В Москве открылась выставка «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», рассказывающая об истории главной церемонии государства Российского

На масштабной выставке «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» представлены около четырёх сотен реликвий, связанных с торжественным церемониалом возведения на престол российских государей. Предметы из собрания Кремля, Эрмитажа, ГИМа, музея-заповедника в Павловске — от государственных регалий до архивных документов, гравюр и фотографий — воссоздают атмосферу коронационных торжеств в России и помогают проследить эволюцию ритуала возведения на престол.
Музеи Кремля показали на выставке вещи, участвовавшие в коронациях на протяжении почти четырёх столетий — от Ивана Грозного до Николая II. Каждая из них — символическая и роскошная — даёт представление о грандиозном масштабе и пышности коронационных мероприятий, сообщают «Ведомости».

К этой выставке Музеи Кремля готовились несколько лет — она должна была стать первым проектом в новом выставочном комплексе, который так и не был построен. В результате «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» проходит в трёх местах — Успенской звоннице и в Мироваренной и Одностолпной палатах Патриаршего дворца. Так единая тема — в церемонии коронования важна преемственность — распадается на отдельные сюжеты, а некоторым особо пышным экспонатам там несколько тесно. Одна только золотая мантия императрицы Марии Александровны, обшитая горностаем, занимает ползала.

На выставке видно, что тяжела буквально не только шапка Мономаха (на выставке их две, по форме — тюркские, но с православным крестом). Большинство царских и императорских регалий и одежд именно в коронационных торжествах впечатляют до изумления. И пузатая, весело сверкающая драгоценными камнями, узорчатая держава царя Алексея Михайловича, и корона Анны Иоанновны с двумя с половиной тысячами алмазов и стограммовым турмалином, и маленькое ампирное платье императрицы Александры Фёдоровны с трёхметровым шлейфом — всё демонстрирует свою важность и исключительность, принадлежность помазанникам Божиим.

Тяжёлым и величественным было и богатое облачение духовенства, и митрополичье не уступало царскому. Камзолы-кафтаны придворных серебряная и золотая вышивка покрывала, как латы. Увесистая серебряная посуда и фарфоровый коронационный сервиз в отличие от специального платья использовался многократно.

Царскую и имперскую грандиозность торжеств подтверждают и бумажные документы: грамоты, манифесты, объявляющие будущее событие, коронационный сборник Николая II, многочисленные гравюры, в огромных тиражах доносившие обстоятельства церемонии до всех интересующихся, пришедшие им на смену фотографии. В них отражены все этапы большого государственного спектакля: въезд государя в столицу, коронование, поздравления венценосных родственников и азиатских народов, высочайший обед в Грановитой палате, обед посланников в Золотой палате и ещё много-много специальных мероприятий.

Впервые в Успенском соборе Кремля венчается на царство Иван IV Васильевич Грозный. Теперь он официально титулован, как византийские императоры и европейские короли. При Грозном начинает складываться ритуал венчания. Правда, обряд миропомазания и причастия при восшествии на престол появляется позже.

«Во время венчания на Ивана IV были возложены три регалии: крест животворящего древа, шапка и бармы, которые носили название "Мономах". Потому что, согласно легендам, они, якобы, были привезены из Византии — это был дар Константина Мономаха его внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху», — рассказал телеканалу «Культура» хранитель коллекции русских государственных регалий Ирина Бобровницкая.

Чин венчания на царство для Ивана Грозного был составлен митрополитом Московским Макарием. В экспозиции впервые демонстрируется его саккос итальянского бархата. Государственное торжество всегда продумывалось мудрейшими людьми своего времени: учёными-книжниками, крупными богословами. Такими, как сподвижник Петра I, архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) или законоучитель Павла I митрополит Платон (Левшин).

«Очень интересно, что то приветственное слово, которое он произнёс на южном крыльце Успенского собора, встречая идущего на коронование Александра I, было потом по указу Императора переведено на европейские языки, опубликовано и распространено как сокровище русского витийства. Как шедевр проповеднической мысли и слова», — отметила заведующая отделом Оружейной палаты Елена Моршакова.

В 1721 году Россия становится империей, меняются её инсигнии — государственные регалии. Шапка Мономаха сменяется короной — первой коронуют Екатерину Алексеевну, супругу Петра I. К сожалению, на короне не сохранились драгоценные каменья и жемчужины — каждая ценой в две тысячи рублей. Вместо барм появляется мантия — на её окантовку ушло 900 шкурок меха горностая. При Анне Иоанновне в состав регалий входит орден святого Андрея Первозванного, а при «дщери петровой» Елизавете — государственное знамя, меч и печать. Со времён Александра I императрицы короновались в русских придворных платьях. У Марии Федоровны, супруги Александра III, оно было из гладкой серебряной парчи.

«Подобное платье можно было использовать один-два раза. Это платье-однодневка, потому что, когда оно выполнялось, ткань очень берегли до коронации, чтобы не было окисления металла. Потому что сейчас этот металл покрыт патиной, которую снять невозможно. А когда оно было только сделано, от неё исходило такое сияние, что императрица вся светилась в этом платье», — отметила куратор выставки Светлана Амелехина.

В роскоши и блеске церемониальных предметов почти незаметным кажется уникальный документ, ставший открытием для историков и архивистов. Они знали, что этот документ хранился в алтаре Успенского собора, но считали его утраченным.

«Мы обнаружили в Госархиве, в ларце, в котором он хранился всегда. И после того как он был из Успенского собора передан в Госархив, этот ларец никто не открывал. И в процессе подготовки к выставке его вскрыли и обнаружили, что подлинник документа — акта о престолонаследии, подписанного Павлом I, — находится внутри этого ларца, как исторически предполагалось», — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В своём акте Павел I рекомендовал будущим государям назначать наследника не так, как это было принято в средневековой Руси — то есть старшего и наиболее близкого родственника, а по собственному желанию. Правда, на коронационные торжества этот документ никак не повлиял.

Выставка продлится до 22 января 2014 года.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале