Воскресение Ахматовой. 120 лет со дня рождения поэта
В 11-м классе со мной случилась романтическая история. Одна моя одноклассница очень любила стихи Анны Ахматовой. Я захотел поразить девушку и заключил с ней пари: мы поспорили, что я расскажу ей наизусть все стихотворения из первой книги Ахматовой «Вечер» в том порядке, в котором они напечатаны. Я не руководствовался корыстными и чувственными мотивами - спорили мы «на просто так», девушка мне не нравилась.
Я был движим просто любовью к поэзии: Ахматова мне в то время нравилась дико. Я читал ее без конца, как, наверное, в 10-х годах прошлого века читали Блока. Когда человеку 17 лет, любые стихи для него обязательно про любовь. Любви было много, хотелось ее еще больше. Я открыл книгу. Неделю я учил стихи и выучил все. Но не в том порядке, в котором они были напечатаны. Около первой трети книги я прочитал правильно, потом начал сбиваться и проиграл пари. И, знаете, с тех пор моя любовь к Ахматовой куда-то ушла. Огонек в душе погас. Теперь я хожу с палкой и ужинаю в клубе один за большим столом, глядя в тарелку. Когда я слышу чей-то нежный «Ах», я изредка оборачиваюсь и вмешиваюсь в разговор:- Это вы про что? А? Кого?Мне отвечают, что это они про Ахматову. - Это вы про какую Ахматову? Это про ту, что словно праздник золотой и утешенье мне?..Вот такой вот Ионыч. Зачем я поделился с вами этим воспоминанием? Потому что 23-го июня - день рождения Ахматовой. Я о ней вспоминаю.
Огонек в моей душе разгорается. Вспомните Ахматову и вы. А пока вы вспоминаете, я напишу статью. Поэты, как известно, не умирают. Не то чтобы, убежав тленья, они живут в своих стихах; так тоже бывает, но не это главное в их бессмертии. Некоторые поэты попросту воскресают в других. Я всегда был в этом убежден и все время боялся эту мысль кому-нибудь высказать: засмеют. Но однажды я встретил ясную и простую формулировку этой мысли и понял, что я не сумасшедший. Точнее, не я один сумасшедший. Да, они воскресают. Юрий Карабчиевский в своей знаменитой, неоднозначной, талантливой и жестокой книге «Воскресение Маяковского» писал: «И сегодня, кроме трех пародийных поэтов, есть по крайней мере один серьезный - быть может, вообще самый серьезный, - в творчестве которого по высшему разряду, на уровне, о котором только мечтать, - возродился? воскрес? воплотился? - живет Маяковский.
Иосиф Бродский.»
(Цит. по изданию: Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского (филологический роман). Эссе. М.: Русские словари, 2000. Стр. 183).
Привести полностью это поразительное, невозможное и невероятно тонкое рассуждение Карабчиевского в этой статье я, к сожалению, не могу. Читайте его книгу.
Я же хочу
дерзнуть и сказать об увиденном
мной другом воскресении.
«Мы разбегаемся по делам,
Земля разбивается пополам.
Сотри меня, смотри в меня, останься.
Прости меня
за слабость и за то, что я так странно
и отчаянно люблю».
И:
«И когда друг друга
проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала».
И:
«Как соломинкой,
пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.»
И:
«Делай со мной, что хочешь,
Стань моей тенью
до завтра.»
И:
«...Герой погибнет в начале повести.
И мне останутся его сомнения,
Я напишу о нем стихотворение».
И:
«Слава тебе, безысходная
боль!
Умер вчера сероглазый король.
<...>
А за окном шелестят
тополя:
"Нет на земле твоего короля...».
И:
«Сегодня мне письма
не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...»
И:
«Давай я позвоню тебе еще раз,
Помолчим. Поулыбаемся друг другу».Я не к тому, что эти строчки похожи. Я к тому, что это все поэзия. Любовь как случайная смерть, и страшно ее угадать в еще незнакомой улыбке. Она учила женщин говорить, они же вместо этого запели. Земфира Рамазанова - поэтическое воскресение Анны Ахматовой.
Мысль сумасшедшая. Она вызовет гнев поклонников и той, и другой.
- Что это вы нашего поэта в популярные музыкантши записываете? - поправят очки фанаты Ахматовой.
- Это вы музыканта, певицу сравниваете с поэтессой какой-то? - ударят по клавиатуре ценители Рамазановой.
Но я
люблю и ту, и другую. И мысль
эта меня не возмущает. Сама Земфира
признавалась как-то, что из двух поэтов
ей ближе Цветаева. О многом говорит
композиция «Я полюбила вас» из альбома
Земфиры «Спасибо» (послушайте, хорошая
песня):
«В утренний сонный час,
В час, когда все растаяло
Я полюбила вас,
Марина
Цветаева!»
Цитату
знают все:
«В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова».
(М. Цветаева,
«Анне Ахматовой»).
Чтобы круг замкнулся, нужно, чтобы Ахматова призналась в любви к Рамазановой. Но вряд ли она признается - слишком много общего.
Смотрите. Начало века. Юная девушка из провинции занимается традиционно неженским делом: пишет, записывает и исполняет песни. Некоторые из этих композиций обладают свойствами гениальности: не рассказывая ни о чем, они говорят обо всем. Не обращаясь ни к кому, они обращены к каждому.
Автор их смотрит только вглубь себя, но видит все внутри нас. Главные песни - о любви. Стихи изощренно просты. Механику, поэтику их разгадать нельзя: все понятно, но как это сделано, понять нельзя. Вызывающая интимность высказывания соседствует с предельной его закрытостью, защищенностью от враждебных грязных рук и липких взглядов. И - личность, личность: гордая, независимая. Царственная (с годами царственность увеличивается). В характере мягкость и женственность - или жесткая, суровая холодность? И тотальное, изощренное, убийственное остроумие - вы почитайте и о той, и о другой.Они не похожи.
Выбранные мной цитаты из стихов Ахматовой и текстов песен Земфиры иногда созвучны тематически, но это скорее случайность, чем закономерность. Я для развлечения их выбрал. Более того, Земфира в разных интервью постоянно подчеркивает, что она не поэт. Говорит, что тексты для нее всегда стоят на последнем месте, что у нее никогда не возникало желания написать стихи отдельно от музыки. Говорит, что музыка всегда на первом месте, стихи же попросту вторичны. И я вроде бы должен ей верить. Я хочу, но не могу ей верить. Глаза обмануть можно, а уши - нет. Они такие, все слышат.Лирика мощно пробивается сквозь «акмеистическую» прозаичность стихов Ахматовой. Теплая, мягкая, женственная поэтичность ее затмевает все эти хлыстики, перчатки, юбки и ступени. Заглушая колкий звон аллитераций и затмевая холодноватую композиционную выверенность стихов Ахматовой, льется непрерывное и неизменное «люблю».
Это не так много, но этого
вполне достаточно. Лирика
тайно управляет мелодиями и ритмами песен Земфиры. Сквозь этот стильный
лондонский звук доносится неизменное и непрерывное «люблю». И еще
«ненавижу» - но одно от другого недалеко ушло. Кстати, в буклетах к ее
первым альбомам авторство так и указывалось: «музыка, лирика - Земфира
Рамазанова». Мандельштам
писал, что Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и
психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Чтобы
круг замкнулся, можно сказать, что Земфира принесла в русскую музыку
всю внешнюю изощренную простоту и глубочайшее внутреннее содержание
поэзии Ахматовой начала двадцатого века. Земфира не похожа на Ахматову.
Ахматова не похожа на Земфиру. Она просто в ней слегка воскресла.
Частичкой своей огромной поэтической и женской сущности. Не личность
воскресла, а именно сущность: когда речь идет о поэзии, какие могут
быть разговоры о личностях. Там люди мирами ворочают. И когда же, кстати, новый альбом, Анна Андреевна? Зачем
же я поделился с вами этими неуклюжими рассуждениями? Какое они имеют
отношение к юбилею Ахматовой? Почему я в своей статье не пишу о самой
Ахматовой, а привожу свои безумные теории? Все это вы, возможно,
захотите сказать мне, дорогой читатель. Говорите. Я вам отвечу: зачем
же мне писать об Ахматовой, когда она сама написала столько о себе?
Возьмите и почитайте ее стихи. Мне кажется, это будет лучшим подарком
Анне Ахматовой на день ее рождения. На десять лет ее воскресения.