Религия в школе. История возвращения
"Основы Православной культуры" - единственный школьный предмет, чье появление еще в 90-х годах XX века было полнейшей неожиданностью для государственной власти. Священники и православные активисты пришли в средние школы. Там, где им удалось договориться с директорами, они стали преподавать по еще дореволюционным учебникам "Закона Божия".
По сообщению Института изучения религий в странах СНГ и Балтии , в 1993 г. Министерство образования РФ, обнаружив эту практику, издало приказ о запрете любых уроков религии, мотивируя его нарушением Конституции. В этот же период РПЦ возлагала некоторые надежды на различные формы углубленного религиозного образования в формате средней школы, к которым относились создававшиеся в середине и первой половине 1990-х годов православные гимназии, казачьи кадетские училища и "русские школы". Однако довольно скоро стало ясно, что, хотя подобные учебные заведения имеются практически в каждом российском регионе, стать основой для будущих средних учебных заведений России они не могут. Даже в случае удачной реализации проекта они фактически становились элитными образовательными учреждениями, в которых родители ценили не "православную" составляющую, а профессионализм педагогов и возможность детей углубленно изучать иностранные языки, совершать экскурсии, посещать кружки.
Ко второй половине 1990-х годов стало очевидно, что резервы роста православной образовательной инфраструктуры кончились - воскресные школы доказали свою несостоятельность, а ограниченность возможностей гимназий была очевидна и ранее. Ситуацию изменило принятие в сентябре 1997 г. новой редакции закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в преамбуле которого была подчеркнута роль "традиционных религий". Эта преамбула вызывала особенные споры - представители религий и конфессий, не отнесенных к "традиционным", юристы и правозащитники указывали, что "традиционные" религиозные организации используют ее для лоббирования особенных льгот. Федеральная власть утверждала, что всем гражданам вне зависимости от вероисповедания будут предоставлены равные права.
Действительно, на федеральном уровне
РПЦ не удалось добиться особых привилегий,
хотя со многими министерствами и ведомствами
были подписаны ничего реально не значащие
рамочные договоры о сотрудничестве. Но
на региональном уровне ситуация сложилась
иначе. В 1997-1999 гг. в нескольких регионах
России на средства областных администраций
в средних школах стал вводится курс обучения
православной вере. Назывался он по-разному:
"Основы и ценности православия"
(Белгород), "Основы православной культуры"
(Курск), факультатив по "Закону Божьему"
(Воронеж, Калининград), "Основы православной
культуры и нравственности" (Новосибирск,
Смоленск), "История Церкви" (Воронеж,
Ростов-на-Дону), факультатив по основам
православия (Кемерово) и т. д. Наибольшую
известность и масштаб получил опыт Курской
области, которая, как неоднократно заявлялось
в прессе различными официальными лицами,
ввела преподавание "Основ
православной культуры" (ОПК) почти
в половине (300 из 800) школ области.
Московская Патриархия вдохновилась идеей, которую представители Курской епархии предложили на ежегодном образовательном форуме, именуемом Рождественскими чтениями. В 1999 г. Патриарх разослал провинциальному епископату письмо с указанием ввести преподавание основ православного вероучения в школах всех регионов России. В последнем пункте этого документа утверждалось: "Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе" (Копия письма размещена на сайте Уфимской епархии РПЦ ).
В течение весны-лета 2003 г. министерство пришло к решению о необходимости изменения названия курса на "Основы мировых религий" (ОМР) и объявлению нового конкурса по созданию соответствующего учебника, так как учебник Аллы Бородиной (разработчик курса ОПК) рекомендован не Министерством образования, а только Координационным советом, который является консультационным органом, а "настоящие" учебники для широкомасштабных программ должны быть рекомендованы Федеральным экспертным советом при министерстве, который данный учебник не рассматривал. (Заявление пресс-секретаря Министерства в интервью газете "Известия". Известия. 2003. 19.09.).
На Рождественских чтениях - 2004 министр образования В. Филиппов сделал заявление, поддающееся разнообразной трактовке: "Мы должны продолжать активную линию на практическую реализацию доступности предмета "Основы православной культуры" для российских школ, несмотря на организационные преграды некоторых чиновников (Newsru.com. 2004. 26.01).
В 2006 году участники «Рождественских чтений» бурно выразили свой протест, считая замену «Основ православной культуры» «Историей мировой религии» неприемлемым для России. Как сообщает информационное агентство "Русская линия" , Решение о сохранении и развитии условий для преподавания основ православия и других учебных предметов по религии и этике в процессе разработки и введения нового стандарта общего образования было принято на совместной конференции министерства и Церкви в декабре 2007 года в Калуге. Тогда митрополит Климент заявил, что появление в СМИ информации о том, что Церковь якобы может отказаться от поддержки предмета "Основы православной культуры" в пользу какого-то единого для всех учащихся предмета "Духовно-нравственная культура", где будут изучаться все религии и мировоззрения не соответствуют действительности: "Следует четко и ясно указать, что Русская Православная Церковь никогда официально этого не утверждала", - подчеркнул владыка. "При этом мы всегда были убеждены в том, что преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей с возможностью выбора альтернативной дисциплины", - добавил архиерей.
13 сентября 2007 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России В. В. Путин заявил, что изучение в государственных школах предметов религиозной тематики нельзя делать обязательным, ибо это противоречит российской Конституции. Подчеркнув, что он выступает за воспитание детей «в духе наших четырех религий», президент сказал о необходимости «найти приемлемую для всего общества форму».
Вечером 21 июля 2009 года СМИ процитировали заявление Президента России Дмитрия Медведева: «Я принял решение поддержать оба обращения (лидеров ведущих российских конфессий): и идею преподавания в школах России основ религиозной культуры, и светской этики, считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии».
Уточнялось также, что внутри этого учебного курса будут три модуля: 1. история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), 2. история основных мировых религий и 3. основы светской этики". Какой из трех предложенных курсов выбрать, школьники решат сами. В качестве эксперимента предмет начнут преподавать в 18-ти регионах, а с 2012-го года он станет обязательным для всех российских школ.
Министр образования А. Фурсенко отметил, что преподавать новый предмет будут светские учителя, - с этим согласны представители всех основных конфессий. Материалы курса должны быть приемлемы как для представителей всех конфессий, так и для атеистов.
Важнейший вопрос: откуда школам взять преподавателей для нового предмета? По предварительным оценкам, для того, чтобы курс стал полноценной частью школьной программы, понадобится переподготовить более 40 тысяч преподавателей. А для этого потребуются сотни миллионов рублей.
Остаётся надеяться, что Церковь и государство наши наконец-таки универсальную форму преподавания религиозных основ молодёжи где ОПК станет нравственным стержнем для потенциальной православных школьников.
Но сумеют ли школьники избавиться от «религиозной вавилонской башни»? Быть терпимыми к религии соседа по парте? Уважать и не осуждать? Подобные распри в такой маленькой субкультуре, как школа, могут оставить серьёзную рану в душе ещё не сформировавшегося ребёнка, озлобить и ожесточить. Так, как защищать в итоге он будет не теорему по геометрии, не опыт по химии, даже не историю Отечества, а собственную религию...
В любом случае, если новый предмет в школах все-таки введут, грядут эпохальные перемены не только в системе образования, но и в системе мировосприятия будущих поколений...
Каким оно будет?