Билеты во сне и наяву
Путешествия по сайтам авиакомпаний и турагентств, парадоксов и впечатлений набираешься больше, чем в ином путешествии.
Сколько, по-вашему, летит самолет из Томска в Хабаровск? Мне довелось недавно прокладывать такой маршрут. Из Западной Сибири на Дальний Восток. Это как из Москвы в Лиссабон, чтобы было понятно. Так вот — 19 часов. Не верите — загляните в Яндекс-Расписания. Ну, или поездом четыре дня. А из Новосибирска в Анадырь вам случайно не надо? 23 часа самолетом.
Те, кто вынужден часто сталкиваться с российскими транспортными реалиями, конечно, не удивятся. Ведь это из Москвы можно улететь куда угодно. А из откуда угодно дороги ведут в первую очередь в Москву.
Недавно коллега из Калининграда на пальцах объяснял, откуда порой берутся сепаратистские настроения. Он каждое лето летает к родителям за Урал. Это возможно только с пересадкой в Москве, что автоматически увеличивает стоимость билета на 30%. Пятичасовая пересадка в Шереметьево, где покормить ребенка в кафетерии эквивалентна чеку за недельный запас продуктов на семью. А в Челябинск самолет прилетает в пять утра, доставляя непередаваемое удовольствие встречающим.
Какие вредители это придумали — не давать возможности калининградцам бывать в «замкадной» России, а жителям глубинки отбить желание побывать в Калининграде отсутствием прямых рейсов.
Проблема, думается, стоит не только перед жителями крайнего западного региона. От Москвы одинаковое расстояние до, скажем, Владикавказа и Осло. Но улететь в норвежскую столицу стоит вдвое дешевле, чем в российский город.
Что это? Откуда такие цены? Кто это все придумал и, главное, почему нас держат за каких-то идиотов?
В Нью-Йорк можно улететь за 11 тысяч рублей, а место в мягком вагоне поезда Москва — Санкт-Петербург стоит втрое дороже. Поездка в Прагу (перелет, приличный отель и питание) обойдется дешевле, чем слетать посмотреть на Байкал. На жемчужину, между прочим, России, впечатления от которой прививают такую любовь к Родине и безудержную гордость, что никакому Большому театру с его тошнотворными подробностями не снилось.
А сколько средних зарплат уложатся в путешествие во Владивосток для семьи с двумя детьми? Притом не из Москвы, а из остальной России, откуда еще до Москвы надо добираться.
Вот и получается, что Египет, Турция, Таиланд — ближе и знакомей, чем родные просторы.
В Калмыкии на минувшей неделе прошел фестиваль тюльпанов. Разноцветный ковер до горизонта, степь, верблюды, экзотика и красота. Но поезда в Элисту не ходят уже много лет. И самолеты летают только три раза в неделю за совершенно невменяемые деньги. А ведь это не за Полярным кругом и даже не за Уралом — всего-то чуть южнее Волгограда.
Чего же не хватает, чтобы сделать все для людей? Авиакомпаний, которые бы конкурировали, а не сговаривались между собой? Нефти? Ума и совести?
Кто-то мечтает разбогатеть и увидеть весь мир. У меня — свой заветный перечень. Поклониться Одигитрии в Смоленске, увидеть белоснежные стены ярославского кремля, покормить комаров на карельских озерах. Собирать морских гребешков после шторма во Владивостоке, кататься верхом в Шерегеше. Обещаю: мне не надоест.