Орхан Памук очаровал ИСАА
Орхан Памук при первом же знакомстве производит приятное впечатление: вежлив, обаятелен, говорит спокойно, без всякой позы или выспренности. Охотно отвечает на вопросы и с восхищением отзывается о русской литературе: его любимые писатели - Пушкин, Толстой, Достоевский и Набоков.
После краткого приветствия директора ИСАА, тюрколога М.С. Мейера, Памук начал с рассуждения о том, кто такой писатель и что значит им быть. «Создание романа - путь корабля, капитан которого не очень понимает, куда он плывет», - считает турок. Правда, о себе Памук заметил, что примерно представляет маршрут путешествия и перед его началом намечает основные «порты», куда «корабль» должен будет зайти. Иногда ветер может поменяться, надуть парус, и корабль писательства двинется в совершенно ином направлении, чем первоначально задумывалось. Не правда ли, это напоминает пушкинскую «Осень»?..
У последнего романа Памука - «Музея невинности», удостоенного Нобелевской премии за 2006 год, - долгая история создания, начинающаяся в детстве писателя. Постепенно у него возникала идея книги как экскурсии по музею, где собраны разные вещи, старые и не очень, с которыми у героя связано множество воспоминаний. Каждый предмет - это история; они переплетаются друг с другом и вместе создают ткань романа. Позже появилась и фабула - любовная линия, которая связала в единое целое все «экспонаты».
Много
Орхан Памук говорил и вообще о поэзии
вещей, которая так привлекает его в натюрмортах
голландских художников. О той чувственной,
эмоциональной связи, которая скрепляет
человека с вещами, окружающими его всю
жизнь. С течением времени человека начинает
окружать множество вещей: некоторые сопровождают
его с самого детства, какие-то появились
недавно. Так или иначе, вещи становятся
важной стороной нашей жизни: каждая из
них вызывает определенные чувства, ассоциируется
с каким-то событием или человеком. «Важно
не оставлять без внимания эту часть нашей
жизни», - говорил писатель. Из любого
набора предметов можно создать роман,
но есть и обязательное условие: эти вещи
должны быть связаны с личностью автора,
вызывать у него самого эмоции и воспоминания.
Первый же вопрос Памуку был просьбой прокомментировать ситуацию с геноцидом курдов. Как известно, именно заявление в одном из интервью о геноциде курдов и армян в Турции создало будущему нобелиату противоречивую и скандальную славу (на родине Памука обсуждение этой темы под запретом). На этот раз писатель вежливо уклонился от ответа, сказав, что пришедшим на встречу его творчество гораздо интереснее, чем политические взгляды.
Другой вопрос - о том, насколько турецкий писатель отождествляет себя со своими персонажами. Он с улыбкой ответил, что всегда считал своей задачей как писателя создавать героя, который не является им самим - героя, совершенно непохожего на автора и даже противоположного ему. Относиться к своим персонажам надо с нежностью и в то же время «иметь против них предубеждения, предрассудки».
Ещё у Памука допытывались, не кажется ли ему, что чрезмерное внимание, которое он уделяет вещам, на самом деле - попытка убежать от реальности, как бы замена отсутствия тесных отношений с людьми. На это турок ответил, что вещи, конечно, занимают важное место в жизни любого человека, но лично ему для компенсации слабой связи с миром «вещизм» не нужен.
Нобелевского лауреата спрашивали еще о многом: о прогрессе, о том, почему его книги так любят в России, об отрицании традиций и многокультурности современного мира. На все вопросы писатель отвечал охотно и, по возможности, подробно. Чувствовалось, что для него важно выразить свою мысль, а не просто отделаться от того, кто задал вопрос.
В целом же встреча оставила не такое привычное, и поэтому очень приятное впечатление от живого общения с настоящим художником и мыслящим человеком.