Визит патриарха Кирилла на Украину: цели, маршруты, проблемы

Руководитель пресс-службы Украинской Православной церкви Московского Патриархата В. С. Анисимов ответил на вопросы «Татьяниного дня» в преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину.
www.patriarchia.ru
- 27 июля начался десятидневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Сегодня впервые в Киево-Печерской лавре прошло заседание Священного Синода. Как вы бы могли прокомментировать это заседание? Знаменателен ли этот факт?

     - То, что заседания Священного Синода стали проводиться не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Киеве - новшество, которое ввел Святейший Патриарх Кирилл. Очевидно, это дает возможность руководству Церкви знакомиться с реальными церковными проблемами на местах, соотносить с ними свои решения. Ведь не только света, что в Москве. Конечно, для нас это большая честь и радость иметь возможность принимать и общаться с выдающимися иерархами нашей Церкви, которые примут участие в заседании Синода и в киевских торжествах. Насколько я знаю, более ста архиереев Русской Православной Церкви приедут в Киев на праздник Крещения Руси, день тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Владимира. Повестка дня заседания Синода нам неизвестна, вероятно, будут рассмотрены какие-то общецерковные проблемы, потому что все вопросы жизнедеятельности Украинской Православной Церкви решает Священный Синод УПЦ. 

     - Не могли бы вы прокомментировать маршрут поездки Патриарха: кем он составлялся? По какому принципу выбирались места для посещения? Могут ли эти выбранные места вызвать среди членов УПЦ КП и УАПЦ возможную оценку как провокации, направленной на обострение межконфессиональных отношений в Украине?

     - Маршрут и график визита составляли  специальные комиссии, созданные  Священными Синодами РПЦ и  УПЦ. Мы тоже вносили свои предложения. День Крещения Руси -это день рождения Русской Православной Церкви, и конечно, новоизбранный Патриарх должен посетить святые места, связанные с этим судьбоносным событием - Киев и Херсонес. Волынь - это родина первого московского митрополита - святителя Петра, а посещение Донецка - это долг памяти Святейшему Патриарху Алексию, который в прошлом году должен был посетить горняцкий край, но по состоянию здоровья в последний момент вынужден был отказаться от поездки. Таким образом Святейший Патриарх посетит и Запад, и Восток, и Север, и Юг Украины.

     Я не думаю, что маршрут выбирался  с учетом наличия или отсутствия в указанных регионах раскольников. Раскольничьи общины в основном сосредоточены  в западных регионах, но и там (в Ровенской и Волынской областях) их в два-три раза меньше, чем наших. Святейший Патриарх едет к своей пастве, и право православных верующих молиться со своим Патриархом защищено Конституцией и законами Украины. Что касается провокаций, то раскольники легки на подъем, и могут их организовать в любом месте.  

     - Сложная проблема автокефалии в церкви на Украине - это болезненная тема, вспомнить, к примеру, раскольника Филарета Денисенко и образование УПЦ Киевского Патриархата. Однако и внутри самой УПЦ Московского Патриархата есть настроения, поддерживающие идею автокефалии. Скажите, насколько сильны и значительны эти настроения и силы?

     - Проблема автокефалии - это  проблема разрыва на две части  единой тысячелетней Русской  Православной Церкви, поэтому она  болезненна не только для верующих Украины, но и всей полноты РПЦ. Она навязывалась политиками, униатами, властью, в начале 1990-х - с насилием, погромами. В единстве РПЦ справедливо видят основу духовного единства восточнославянских народов, их тысячелетней цивилизации, и это вызывает раздражение. Якобы это единство мешает нам «самоидентифицироваться», стать европейским народом, великим и независимым. 20 лет назад, когда Украина входила в десятку промышленно развитых стран мира, утверждали, что этому мешает СССР, Союз разрушили, началась всеобщая деградация, которую до сих пор не можем остановить, нашли новую причину - Православную Церковь. Нашей власти, элите все время что-то, кроме собственной бездарности, мешает сделать страну процветающей, поэтому она постоянно вмешивается во внутрицерковные дела, занимается богостроительством, созданием «поместной церкви», хотя это запрещено Конституцией и законами Украины.

     Подавляющее большинство верующих УПЦ (МП), священников и архиереев дорожит единством с Русской Православной Церковью, что закреплено в последних решениях архиерейских соборов УПЦ и РПЦ. Есть небольшая группа церковных и околоцерковных сервилистов-публицистов, которые эту тему будируют, но никакой серьезной аргументации, кроме униатских русофобских перепевов, я не встречал. Власть за автокефалию, и мы - не против, власть за Мазепу - и мы вот рядом и т.д. Холуйство, древнее, как мир. 

     - В свете этого, как можно оценить приезд Патриарха Кирилла: можно ли ожидать возможного диалога церквей на Украине, а, быть может, даже усиления внутренних усилий к объединению и установления межконфессионального мира?

     - Я думаю, Святейший Кирилл -  это Патриарх единства. В интервью  накануне визита он заявил, что  время разделений уже минуло. В Украине существует межконфессиональный мир, его не надо устанавливать, храмовых войн, слава Богу, уже нет. Есть проблема унии и расколов, но они преодолеваются церковными путями: унии - через диалог с Римом. Абсурдность существования этого реликта воинствующего средневекового католического прозелитизма, уже очевидна и самим униатам. Поэтому они готовы влиться в пропагандируемую властью, единую поместную православную церковь, правда, с одним условием - чтобы эта церковь признала главой папу римского. Расколы преодолеваются тоже через диалог, возвращение отпавших в спасительное лоно Церкви через покаяние. Такие случаи происходят во всех наших епархиях. Иногда даже целые раскольничьи епархии, как недавно в Донецке, просят принять их. Конечно, здесь должно сказать свое слово и государство, которое взяло обязательство перед Советом Европы решить вопросы реституции церковной собственности. Раскольники должны создавать свою собственность, а не паразитировать на чужой. Поэтому все храмы, церковное имущество, незаконно переданное властью схизматикам, а также захваченное раскольниками должно быть возвращено законному владельцу - Украинской Православной Церкви.  

     - Отношение раскольнических церквей к приезду Патриарха Кирилла, что странно, положительное: так Мефодий Кудряков, глава УАПЦ, в своем официальном заявлении высказался о необходимости проявления «терпимости к высокому гостю». Почему такой парадокс, что отношение раскольнических церквей к данному визиту хорошее, вопреки противостоянию с УПЦ Московского Патриархата?

     - Святейшего Патриарха пригласили и УПЦ, и президент, и премьер-министр, и лидеры оппозиции. Все они задействованы в организации и проведении визита. Выступать против визита, сорвать его - это нажить себе везде врагов и прежде всего во власти, с руки которой и кормятся расколы. А они более всего дорожат благосклонностью власти. Кроме того, в предвыборный год они кровно заинтересованы в сохранении оранжевой власти. Виктор Ющенко, у которого шансов остаться на второй срок немного, не может допустить, чтобы визит не был успешным. Он должен показать и народу, и миру, что Украина за пять лет его правления стала свободной, демократической, европейской державой, а не оранжевым захолустьем, с вечными уличными революциями, бунтами, драками и провокациями экстремистов.

     Вместе  с тем у самих раскольников уважительное отношение к Патриарху. Какая бы пропаганда не насаждалась политиками и униатами, у всех есть глаза и уши, и они видят в Святейшем Патриархе выдающегося деятеля современного православного мира.  
 
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале