Эко-стайл. Столичное правительство готово поддержать создание сети велотакси
Ого. Тут я и развернула коварный план:
— Давайте, — говорю, — я с вами покатаюсь, а вы мне расскажите про нелёгкий труд свой и обстановку вокруг сего труда.
Девушка застеснялась, спрашивает, обязательно ли фотографироваться и можно ли сделать фото неузнаваемым.
— Как же без узнаваемого фото, — отвечаю, — у каждого репортажа должен быть герой.
— Но у меня есть сомнения в собственной фотогеничности.
— Что вы,— говорю, — вы прекрасны.
И мы поехали.
Вот же — девушка, был бы водитель парнем, думаю, первым делом разговор зашел бы о деньгах, а не о фотогеничности.
Кстати о деньгах. Как оказалось, велотакси — приключение не дешёвое. На одном форуме какая-то девушка с сожалением отзывалась о том, что нет-де в Москве велотакси: «Представляете, выходите вы вечером из метро в поисках машины за сто рублей до дому, а там — мило припаркованные мотороллеры или велосипеды с прицепом. Убили двух зайцев: быстро плюс почувствовали причастность к эко-стайл жизни».
Ан нет, сто рублей — это не для эко-стайл жизни. Стиль обязывает, знаете ли: получасовая поездка на велотакси стоит пятьсот рублей. Так что данный транспорт все-таки скорее для туристов, ну или девушку прокатить впридачу к мороженому: «Поедем, красотка, кататься, давно я тебя поджидал».
Мой, а вернее моя велорикша по имени Катя повезла меня на Тверской бульвар. Первым же открытием для меня стало наличие у велотакси мотора: оказывается, Кате вовсе не обязательно крутить педали, или по крайне мере можно делать это только для вида — машинка вполне едет сама. Чтобы проехать на Тверской бульвар, мы пересекали улицы только по пешеходным переходам, автомобили удивлённо останавливались: вроде и не велосипед и не машина, пусть её. Прохожие тоже смотрели с любопытством: видно, в центре Москвы такой транспорт в новинку. И вот мы остановились под тополями на бульваре, чтобы поговорить — по пути это сделать было проблематично, уж больно громко работает экологически чистый электрический мотор.
— Вообще велотакси в Москве уже с 2006 года, — рассказала Катя, — начинали мы тоже в центре, но очень быстро перебрались на ВДНХ. А в этом году там затеяли какую-то реконструкцию мощную, и мы снова выехали в город, с мая уже здесь. Велотакси ориентировано не на извоз, а на размещение рекламы, пока мы катаемся без рекламы, но скоро она появится. Это будет основная причина нашего присутствия в городе — выездные билборды такие. Мы будем ездить, и основной доход владельцев этого бизнеса будет от рекламы. А извоз — это уже развлечение.
— А это государственная программа вообще — пустить такой транспорт?
— Тот человек, который привёз эту идею в Москву — Игорь Маркин, сейчас возглавляет ЦНИИ проектирования велотранспорта. То есть он продвигает такой нестандартный транспорт, экологический транспорт, велотематика, короче: велодорожки на дорогах, аренда велосипедов и прочее. А собственно велотакси держат частные лица, но в сотрудничестве с департаментом транспорта. Сейчас мы вообще находимся в пограничном состоянии, так как правила дорожного движения вообще не прописаны для подобного транспорта.
— То есть для вас никаких правил не существует?
— Есть такая категория транспорта, технические характеристики которой не позволяют развивать более 50 км/час, мы подпадаем под эту категорию. Вот нам, например, запрещён поворот налево, что же — мы находим свои варианты: чтобы повернуть налево мы просто проезжаем по пешеходному переходу. Конечно, стараемся как можно меньше мешать и движению автомобилей и движению пешеходов.
— А как автомобилисты на вас реагируют?
— По-разному, в основном пугаются и стараются нас пропустить, иногда бывает негативная реакция. Москва стоит в пробках, припаркованы машины непонятно как, а мы просачиваемся, у нас габариты гораздо меньше, мы можем пробку совершенно спокойно объехать — не у всех это вызывает положительные эмоции. Некоторые, я не знаю от зависти или нервы у людей сдают, специально перегораживают дорогу, чтобы проехать нельзя было или гудок дают, пугают. Но вообще положительных откликов на наш вид транспорта больше.
Катя говорит, как по писанному — удивительно хорошо всё знает, отлично разбирается в своём необычном веломобиле. Спрашиваю, тяжело ли быть водителем такого большого велосипеда.
— Он оборудован электрическим мотором в переднем колесе, то есть передняя ступица сама себя крутит, педали крутят задние колеса, мотор — передние. Он может ездить только на моторе, а может только на педалях, мы оптимизируем это сочетание: если я еду без пассажиров, я могу не пользоваться педалями, если с пассажирами — пользуюсь и педалями и мотором.
— А кто же в основном является вашим пассажиром?
— По-разному. Мы стоим на Пушкинской площади, тут кругом театры, и вот: кто-то не хочет пешком, кто-то не знает куда, дождь, лень — и поехали. С детьми очень часто катаются; просто люди, которые плохо ориентируются в центре — здесь очень много посольств, например, или кафе, музеи какие-то, вместо того чтобы тратить своё время, люди обращаются к нам. Иностранцы тоже, конечно, чтобы не искать достопримечательности — совмещают приятное с полезным.
— А кто может стать велорикшей?
— У нас есть определённые требования. Естественно, человек должен быть коммуникабельным, легко находить общий язык с пассажирами, конечно, плюсом будет знание иностранного языка. А так… график можно заранее составлять: два через два или три через три — как хотите. Это такой вариант подработки, нет жёстких ограничений по времени работы: кто-то предпочитает работать вечером, кому-то лучше днём. Вот я в силу своего пола вечером не могу здесь долго задерживаться, потому что не все люди адекватны: выпивают, бузят. В общем, стараюсь вечером не работать, девушек не так много у нас, в основном — молодые люди.
Да уж вечерняя Москва опасна для молодых велорикш женского пола. Да и потом, наверно, такси — это скорее мужское занятие. Катя не соглашается:
— Да нет, на случай поломки у нас есть механик, если например колесо пробило — приезжает, меняет. У меня у самой есть велосипед — здесь всё то же самое, если цепь слетела, я могу её накинуть. Велотакси в принципе-то не ломаются, качественная конструкция, очень устойчивая, перевернуть невозможно, даже круто заходя в поворот. А физическая форма водителя большого значения не имеет, потому что есть мотор, педали можно вообще не крутить.
— Как «можно не крутить»? Неужели не бывает так, что пассажир требует аутентичного исполнения: что это у вас мотор, а ну-ка вези меня сама, на педалях!
— Со мной такой номер не прокатывает, — смеётся Катя, — я ценный сотрудник, у нас же в основном мальчики работают. Так что если какая-то странная ситуация, пассажир, я передаю его своему коллеге. В основном, кстати, всё наоборот: ко мне подходят и удивляются — как же вы нас повезёте, я объясняю, что мне не тяжело, есть мотор, который выполняет 99% работы. Аккумулятор достаточно ёмкий, на день его хватает. Разные бывают случаи — целый день катаешься, а вечером к тебе подходят: нужно ехать куда-нибудь в Фили, понятно, что это приличные деньги, соглашаюсь, но крутить сил уже нет, тут и выручает мотор.
Вот жестокая я, а люди-то у нас не такие, жалостливые.
— А кто производитель велотакси?
— Ну, это китайская реплика, такой фэйк: немецкие аналоги очень дороги, порядка десяти тысяч евро стоят, а китайские в десять раз дешевле. Вот мы их заказываем, а когда они приходят, наш владелец меняет здесь абсолютно всё: мотор, цепь, подшипники — все детали, получается уже раз в пять дешевле немецкой техники. Важно, чтобы ход был максимально лёгким, потому что сама конструкция весит сто пятьдесят килограмм, сорок — весит аккумулятор. Единственно нужно ровное покрытие, любая колдобина ощущается, ведь здесь нет амортизаторов, какой-то гидравлической системы, которая компенсировала бы выбоины. В общем, велотакси — это такой прикол, аттракцион, транспорт не для каких-то серьёзных целей. Конечно, в Москве очень сложно водить, есть масса нюансов, но мы никуда не торопимся: 10-20 км/час — это максимум. Тем более что мы ответственны за жизнь пассажиров, а это часто дети, беременные женщины, просто пожилые люди.
— А вот у вас сиденьице какое-то не очень удобное, — замечаю.
— Наоборот, здесь самая физиологически удобная позиция, самый оптимальный вариант: упираешься полностью позвоночником, никакой лишней нагрузки на суставы, мышцы — всё отлично.
Ну что, больше никаких каверзных вопросов? — спрашивает Катя и садится за руль. Мотор стрекочет, мы выруливаем по бульвару назад, к метро.
— Если только какие-то необычные случаи у вас были, — громко отвечаю в спину Кате, стараясь перекричать стрекот.
— О, необычные случаи у нас — частое явление, — кричит в ответ Катя, — актёры, политики часто ездят, вообще — интересно работать, такое повидаешь, как нигде. Например, совсем недавно я минут сорок не могла высадить пассажира. Причем, когда он только садился, производил впечатление вполне нормального мужчины, ну, может, слегка навеселе, короче — мужчины, хорошо проводящего вечер. Но потом…
— Может он по дороге добавил? Вы же спиной к нему сидите.
— Да, я не вижу, может, в общем, пришлось звать парней, выносить его. Денег мы так и не добились, да ладно, все мы люди, что уж там.
***
«Известия», 22 мая 2013 г.:
В столице может появиться сеть велотакси, оказывающая услуги по перевозке на короткие расстояния. В частности, пассажиров предполагается возить от парков и театров, расположенных в отдалении от станций метро. Как рассказал «Известиям» заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, департамент транспорта готов оказать поддержку этому виду транспорта. Авторы идеи говорят, что поначалу велотакси можно использовать в праздничные и выходные дни, когда поток машин в Москве минимален. Однако для этого необходимо установить для велотакси особый правовой режим или внести поправки в правила дорожного движения.
Ликсутов отметил, что велорикши будут способствовать развитию велосипедного движения в Москве, снизят нагрузку на автомобильные дороги в теплый сезон, а также благотворно скажутся на экологической ситуации. Чиновник также добавил, что департамент планирует поддержать эту идею. Однако материальное обеспечение проекта город брать на себя не готов: закупать транспорт и обучать водителей предполагается на частные средства. <…> Одна машина немецкого производства стоит порядка €7 тыс., а китайской сборки — €4 тыс., без учета расходов на растаможивание и доставку. При этом поездка на 1,2 км в среднем стоит 200 рублей, стоимость меняется в зависимости от числа пассажиров (в велотакси могут сесть максимум три человека).