В Кабардино-Балкарии возрождается старинный кодекс чести
Старинный свод правил «Адыгэ Хабзэ», который многие века регулировал все сферы жизни адыгов, в последние годы вновь обретает популярность в Кабардино-Балкарии. Того, кто ведёт себя вызывающе, одёргивают: «Хабзэ не знаешь?» Причём заслужить такой упрёк может человек любой национальности, поскольку многие правила этого кодекса давно стали всеобщими нормами приличия.
В «Адыгэ Хабзэ» расписано поведение во всех случаях жизни: свадьба, сватовство, привоз невесты, знакомство с зятем и даже завязывание ребёнка в люльке, сообщает SmartNews. Например, если в помещение кто-то входит, его не принято встречать сидя, особенно если вошедший старше. При старших неуместно курить. Пожилой женщине положено уступать место даже в маршрутном такси, хотя порой вежливому парню приходится ехать не просто стоя, а ещё и сложившись пополам. Гостеприимство считается долгом любого человека, и раньше в каждом доме строили кунацкую — что-то вроде маленькой домашней гостиницы. Эти и многие другие предписания хабзэ в Кабардино-Балкарии исполняют люди любой национальности.
«При Советах об "Адыгэ Хабзэ" старались не вспоминать. Люди стеснялись соблюдать традиции, стеснялись танцевать национальные танцы, делая это, пожалуй, только на свадьбах. В постсоветский период произошло эдакое «отступление вперёд», и люди снова заинтересовались своими корнями, стали давать детям национальные имена, вернулись к старинным обычаям, в том числе и к старинному этикету», — рассказывает ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН Светлана Алхасова.
Согласно «Адыгэ Хабзэ», главное — это уважение к старшему, особенно старику, к женщине, а также сохранение собственного человеческого достоинства. «Независимо от того, дома ли старший или же отсутствует, на его кровать никто не садился, не говоря уже о том, чтобы лечь на неё. При отце даже взрослые сыновья, имеющие свои семьи, не садились, не курили, а о том, чтобы он увидел сына пьяным, и речи не могло быть», — писал в своей книге «Адыги. Обычаи и традиции» известный ученый, знаток «Адыгэ Хабзэ» Сафарби Мафедзев.
Особое почтение проявляется к родителям, особенно состарившимся, — людям, которые подарили тебе жизнь. Полагалось, чтобы родственники и соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщине.
«Главное для меня в "Адыгэ Хабзэ" — глубокое уважение к старшим. Согласитесь, такое есть не у всех народов. Старший — самый лучший, самый мудрый советчик. У меня и бабушка, и дедушка очень почитаемые люди, к ним за советом шли буквально все. Попросить совета — это тоже проявить уважение», — говорит Светлана Алхасова.
Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовал «Адыгэ Хабзэ» от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы: «Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает», «Участь не знающего адыгэ хабзэ — позор», «Не знающий хабзэ ведет себя безобразно».
Особенное уважение «Адыгэ Хабзэ» предписывает проявлять к женщине. «Женщина — начало жизни. Даровать жизнь детям, воспитывать их в духе хабзэ — вот её предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться, ибо каждый из них, едва появившись на свет, был "связан" женщиной и вскормлен её молоком. Ссора перед женщиной и невоздержанность языка — грех. Показать слабость перед женщиной — удел слабого и не ведающего хабзэ. Унизить женщину — значит унизить себя и оскорбить хабзэ. Толкать женщину на грех, на то, чего не желаешь сестре, — значит обречь сестру на грех от такого же, не ведающего хабзэ», — говорится в кодексе «Адыгэ Хабзэ». Но при этом «женщина, преступившая хабзэ, не заслуживает достойного обращения. Женщина должна слушаться мужчину, жена — мужа».
«При Советах об "Адыгэ Хабзэ" старались не вспоминать. Люди стеснялись соблюдать традиции, стеснялись танцевать национальные танцы, делая это, пожалуй, только на свадьбах. В постсоветский период произошло эдакое «отступление вперёд», и люди снова заинтересовались своими корнями, стали давать детям национальные имена, вернулись к старинным обычаям, в том числе и к старинному этикету», — рассказывает ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН Светлана Алхасова.
Согласно «Адыгэ Хабзэ», главное — это уважение к старшему, особенно старику, к женщине, а также сохранение собственного человеческого достоинства. «Независимо от того, дома ли старший или же отсутствует, на его кровать никто не садился, не говоря уже о том, чтобы лечь на неё. При отце даже взрослые сыновья, имеющие свои семьи, не садились, не курили, а о том, чтобы он увидел сына пьяным, и речи не могло быть», — писал в своей книге «Адыги. Обычаи и традиции» известный ученый, знаток «Адыгэ Хабзэ» Сафарби Мафедзев.
Особое почтение проявляется к родителям, особенно состарившимся, — людям, которые подарили тебе жизнь. Полагалось, чтобы родственники и соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщине.
«Главное для меня в "Адыгэ Хабзэ" — глубокое уважение к старшим. Согласитесь, такое есть не у всех народов. Старший — самый лучший, самый мудрый советчик. У меня и бабушка, и дедушка очень почитаемые люди, к ним за советом шли буквально все. Попросить совета — это тоже проявить уважение», — говорит Светлана Алхасова.
Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовал «Адыгэ Хабзэ» от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы: «Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает», «Участь не знающего адыгэ хабзэ — позор», «Не знающий хабзэ ведет себя безобразно».
Особенное уважение «Адыгэ Хабзэ» предписывает проявлять к женщине. «Женщина — начало жизни. Даровать жизнь детям, воспитывать их в духе хабзэ — вот её предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться, ибо каждый из них, едва появившись на свет, был "связан" женщиной и вскормлен её молоком. Ссора перед женщиной и невоздержанность языка — грех. Показать слабость перед женщиной — удел слабого и не ведающего хабзэ. Унизить женщину — значит унизить себя и оскорбить хабзэ. Толкать женщину на грех, на то, чего не желаешь сестре, — значит обречь сестру на грех от такого же, не ведающего хабзэ», — говорится в кодексе «Адыгэ Хабзэ». Но при этом «женщина, преступившая хабзэ, не заслуживает достойного обращения. Женщина должна слушаться мужчину, жена — мужа».
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале