ЕГЭ: провально или похвально?

1 сентября 2009 года в ВУЗы пришли те, кто впервые поступал по новому порядку. Пока еще он в новинку как для абитуриентов, так и для учебных заведений. По правилам единого экзамена еще нужно научиться работать и «нужно научиться их менять», однако то, что они - «открытые, понятные, ясные», без сомнения замечательно, считают ректоры ведущих ВУЗов страны. Лучше ли ЕГЭ, чем старая система списков, что он даёт и чего ему недостает – об этом рассуждали ректоры Государственного Университета Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского государственного университета.

 
ЕГЭ

Абитуриент диктует свои условия

 

Выпускники школ приобрели гораздо больше свободы при поступлении, чем было раньше. Прежде они имели возможность готовиться к вступительным испытаниям в одно-два, максимум три места. Выбор абитуриентов был очень сужен. Теперь ситуация изменилась: выпускники могут отправлять свои заявления одновременно в несколько ВУЗов, а учебные заведения вынуждены существовать в условиях новой конкуренции за абитуриента, борьбы за «своего» студента. Таким образом, по словам Я. И. Кузьминова, ректора ГУ-ВШЭ, на смену прежнему «рынку продавца», полностью контролируемому ВУЗами, приходит новый «рынок покупателя, клиента», где абитуриент обладает правом решающего голоса.

Однако на фоне этого свобода ВУЗов была поставлена под вопрос. В высших учебных заведениях сохранились так называемые контрольные цифры приема, которые ограничивают количество мест, выделенных на каждую специальность. Именно из-за этих контрольных цифр, «пережитка плановой экономики», по словам ректора ГУ-ВШЭ, и возникли основные «пробуксовки» при зачислении абитуриентов по результатам ЕГЭ. Поступление в ВУЗы по новым правилам проходило в несколько этапов, так называемых три «волны». Приемные комиссии с началом каждой «волны» вывешивали списки абитуриентов, которые приглашались к зачислению по результатам ЕГЭ, а потом ждали, пока абитуриенты принесут оригиналы документов и подтвердят свой выбор. ВУЗы, боясь выйти за пределы контрольных цифр, опасались расширять и «зеленую зону», т.е. список абитуриентов, приглашаемых к зачислению. Оригиналы приносили не все студенты из вывешенного списка, так как они могли одновременно поступить в другое учебное заведение и отнести документы туда. ВУЗу требовалось проведение очередной «волны»,  чтобы заполнить все места по спискам контрольных цифр приема.  

Я. И. Кузьминов заявил, что «свобода выбора и контрольные цифры - вещи несовместимые». Вместо них ректоры рассматривают возможность ввести «нормативно - подушевное» финансирование. Оно подразумевает зависимость количества денег, выделяемых государством на одного студента, от его балла ЕГЭ. К примеру, абитуриенты, набравшие от 45 до 60 баллов, должны обучаться за свой счет, а те, кто набрал от 44 баллов и ниже, вообще не должны поступать в ВУЗы. Более того, такое финансирование могло бы помочь исправить нынешнюю печальную ситуацию с преподавательским составом в российских учебных заведениях. В основном в ВУЗах сейчас «работают преподаватели, а должны работать ученые-преподаватели», как полагает Н. М. Кропачев, ректор СПбГУ.

 

  Регионы, вперед!

 

Другим большим преимуществом ЕГЭ стало то, что он дал возможность большему количеству абитуриентов из регионов поступить в крупнейшие ВУЗы России. «Храмы науки» снова стали доступны для выпускников школ со всей страны, как было в советские времена. Раньше проблема приема ребят из области, которые не приезжали, опасаясь, что порядок зачисления не честный, была очень актуальна. Н. М. Кропачев подчеркнул, что набрать лучших абитуриентов из регионов было трудно, но сейчас все меняется. К примеру, если в общежитии Санкт-Петербургского университета до 2009 года жили 6 геологов и 12 психологов, поступивших 5 лет назад, то после нынешней вступительной кампании, как сообщил ректор СПбГУ, в нем поселятся уже 80 геологов и 111 психологов.

Конечно, поднимая тему регионов, ректоры озвучили требующую обязательной доработки проблему контроля проведения ЕГЭ на местах. Я. И. Кузьминов предложил для соблюдения федерального уровня экзаменационного испытания  привлечь госслужащих в регионах. «Не обязательно быть учителями, чтобы организовать проведение единого экзамена. За порядком могут следить федеральные служащие - силовики, служащие МВД, налоговики», - заметил  ректор ГУ-ВШЭ.

По мнению ректоров, особого внимания заслуживает и проверка самой сложной части С, третьего раздела в списке вопросов ЕГЭ. Именно часть С даёт итоговый максимальный балл по ЕГЭ, однако она, единственная из всех трёх, оценивается на местах. Я. И. Кузьминов считает это недопустимым: необходимо организовать проверку или централизованно, или хотя бы в другом регионе, не в том, где проводился экзамен.

 

ЕГЭ сказал коррупции "нет"

 

Ректоры уверены, что в нынешнем году количество теневых денег, проще говоря, взяток, при зачислении в ВУЗы резко сократилось по сравнению с прошлыми вступительными кампаниями. Благодаря ЕГЭ коррупция уменьшилась, причем значительно. Можно сказать, единый экзамен стал отличным инструментом по борьбе с давней проблемой взяточничества. Нарушения подобного рода в работе приемных кампаний существовали всегда, причем, чем серьезней был ВУЗ, тем больше теневых денег там вращалось, заверил Н. М. Кропачев. «Однако трудно представить, как можно было реформировать старую систему и прежние порядки, которые были еще более запутанные, а списки негласные, непонятные», - размышлял ректор СПбГУ. Ему кажется очевидным факт, что «новая система справедливее, а главное открыта для совершенствования». Возможность корректировки и доработки ЕГЭ обеспечивает новым правилам поступления значительное преимущество по сравнению со старыми порядками.

 

Быть специалистом модным или квалифицированным?

 

Положительные подвижки в связи с введением ЕГЭ не отменяют и некоторых  проблем. Речь идет о сокращении профильных предметов в школах. Подобная их «ползучая ликвидация» может привести к страшным последствиям. Ректоры ГУ-ВШЭ и СПбГУ отмечают, что те же экономика и право, которые остаются самыми модными специальностями для абитуриентов, в школе преподаются очень плохо. Эти предметы вводятся в виде факультативов, учебные часы на них сокращаются, а обязательное обществознание превращается из науки в набор общих положений, лозунгов. В результате школьник не имеет знаний о выбранной специальности, и ему трудно сделать осознанный выбор. Из тех выпускников, кто идет на экономические и юридические факультеты, около 42% овладевают профессией в непрофильных ВУЗах. Однако непрофильные учебные заведения не способны выучить компетентного экономиста или юриста. Всё это вёдет к нехватке качественных и квалифицированных кадров в этих сферах.

Практически не востребованными среди абитуриентов в этом году оказались инженерные, технические и педагогические специальности. На них подали заявления те ребята, кто из-за низкого балла по ЕГЭ не проходили по конкурсу на более престижные и «модные» специальности. В итоге многие инженерные и педагогические факультеты оказались заполнены троечниками. Поэтому вряд ли можно ожидать появления качественных специалистов в этих областях через пять лет. «Честно говоря, я буду бояться летать на самолете, который будет обслуживать инженер с твердой тройкой по математике», - признался ректор ГУ-ВШЭ.

 

 

«Новая система проведения экзаменов, безусловно, лучше старой», - так ректор СПбГУ оценил ЕГЭ. Можно сказать, вектор выбран верный. Главное, двигаться в заданном направлении и помнить, что нет предела совершенству.

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале