Скажите, владыка… Часть 1. О совести и борьбе с дискотеками
Владыка Феофилакт на службе в храме мц. Татианы |
Справка.
Епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт родился в 1974 г. г. Грозный. После школы поступил в Ставропольскую семинарию, которую окончил в 1996 г. Семинаристом был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха.
В 2004 г. окончил Институт Дружбы Народов Кавказа (г. Ставрополь) по специальности «Психология».В 2007 г. окончил Московскую духовную академию.
В 2006 г. рукоположен епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. Затем назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан.
С 2009 г.- правящий архиерей Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркмении.
Главное оружие священника - совесть
- Владыка, в последние годы Православная Церковь активно ищет подход к молодежи. Вопрос о проповеди на рок-концертах - тема острых дискуссий. Можно ли рассказывать о Христе в клубе или на дискотеке или есть места, в которых проповедь недопустима?
- Думаю, что поступки экстренные, неординарные важны там, где в данный момент нужно заниматься спасением жизни. Представьте себе ситуацию, когда человек падает на проезжей части. Если рядом с ним оказывается медик, стремящийся помочь, он будет искать стерильных предметов и лучших условий. Он бросится к этому человеку, измазавшись, быть может, в придорожной грязи, чтобы только спасти его, вернуть ему жизнь. И будет пользоваться любым попавшимся под руку средством, потому что призвание медика - спасать жизнь людей. Призвание священника - спасать души людей и открывать для них путь к дверям вечности. Но это случаи, которые вопиют об участии, без чего невозможно продолжение жизни.
Что касается традиции проповеди, это уже несколько иное. Да, есть классическая традиция и места, где собираются люди услышать проповедь. А есть места, где люди в проповеди не нуждаются. Для них важна наша активная жизненная позиция, которая тоже может являться определённым светом, маяком в их жизненном пути.
Вот, например, каким образом можно избавить человека от вероятности отравления некачественной пищей? Нужно просто предлагать доступную и качественную пищу. Люди, её предлагающие, должны внушать доверие, чтобы можно было сказать: да, чем они пользуются сами, они предлагают другим, и это действительно сохраняет здоровье и жизнь. И такой должен быть приём проповеди.
Чтобы быть услышанным, нужно быть подобием Божиим на земле в подлинном смысле этого слова. Но этот образ и подобие Божие заключаются не только в красноречивости слова, а заключаются в правильности, точности, смелости, искренности собственной жизни. Ведь вера, как известно, без дел мертва.
И когда мы видим в деревне священника, который реставрирует храм, живёт в крепкой семье, у него много детей, вместе с ними он ходит на огород, пашет землю, вместе с обычными селянами приходит в магазин, общается в очереди, о чём-то спрашивает, живёт обычной жизнью, но своим делом, преданным, терпеливым, сострадательным участием показывает свою веру. Этот священник может быть совершенно молчаливым человеком, но при этом поступки его жизни будут говорить о нём и его вере лучше всяких слов, сказанных на каких-то больших собраниях, съездах или вечерних мероприятиях.
Конечно, мы можем найти множество аргументов в Священном Писании, которые говорят о том, что нужно настаивать вовремя и не вовремя. Или, напротив, нужно остерегаться расточать жемчуг или бисер перед теми, кто не готов их с благодарностью принять. В любом случае, для выбора, где и как поступать у нас есть наша христианская совесть, подсказывающая действительно ли нужно сейчас это слово здесь, или оно нужно именно мне для самоутверждения, для некой пиар-акции, демонстрирующей мою личную активность, а на самом деле я совершенно безразличен по отношению к тем, кто находится передо мной. Главным оружием священника должна быть собственная совесть.
Помню, был такой случай. Храм находится в парковой зоне, в центре города. Страстная седмица, Великая Пятница, день особого поста и особой молитвы. Вечером на большой площадке недалеко от храма, поскольку уже тепло, молодёжь собирается на дискотеку. Конечно, можно было бы использовать любой административный ресурс, но не это главное. Главное было не запретить им что-то делать, а рассказать им о том, что сегодня за день и поставить их перед выбором - делать или не делать, собираться на это гульбище или всё же воздержаться, хотя бы в этот день разделяя подвиг, который Спаситель совершил ради каждого из нас. Мы, просто воспользовавшись ситуацией, обратились к ребятам, сказав им о том, какой сегодня день. В этот день Христос умер за нас. И этот день наполняется очень глубоким трагическим молчанием, молчанием нашей немощи, молчанием всей нашей жизни, чтобы в нас заговорил Бог.
А хотел бы кто-нибудь из вас, чтобы Господь показал путь вашей жизни, чтобы Господь укрепил ваши силы, придал уверенности в своей собственной жизни? Для этого нужно разделить скорбь не только молчанием, но и молитвой, и неким воздержанием как подвигом, как почвой, на которой могут взойти эти благодатные семена. И тот, кто это услышал - тот и услышал. Ребята спокойно разошлись, и не было никаких проблем.
- Вы хотите сказать, что просто пришли на дискотеку и начали с ними разговаривать?
- Да. Совершенно спокойно. Просто говорить о том, что сегодня за день. Не выгонять, не лишать. Да, пожалуйста, я пришёл сюда только потому, что моя совесть побуждает меня обратиться к вам вот с этим словом. Но это не означает, что сейчас же дискотека будет закрыта, вся техника будет выключена, музыки не будет. Пожалуйста, кто желает - оставайтесь. Но я хотел бы, чтобы вы знали это именно сегодня, в этот день. На самом деле, как мне кажется, не было никаких недоумений, и ребята спокойно разошлись. Почему бы потом не собраться в другой день? Таких весенних и летних вечеров ещё будет много, а этот вечер мы лучше проведём по-другому.
- Сейчас появились альтернативы светским дискотекам - православные балы. И в этом году Вы даже были на одном из них. Вам понравилось?
- Мне понравилось! И знаете что? То, что все задевали друг друга плечами. Не сенсорно понравилось, а тем, что вот такую близость и такую общность редко почувствуешь и это было очень радостно. Ведь когда архиерей идёт по храму, перед ним все рассыпаются в сторону!
Вот я у греков был в прошлом году. Что мне понравилось? Мы поехали в мэрию. На улице стоит архиерей. Идёт группа молодых людей. Он их останавливает: «Привет!» Всех благословил, пообнимал их. «А тебя как зовут?» «Вот так-то» Ребята молодые, лет 18-19. «А куда вы идёте? А у тебя кто отец? А у тебя?» Мне было просто интересно, о чём архиерей может разговаривать на улице. «А где ты учишься? Я вот такой-то, вот там-то служу. Ты почему крестик не одел?». Бах, подзатыльник! И в шутку как-то так, и общение такое живое, они не шарахаются от него.
Можно эксперимент провести. Вот если я сейчас выйду на улицу, вон там посольство. Если я подойду, скажу «Привет! Как дела?», от меня просто шарахнутся, а милиция кинется защищать народ Божий. Скажут: что он пристаёт? Какой-то сектант, наверное. Проблемы есть, конечно. Но надо сказать, что источник этих проблем и я в том числе, нужно это полностью осознавать. Не надо бояться начать общаться первым.
Я всегда хожу в подряснике, и тогда, когда путешествую куда-либо тоже. Вот прихожу в Домодедово, очередная моя поездка, самолёт. Люди рядом простые уже нормально реагируют: «Батюшка, благословите!» Кто воцерковлен, видит панагию: «Ой, владыка даже!» Идёт батюшка. В пиджаке, но видно, на лбу написано крупными церковнославянскими буквами - батюшка. Отворачивается от меня так, что как будто не видит меня. Вот это меня поражает прежде всего, горько это. А если бы не стеснялись подрясников, были бы в них в обществе, вот это была бы хорошая проповедь. Использованная во благо возможность общения.
Продолжение следует...