«Бог, Он на кончике кисти…»
Справка: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в нашей стране музей русской средневековой культуры. Благодаря его созданию в 1947 были спасены многие шедевры русской иконописи, которым грозило уничтожение «по идеологическим причинам». В советское время музей имени Андрея Рублева был одним из немногих мест, где можно было увидеть православные иконы и услышать о христианстве.
- Борис Николаевич, в массовом сознании Средневековье - темное время, когда народ был необразован и суеверен, а Церковь душила всякое проявления свободомыслия...
- Ко всему нужно подходить диалектически. В эпоху Средневековья было много светлого, но имели место и неприятные моменты. С одной стороны, подавляющее большинство простых людей действительно было неграмотно и порой забито. Но с другой, именно монастыри были центрами культуры. Если брать Рублевское время, то есть конец XIV - начало XV века, здесь в одной точке сошлось множество важных для русской истории событий. Смотрите сами: еще сохраняется татаро-монгольское иго, но уже одержана крупная победа на Куликовом поле. Первые московские князья не были воплощением добродетели, но и самодержцами в понимании XVI-XVII веков они не стали. В эпоху Средневековья Церковь еще не подчинялась государству и часто усмиряла власть имущих. Что еще сказать об эпохе? Не стоит забывать, что в конце XV века говорили о скором наступлении конца света, который ожидали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По греко-русскому летосчислению семь тысяч лет оканчивались как раз в 1492 году. Разумеется, настроения в народе были весьма мрачными. Но в это время во всем восточном (и даже западном) христианстве расцветает идея hая. В искусстве как никогда сильно проявляется надежда на спасение, ожидание грядущего рая: это прочитывается в византийских и русских иконах, а в западном искусстве - в знаменитом Гентском алтаре братьев Губерта и Яна ван Эйков. Идеи грядущего блаженства, обретения благодати, поиска пути к достижению рая были доведены Андреем Рублевым почти до абсолюта в росписях Успенского собора во Владимире. Что нового внес Рублев? В картинах Страшного суда, которые сохранились лучше всего, блаженство и рай словно уже достигнуты. Люди, предстающие на Страшный суд, еще не знают своей судьбы, но уже как бы приобщены раю. Всё словно определяется словами из Евангелия от Иоанна: «Верующий в Него (то есть Христа) не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18).
- Как черты эпохи отразились на творчестве Рублева? Влияет ли его биография (а о ней известно довольно мало) на восприятие его творчества?
- Я думаю, если учесть, что он был иконописцем и монахом, реальные обстоятельства жизни не играют большой роли. Реальные факты его биографии - созданные им произведения. Подлинных свидетельств о Рублеве сохранилось очень мало: это два упоминания в летописи и наиболее ценные упоминания в житиях Сергия и Никона Радонежских. Надо сказать, что летописи - это очень ценные официальные документы, и сам факт упоминания в них имени Андрея Рублева свидетельствует о большой славе иконописца уже в то время. Практически всегда рядом с именем Рублева упоминается и имя Даниила - его учителя и друга, «сопостника». Строго говоря, мы не можем разделить их руки в большинстве фресок и икон. Даниил (обычно его называют «Черным», хотя это прозвище не произошло от слова «чернец», то есть монах) прославился точно так же как Андрей, совершил те же монашеские подвиги. Но Андрей Рублев был канонизирован, а Даниил - нет. Имя этого мастера до сих пор всегда на втором плане: большинство специалистов, которые пишут о Рублеве, забывают о Данииле. А ведь он, если судить по тому, что ему приписывается, был выдающимся мастером. Но все-таки не таким гениальным, как Андрей Рублев...Масштаб его личности поняли уже современники.
- На Ваш взгляд, Андрей Рублев мог бы достичь таких высот в иконописи, если бы не его духовный подвиг?
- В то время, когда творил Андрей Рублев, было много высокодуховных людей. Многих из них упоминает прп. Иосиф Волоцкий, который и сам признан святым. Одной из главных фигур той эпохи была фигура прп. Сергия Радонежского. Поэтому неудивительно, что средневековое искусство - искусство эпохи расцвета. Бог, Он на кончике кисти. Иконопись была частью духовного подвига Рублева.
Что касается свидетельств современников художника, то их до наших дней донесли «биографы» прп. Андрея Рублева и Даниила - иером. Пахомий Логофет и прп. Иосиф Волоцкий. В их произведениях прп. Андрей и его сопостник предстают как подвижники-художники, неразлучные друзья, «совершенные» монахи. Они характеризуются как «чудные добродетельные старцы и живописцы», «удивительные и славные» иконописцы, «замечательные» и «духовные» люди, «всех... превосходящие в совершенной добродетели» иноки, которые своей «богоугодной» и «блаженной» жизнью «всегда духовное братство и любовь великую к себе приобрели». О Рублеве говорится как о «необыкновенном» иконописце, «всех превосходящем мудростью великой», подчеркивается его смирение, потому что оно было, вероятно, отличительной чертой его характера.
Прп. Иосиф Волоцкий, поклонник творчества Даниила, Андрея Рублева и Дионисия, свидетельствует, что через созерцание икон и любование их красотой Даниил и Андрей возносились своими мыслями к «горнему», поэтому лицезрение икон всегда было для них праздником, наполнявшим их сердца «божественной радостью и светлостью». Красота иконы воспринималась ими как Божественное совершенство и гармония созданного Богом мира.
- А на мировоззрение современного человека красота иконы оказывает влияние?
- Я считаю, что любое произведение искусства затрагивает внутренний мир человека. И древнерусские иконы, фрески поражают нас прежде всего своей красотой...
- Борис Николаевич, а Вы когда-нибудь были свидетелем того, как люди, первоначально далекие от христианства (например, Ваши коллеги-искусствоведы) после знакомства с древнерусской живописью приходили к вере?
- Конечно, такое происходило довольно часто, особенно в советское время. Ведь тогда христианство было запрещено, доминировала вполне определенная идеология. И люди понимали, что идеология совсем не та, хотелось чего-то другого. Занимаясь средневековым искусством, многие находили совсем другие ценности. Искусство было толчком к обращению к вере. В советское время множество людей приобщались к Церкви именно здесь, в музее. Потому что они могли смотреть древнерусские произведения и узнавать то, о чем не говорилось и даже не писалось. В музее Рублева можно было многое услышать об иконографии: рассказывали Евангельские сюжеты, говорили об основных понятиях, о развитии христианства. Это была какая-то отдушина для многих.
- Что нужно знать современному прихожанину, который начинает интересоваться иконописью, пытается разобраться в значении того или иного символа?
- Для начала самые простые вещи: иконы писались по правилам обратной, а не линейной перспективы. То есть дорога, например, к горизонту сужалась, а не расширялась. Еще одно правило иконописи - единство времени. События развиваются не последовательно, а представлены на иконе одновременно (лучше всего это видно в иконах, на которых изображены жития святых). Древнерусское искусство сложно назвать реалистичным: оно условно, хотя и антропоморфно. Лики святых приближены к идеалу. На иконах изображен мир «горний», а не реально существующий.
У нас древнерусское искусство воспринимается как искусство второго плана. В советское время это было понятно: средневековое искусство находилось под подозрением. Но и сейчас ситуация не особенно изменилась: иконопись еще плохо понимается людьми в силу специфичности своего языка. Иконопись нужно изучать, тогда она будет понятна.
- А люди, которые в Средние века приходили в храм, понимали все эти тонкости без специальных объяснений?
- Фрески, иконы изначально писались как раз для неграмотных. Те, кто не мог прочитать текст Библии, «читали» ее на стенах храма. Иконопись была инструментом просвещения.