Мини-миссия: десант к Куликову полю
Троицкий храм в селе Никитское |
Почему мы оказались именно там - долгая история; говоря кратко и просто - сама жизнь подсказала дорогу в окрестности Куликова поля. Нас пригласили - и мы поехали. Почему бы не откликнуться на приглашение, ведь именно так начинались многие дела нашего прихода.
Храм у могил победителей
Никитское - довольно большое село. До революции здесь было два храма: трёхпрестольный Троицкий собор (с приделами Митрофана Воронежского и Димитрия Солунского) и храм великомученика Никиты.
Никитский храм |
Святой Никита когда-то очень почитался на Руси. И имя его от слова «Ника» - победа, и сам он был воином, а значит - помощником в ратных трудах и подвигах. Храм в его честь построен после Куликовской битвы, и возле него похоронено множество воинов, погибших на поле брани. Теперь там растет татарник и стоит крест на месте погоста.
После революции в Никитском храме было зернохранилище. Потом здание просто заперли и не использовали. Конечно, речь шла уже не о первом деревянном храме, построенном благоверным князем Димитрием Донским. Но и каменная церковь не выдержала запустения: западная часть - притвор - развалилась вовсе, остальное требовало серьезной реставрации, а кровля - замены.
Сельский собор и сельский гараж
Во время массовых гонений в 20-е и 30-е годы прошлого века, как и в Великую Отечественную войну, Троицкий храм был сохранен. Но в 1952-м взорвали колокольню, кирпич от нее разобрали на хозяйственные нужды, в церкви разместили гараж, кузницу и мастерские колхоза. Росписи, иконостас, убранство - все было уничтожено, сельское кладбище разорено и запахано, надгробные памятники сброшены в реку.
|
Миссионеры-татьянинцы в Троицком храме |
Зато плитка, которой выложен пол в Троицком, была сделана на славу: она и сейчас цела, хотя по ней трактора ездили. Среди шоферов, загонявших через алтарь технику в собор, по преданию местных женщин, был и один молодой человек по имени Олег. Теперь Олег Аркадьевич - здешний церковный староста, на котором всё держится.
В 2005 году в селе был открыт приход, началась новая история Никитского храма. Здесь 29 июля совершилась первая литургия и панихида по погребенным на древнем сельском кладбище. Олег Аркадьевич вспоминает, как приехал благочинный, велел молиться о упокоении душ воинов, положивших живот свой на поле Куликовом: «Молитесь, и ваши предки, лежащие на этом погосте, вам помогут...» Тогда и зашли в заброшенную Никитскую церковь, тогда и начали разбирать завалы. Прихожане расчищали руины поначалу своими силами - а какие могут быть силы и какие могут быть прихожане в тульском селе, откуда выехала почти вся молодежь, оставив доживать только бабушек? Однако теперь храм можно принять за новодельный.
«Это все Олег», - повторяют местные тетушки, начиная от директора школы и заканчивая корреспондентом «Тульских известий».
Песнь о невещем Олеге
Благодаря церковному старосте в Троицком заложен въезд в алтаре (снаружи заплатка очень заметна и выглядит немым укором), сооружен поклонный крест напротив алтаря,
Поклонный крест |
установлены хоть временные, но иконы. Благодаря ему же в Никитском храме теперь очень симпатичный иконостас - деревянный резной с приятными иконами, перед которыми мысли об упадке иконописи молиться не мешают. Освящен и один из бьющих из-под горы возле Непрядвы источников, где год назад установили купель-сруб.
Всё тот же Олег Аркадьевич поехал в епархию и выпросил в Никитское священника - пожилого батюшку, хорошо знающего службу. «А то бы не было у нас священника, вот мы и теперь боимся, как бы отец Константин не занемог, такой ведь старенький», - не забывают комментировать прихожанки.
В местной школе довольно обычное дело - принимать паломнические группы. Директор о старосте тоже всегда рада сказать хорошее: он, мол, посмеется, но пойдет и решит проблему, так что второй раз излагать её не придется.
Чего ни хватишься, ничего нету
По тем похвалам, что достаются Олегу, можно подумать, что Никитское - оазис Торжества Православия на русской земле, так что и трудностей там никаких нет. А на самом деле они, конечно, есть, и староста не решит их сам. В храме, например, нет Минеи. (Это богослужебная книга, где напечатаны песнопения всем святым на весь церковный год по порядку их памяти; «тонкая» такая книжка, томов двадцать пять. Очень нужна в каждом храме, но здесь её нет.)
отец Константин |
Впрочем, чтобы петь службу в свое удовольствие, там нет еще и хора: пара тетушек поет как может, и отец Константин, по их словам, «все время бегает» к ним из алтаря во время службы, чтобы показать, что читать и петь дальше. Впрочем, они преувеличивают: не может отец Константин бегать в силу возраста. Он и на две ступеньки на солею поднимается очень внимательно и с большим усилием...
И прихожан там не особо много набирается: на Троицу было двадцать человек, на нашей всенощной - около тридцати, но тут уж Олег Аркадьевич приложил все силы, чтобы «обеспечить явку верующих» (скажем казенным языком, хотя Никитское очень уж далеко от официальных сводок). На концерт пришли 33 человека, из них двоих принесли - совсем маленьких. Один из младших слушателей постоянно напевал на своем младенческом - кажется, вполне в ноты подпевал-гулил.
А еще денег в Никитском нет. И ни одного душа на все село. В школе, где мы ночевали, - горячая вода, но отопление отключено на лето, и довольно сыро. Мы ночью лягушку (ну или жабу, какая разница) встретили в школьном коридоре. Хоть плесени нет нигде, и никаких следов мышиного присутствия.
Свет красоты твоей смиренной
Коротко и просто сказать - очень красиво в Никитском. Когда мы в первый раз вышли по тропке на пригорок у храма - дух захватило. Это глупо описывать прозой, а чтобы стихами - надо быть Блоком. Многие из нас впервые увидели, как начинается река: сначала ничего, сухо, потом - маленькое болотце, кругом рогоз, потом - уже шустро журчит речка. Через двадцать километров она дожурчит до Куликова поля: «Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега...»
Заблудиться в селе оказалось довольно просто, потому что за деревьями ничего не видно. А село огромно не только в смысле собора и школы, но и в смысле территории: далеко-далеко друг от друга раскиданные хуторочки - это тоже Никитское.
Окрестности села Никитское |
Дорога к святому источнику - тоже по тропке на другом берегу Непрядвы, где все тот же Никитский приход, но уже другая деревня - Заречье (на зиму здесь остается шесть жилых домов, в Никитском - все же побольше). Источник - тоже Никитский.
В неглубокой заводи вода стоит бугром - это из-под горы выходит родник. Сразу у ключика вода - холоднее некуда, но через тридцать метров в купальне - уже ничего. У заводи стоит очень простенький деревянный крест, слегка потемневший уже, - тот самый, что стоял временно на Никитском храме, пока его строили. Его утвердили на кровле сразу, как получили храм, и под ним молились до конца строительства.
А сама-то миссия?
Миссионерский концерт, конечно, состоялся - на крепком татьянинском уровне. Так мы поем и рассказываем о Православии пациентам больниц, насельникам домов престарелых и психоневрологических интернатов, солдатам срочной службы, ребятишкам в летних лагерях... Впрочем, бабушек, которые и без нас ходят в церковь всю жизнь, мы стараемся не столько просветить и наставить в азах вероучения, сколько порадовать хорошим исполнением молитв и светских песен.
А бабушки в Никитском очень симпатичные. Запомнились нам их псинки: провожают к храму, всю службу ждут у входа, провожают домой. «И внучку в школу водит», - хвалят своих бобиков. С нами разговаривают охотно и дружелюбно. Рассказывают с грустью, как переселяется Никитское в Москву - в Тулу, мол, себе дороже переселяться.
И мы им рассказываем - о том, как Богородица помогла спасти Константинополь от врагов, о том, как писал службу всем русским святым святитель Афанасий (Сахаров), тридцать три года промыкавшийся по ссылкам и лагерям... Они слушают, кивают, глаза горят искренним интересом.
Так в живом общении опровергается представление о том, что москвичи - особый народ, забывший про остальную Россию, да и вообще не верящий в существование жизни за МКАДом.
В Никитском храме |
Миссия среди миссионеров
Мы часто говорим о том, что миссионерские поездки тем, кто в них ездит, нужны не меньше, чем тем, к кому ездят. И это правда. Мы не можем заглянуть в души слушателей, мы не знаем, привели ли наши поездки к Православию хоть кого-нибудь. Но мы можем оценить, насколько важен для нас полученный опыт церковной жизни, совместного дела, освоения вероучения. И проповедь после литургии - о прощении ближних и о смысле исповеди - была обращена не только к бабушкам-прихожанкам, но и к миссионерам. И рассказы о восстановлении храмов отзывались в душе.
А обедом после литургии приехавший с нами отец Игорь Палкин сказал о служащем в селе отце Константине:
- Вы представьте себе: он уже сорок лет священник, в 1976 закончил семинарию... И он с детства не помнит за собой, вообще с того времени, что себя помнит, - ни одной пропущенной субботней всенощной или воскресной литургии. В детстве его отец водил - а отец его был кочегаром на железной дороге. Понятно, что он, вероятно, иногда болел, или ездил куда-нибудь, где не было такой возможности, но он не выпадал сам из церковной жизни ни на день. И я вот что думаю: очень много человеку дает это хождение в церковь каждую субботу и воскресенье.
- Чего дает?
- Церковного взросления, даров Божиих...
- Каких даров?
- Ну какие бывают дары - учительства, проповеди, правления, пророчества даже...
- И это все - от хождения в храм?
- Господь дал нам заповеди, и исполнение их - награда уже само по себе. Вот сказано: не делай того или другого - и все. Не будешь грешить - и это уже само по себе награда. А вот есть заповедь о почитании отца и матери - и за это обещано: «благо ти будет и многолетен будешь на земли». И есть самая легкая заповедь - о почитании воскресного дня. Исполнение заповеди животворит, оно дает чувство усыновления. Усыновление - когда ты будешь читать о гонениях начала ХХ века и поймешь: «Это меня гнали». Когда будешь идти мимо заброшенного храма - и почувствуешь: «Это мой храм поруган и заброшен». Ты - часть Церкви, Церковь - твой дом. Вот что дает еженедельное посещение храма - почти даром...