Эстетика вандалов. Объект культурного наследия изуродовали те, кто отвечает за его сохранность
Текст: Михаил Моисеев
— Суки!..
Я обещал при свидетелях, что эта короткая фраза пожилой женщины станет эпиграфом к заметке, — слово надо держать.
Женщина остановилась у нашей небольшой компании, заинтересовавшись происходящим: молодые ребята — парень и две девушки с белыми повязками на рукавах собирают какие-то подписи. Тех, кто на «Чистых прудах» регулярно пользуется выходом в сторону бульвара, уже давно привык к тому, что здесь постоянно кто-то собирает подписи или митингует.
Женщина уже готова подписать листок. Пытаюсь выяснить:
— А вы знаете вообще, что здесь произошло?
Авторучка замирает над листком бумаги. Цепкие маленькие глаза поднимаются на меня:
— А что?
— Вы знаете, что два дня назад вот эти гранитные колонны на выходе из метро покрасили серой краской?
И тут — без всякой паузы, почти мгновенно! — звучит то самое слово, которое я под впечатлением пообещал вынести в эпиграф:
— Суки!..
Ребята смеются. А женщина, как мне показалось, совсем не была расположена шутить: ее взгляд лишь еще больше заостряется. Они еще пару минут разговаривают, и женщина уходит по бульвару.
Хожу вокруг вестибюля — огромного куба, с противоположных сторон которого расположены входы-выходы на станцию метро. Пытаюсь понять: зачем? Зачем кому-то понадобилось красить гранитные (!) колонны-столбы грязной серой краской? Такой обычно красят всю железнодорожную «инфраструктуру» — семафоры, ограждения, перила на пешеходных переходах. Даже не красят — покрывают слоями. Из года в год, до тех пор, пока острые грани металлических деталей не становятся округлыми. …Кому помешал гранит? Какое эстетическое чувство заставило отдать распоряжение о покраске памятника? Или, может быть, его так решили «украсить» в рамках проходящего в Москве субботника?
Выясняется, что в ночь на 20 апреля были наполовину выкрашены колонны вестибюля, выходящего на площадь Мясницких ворот. А вчера эти колонны были уже отмыты от краски. Остались изуродованными колонны со стороны бульвара.
— Что это у вас в коробке? — несколько журналистов, фотографы, в основном, то и дело «заглядывают» своими объективам в небольшую коробку, которую держит в руках один из «горожан».
— Это мыло и моющее средство, которое мы завтра вместе с подписями отнесем в Департамент транспорта!
«Детский сад и сбоку немцы», — так и хочется сказать. Но, наверное, таковы правила нынешней общественно-политической жизни: если хочешь, чтобы тебя заметили и запомнили, не просто выступи за или против чего-то, но сделай это как-нибудь по-особенному. Ну, хорошо. Пусть запомнятся если не списки с подписями, то хотя бы эта коробка с пластиковой бутылкой моющего средства. А если по-взрослому: кто, интересно, может (должен?) возбудить дело по статье 214 УК РФ «Вандализм»?
Люди входят и выходят из пластиковых дверей. Больше тех, кто торопится в метро: конец рабочего дня. «Рассерженные горожане» немного теряются в этой торопливой толпе, девочки-волонтеры пытаются привлечь внимание бегущих мимо людей — получается не всегда. Все торопятся, всем некогда, взгляды опущены под ноги.
— Собрано уже более ста подписей, — девушка Настя, пресс-секретарь «рассерженных», рассказывает о том, как идет акция. — Завтра понесем их в Департамент транспорта.
Несколько «горожан» как островок в людском потоке. Он обтекает их с обеих сторон. Такое ощущение, что никто и не заметил, что произошло. Каков процент тех, кто заметил? А сколько таких, кто, заметив, не побежал по делам дальше?
Для справки
Станция метро «Чистые пруды», спроектированная архитектором Николаем Колли, была открыта 15 мая 1935 года и входила в состав первой ветки московского метро. Первоначальное ее название — «Кировская» — было заменено на «Чистые пруды» в 1990 году.