко за городом навещаются им лично; заключенные в тюрьмах Сеттльмента и Французской концессии имеют возмож­ность молиться в местах заключения за Божественной ли­тургией и приобщаться ежемесячно; им обращено серьез­ное внимание на воспитание и обучение юношества в строго православном национальном духе; во многих иностранных школах наши дети учат Закон Божий; во все трудные мо­менты общественной жизни мы видим его, идущим впере­ди и защищающим нас и исконно русские устои до послед­ней возможности, или же призывающим к жертвенности; все сектантские организации и инославные исповедания поняли и понимают, что борьба с таким столпом Право­славной веры весьма трудна; наш Святитель неустанно на­вещает церкви, больницы, школы, тюрьмы, учреждения светские и военные, всегда принося своим приходом обод­рение и веру. Со дня его приезда ни один больной не по­лучил отказа в его молитвах, личном посещении, а по молитвам Святителя многие получили облегчение и выздо­ровление. Он, как факел, освещает нашу греховность, как колокол будит нашу совесть, зовет нашу душу на подвиг Христианский, зовет нас, как Пастырь Добрый, чтобы мы хотя на минуту отвлеклись от земли, житейской грязи, и возвели очи свои к небу, откуда только и приходит помощь. Он есть тот, который по словам св. апостола Павла, образ есть верным: "словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою" (1 Тим. 4, 12)». (Из книги игумена Германа (Подмошенского) и иеромонаха Серафима (Роуза) «Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец»).

Андрей Анатольевич Мановцев, как он сам себя называет - исследователь-любитель жизни владыки Иоанна - недавно выступал в Татианинском храме при МГУ с лекцией святителе и поделился с «ТД» своими мыслями об этом удивительном святом.

- Приведенное письмо является свидетельством того, что святитель Иоанн относился к своей пастве очень внимательно. Он умел сочетать в себе любовь к людям и взыскательность, был очень деятельным и доступным человеком. К которому в любой момент можно было обратиться за помощью. В Шанхае, а потом в Европе и Америке он очень многое делал для своих прихожан, основал детский приют во имя Тихона Задонского, заботился о живших в нем детях и активно привлекал их к служению в Церкви. Те, кто служил со владыкой, вспоминали, что, если кто-то делал в алтаре что-то не то, владыка никогда не делал выговора, а молча смотрел и цокал языком.

После Второй Мировой войны, когда советские войска освобождали Китай, владыка был единственным восточным епископом, который не ушел под власть Московского Патриархата и не признал советскую власть. А потом. Когда власть в Китае захватили коммунисты, он сделал настоящее чудо: уговорил американские власти дать визы трем с лишним тысячам русских эмигрантов.

В Европу владыка переехал по решению заграничного Синода. Там под его попечением были созданы две православные церкви - Голландская и Французская. Служа в Европе, владыка Иоанн старался быть в дружбе с представителями других юрисдикций. Например, поддерживал контакт с константинопольской юрисдикцией (хотя представители константинопольской церкви нередко проявляли враждебность по отношению к нему).

Владыка уповал на преодоление раскола в русской Церкви. Есть свидетельства, что он на каждой литургии поминал Патриарха Алексия I (об этом он однажды признался епископу Василию (Родзянко)). Владыка Иоанн полагал, что одно дело - политика и совсем другое - наше церковное единство. 

Сан-францисская паства очень по нему тосковала и в конце концов им удалось уговорить Синод вернуть владыку обратно в Америку.

Для меня лично очень трогательным является эпизод из жизни святителя Иоанна и его паствы, описанный Игуменом Германом (Подмошенским),  когда епископ разогнал бал по случаю Хэллоуина.

Владыка Иоанн был ревнителем прославления святителя Иоанна Шанхайского. И вот оно состоялось в Русской Православной Церкви заграницей. 1 ноября был день памяти святого Иоанна Рыльского и день рождения Святителя Иоанна, а накануне, 30 октября - Хэллоуин. Владыка служил всенощную, а в храм никто не пришел. Он узнал, что кто-то из русских устроил празднование Хэллоуина и вся паства пошла туда. После службы он взял посох и пришел в дом, в котором был праздник. Когда владыка вошел в зал, все умолкло. Какие-то дамы бросились к владыке под благословение... Владыка обошел зал, постукивая посохом по полу, и в полной тишине удалился.  

Так он учил своих близких: никогда ничего выговаривал, а сурово замолкал и сверкал взглядом, чтобы человек сам понял, в чем его неправота.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале