Скажите, владыка… Часть 2. О тусовках и одиночестве.

Нужно ли «носиться» с молодежью? Кому нужны православные тусовки? Как бороться с самым главным злом современного человека – одиночеством? На вопросы «ТД» старательно ответил епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт.

 

Патриарх Кирилл и владыка Феофилакт
 Патриарх Кирилл и владыка Феофилакт в храме мц. Татианы

 Сейшены будут вне всякого сомнения

 

- Владыка, как Вы считаете, не слишком ли много разговоров об особом подходе к молодежи? Не будет ли ей это во вред? Нужно ли с ней так, простите, «носиться»?

 

- Когда мы говорим о молодёжи именно в церковной среде, хотелось вспомнить пример, которым нам Господь показывал, что есть Церковь. Церковь - это тело. Мы - части этого тела, и поэтому в этом теле нет нужного или ненужного, более или менее значимого. В этом теле, вне всякого сомнения, есть органы, которые нуждаются в большем уходе, в большей печали. Молодёжь в Церкви, наверное, требует бОльшего внимания, бОльшего интереса, я в этом убежден. Хотя конечно, всякая душа дорога Богу, вне зависимости от возраста. Но каждая душа и требует особой помощи на своем пути к Нему.

 

Опыт показывает, что молодым, переступающим порог храма, нужны подчас не выверенные формулировки в ответ на их вопросы, а живое участие. Может быть, эти вопросы покажутся на первый взгляд совершенно никчёмными, идущими от необразованности или неглубокого знания самой духовной жизни, но если отнестись к ним с должным вниманием, с готовностью детям давать пищу с ложечки, то это окажется именно тем, что нужно.

 Конечно, кроме внимания здесь очень важно запастись терпением. Ведь в семье некое неизящное, корявое движение ребёнка, например, первый шаг всё равно вызывает радость и надежду. Вот он встал на ноги - пусть коряво, пусть немного смешно, - но уже есть надежда, что скоро пойдёт сам. То же самое можно сказать о первых шагах в храме. Нам надо запастись терпением и радоваться этим первым, пусть и не всегда удачным шагам.

Мы должны стараться помочь, терпеливо, с любовью поддержать, чтобы человек смог дойти до алтаря Господня как до зеркала, которое смотрит в душу, и смог затем изменить и свой облик, и всю свою жизнь.

 Сейчас мы испытываем необходимость в кадрах, которые могли бы на профессиональном уровне общаться с молодыми людьми и отвечать на вопросы современности. Мы действительно нуждаемся в людях, правильно подготовленных к молодёжной миссии.

Сегодняшняя образовательная программа в наших духовных школах как раз приобретает курс для подготовки капелланов и для вузов, больниц, армии, любого общественного собрания, чтобы быть «своим среди своих», тем, кто мог бы понимать и быть понят в этом обществе.

 При Епархиальном совете города Москвы действует комиссия по делам молодёжи, основной целью и задачей которой является координация православных молодёжных организаций, находящихся при храмах и вузах Москвы. Сегодня православных организаций достаточно много - от спортивных до интеллектуальных -  у них есть свои духовники, свои цели и задачи, даже стиль - у каждого свой. Одни помогают старикам, другие - людям  в тяжёлых социальных обстоятельствах, третьи занимаются поисковой работой, четвёртые - научной деятельностью, пятые общаются со своими сверстниками, миссионерствуют. Каждый находит то, что ему по душе.

 

- Что значит  «координация действий»?

 

- Святейший Патриарх говорил об этом: с одной стороны, мы со вниманием и поддержкой относимся к тем инициативам, которые уже есть, оказываем им поддержку, с другой - эти организации для нас оказываются силой, которая способна очень и очень многое сделать. Мы видим себя - в подлинном смысле этого слова - заботливым родителем, который стремится помочь человеку делать то, что он делает, развиться, помочь реализовать свои желания, свои интересы и сделать для этого всё и как ходатаи, и как печальники, в том числе и перед царёвым начальством.

 

- Вы собираетесь организовывать какие-то мероприятия, концерты?

 

- Что касается концертной деятельности, она, конечно же, может и будет иметь место там, где она необходима и нужна. Например, в этом году мы планируем провести очень большой творческий фестиваль среди молодёжных организаций по принципу «Алло, мы ищем таланты!» Просто показать, кто что может. Кто-то хорошо читает, кто-то пишет замечательные вещи, кто-то потрясающе исполняет их на гитаре, кто-то ещё что-то может делать, такие вещи, что удивляешься талантам.

 

Святейший Патриарх Кирилл верно говорил о том, что все наши мероприятия должны иметь одну главную цель и задачу - это должно быть местом общения, а всё остальное - как фон, но этот фон создаёт возможность обогащения друг другом. Просто прийти, пассивно поучаствовать, со стороны посмотреть и ничего в себе не унести - это, наверное, не совсем правильно.

 

Поэтому мы думаем о каких-то совместных больших мероприятиях, которые должны быть. Но главным сегодня и самым важным стратегическим направлением работы нашей комиссии по делам молодёжи, вне всякого сомнения, является создание деятельности православных общин, православных кружков, ревнителей православного благочестия, как угодно назовите при вузах, колледжах, каких-то профессиональных сообществ на предприятиях и в организациях.

 

Знаете, есть такое очень точное высказывание, что помощь всегда должна иметь адресата. И проповедь должна иметь перед собой образ реального человека, поэтому проповедь должна быть произнесена на таком языке, чтобы она была понятна, была им воспринята. Вот это самое главное направление. А знаковые общие собрания, сейшены, съезды будут происходить вне всякого сомнения, но не как демонстрация нашей силы, не как демонстрация нашего потенциала, а скорее как площадка, место для общения.

«Нехорошо человеку быть одному»

 

- Каковы, по-Вашему, проблемы современной молодёжи? Чем они отличаются от, допустим, проблем людей Вашего поколения?

 

- Да знаете, я не думаю, что они чем-то глубоко различаются. Это извечные проблемы отцов и детей, это извечные проблемы самовыражения. А на самом деле, если глубже копнуть, то это проблема горького и жестокого одиночества. Ведь Священное Писание прямо открывает нам сущность жизни человека: «Нехорошо человеку быть одному». И когда в жизни человека нет веры, нет образа, с которым человек живёт, нет, как говорят по-русски, царя в голове, то действительно человеку очень нехорошо. И вот эта нехорошесть выливается во всё что угодно, в том числе и во всевозможные нравственные пороки и увлечения, в ныряние в мир с долгой задержкой дыхания, что может в конце концов изменить и физическую природу человека.

 

Поэтому мы и говорим, что сегодня самое важное, самое главное просто быть внимательным человеком, никогда оставаться равнодушным. В Евангелии есть очень интересный случай, когда Христос проходит мимо слепца, тот кричит ему вслед: «Помилуй, Христос, Господи, пощади!», а Господь как будто бы и не замечает его крика и идёт дальше. Но он не замечает этого крика для того, чтобы дать возможность действовать вере, которая уже живёт в апостолах, дать возможность действовать им своей верой. В конце концов апостолы, замучившись этим криком, говорят: «Господи, ну ты же видишь, кричит, вслед нас идёт, обрати Ты на него внимание!».  Такое действие, направленное к нужде другого человека, побеждает одиночество этого слепца, к которому он уже привык, ведь  все проходили мимо, и он уже вроде как привык к своей горькой доле. Вот то же самое можно сказать о глубинных корнях и сегодняшних проблем, которые есть.

 

- Как Вы пришли к вере?

 

- Что касается веры, в этом отношении я совершенно счастливый человек, потому что основанием становления моей духовной жизни стала любовь мамы. Как-то мы с ней гуляли по городу (родился и вырос я в Грозном). Это был воскресный день. Мы жили на окраине города, но случились какие-то дела, по которым нужно было в город поехать. Возвращаясь домой, просто решили пройтись и проходили мимо храма. Это был уже довольно сознательный возраст, я учился в 8-м классе.

 

Проходили мимо храма, и она как-то по-особому посмотрела на меня: «Ты хотел бы зайти в храм? - Да, хотел бы. - Ну хорошо, пойдём, зайдём». Мы зашли, и в этот момент мама меня как-то отпустила, не стала дёргать, пошла к свечной лавке, я понял, что она там часто бывает, знает, что нужно делать, как нужно подойти, что-то там записывала. Что она там писала, кому - я понятия не имел. Это теперь-то я уже знаю, что она делала. Мама взяла свечи, а я был предоставлен сам себе. И, перешагнув порог храма, я просто встал в самом его конце.

 

В это время был как раз период Великого Поста, потому что священник был в чёрном облачении, стоял на коленях и читал какую-то молитву, люди тоже стояли на коленях. Меня это так глубоко поразило! Как так - все стоят на коленях? Разве это не наказание? Для ребёнка это воспринималось как наказание. Но тут и бабушки стояли на коленях! А их-то за что наказывать? Неужели провинились чем-то? А затем, когда батюшка закончил читать молитву, все встали, закончилось богослужение, люди начали выходить, и эти бабушки очень добродушно, с такими ласковыми лицами и блестящими глазами говорили: «Внучок, здравствуй!», очень радовались моему появлению, потому что тогда очень мало молодых людей и детей было в храме, нельзя было появляться. И вот именно эта любовь, эта удивительная бескорыстная открытость, интерес ко мне навсегда меня оставили в храме.

Я понял, что я дома, потому что здесь так ласково приняли, каждый на тебя старался обратить какое-то внимание. Мне это было совершенно непонятно, но вместе с тем мне это очень понравилось. Вот я и остался в храме, всё очень просто. Ни грома с неба, ни молний, ни землетрясений, ни тяжёлых испытаний, Господь лишил меня этого, но дал вот эти добрые открытые глаза молящихся в тот вечер в храме бабушек.

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале