По нраву ли французу был "бородинский хлеб"?

Утром 6 сентября 2009 г., как и 197 лет тому назад, полки вновь встанут под ружье, замрут на флешах и редутах. А потом в мгновение ока все придет в движение: с французских батарей загремят первые выстрелы, двинется пехота, поскачет кавалерия - начнется Великий день Бородина.

Бородинское сражение. Наполеон

Почти два века назад в 124 км от Москвы, у села Бородино русская армия под командованием М. И. Кутузова дала генеральное сражение войскам Наполеона. По словам В. Г. Белинского Бородинская битва стала «самым торжественным, самым трагическим актом великой драмы 1812 года».

Сражение  началось 26 августа (7 сентября) и продолжалось почти весь день. Французы смогли достичь тактических успехов на всех основных направлениях - русская армия была вынуждена оставить первоначальные позиции и отступить. Однако прорвать оборону русских войск наполеоновским частям так и не удалось. Поредевшие русские полки стояли насмерть, готовые отразить новые атаки противника. К концу сражения французские части были отведены на исходные рубежи. Наполеон не сумел разгромить русскую армию. Кутузову не удалось защитить Москву. Но здесь, на  Бородинском поле, наполеоновская армия, по справедливому суждению Л. Н. Толстого, получила «смертельную рану». 

Потери с обеих сторон были колоссальные: французов поглибло при Бородине примерно 35 тыс. человек, русских - 45 тыс.

Бородинское сражение стало началом конца величия Наполеона и его армии - пошатнулось уверенность в непобедимости Корсиканца. Усилилось недовольство длительностью похода и бесконечными воинами. Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинская битва оценивается как нравственная и политическая победа России. А самым точным в оценке сражения был сам император Франции, сказав: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Бородинское сражение. Кутузов

 

Недаром помнит вся Россия...

М. Лермонтов

Ежегодно в первое воскресенье сентября на Бородинском поле широко отмечается годовщина Бородинского сражения. Тысячи людей приезжают в Бородино, чтобы отдать дань павшим защитникам Отечества и, подобно Пьеру Безухову, своими глазами увидеть величайшую баталию XIX в.

Как рассказала «ТД» ведущий специалист отдела массовых мероприятий музея-заповедника «Бородино» Татьяна Несынова, в воскресенье 6 сентября праздник по традиции начнется с торжественных церемониалов на командных пунктах М.И. Кутузова и Наполеона. Официальная часть праздника завершится у Главного монумента на Батарее Раевского, где  героям Бородина будут отданы воинские почести.

В 1912 г., в столетнюю годовщину Бородинской битвы, французы с разрешения русского правительства поставили на Бородинском поле гранитный памятник, начертав на нем «погибшим Великой армии». Именно здесь почтит память погибших предков французская делегация.

Кульминацией праздника станет военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения на плац-театре западнее села Бородина. Более тысячи любителей военной истории, своими руками изготовившие обмундирование, снаряжение и  вооружение эпохи 1812 года, объединяются в "русскую" и "французскую" армии, чтобы сразиться в «битве гигантов». Завершится зрелище парадом военно-исторических клубов и награждением отличившихся в сражении.

 


А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички

А. Грибоедов

 

О феномене исторической реконструкции можно говорить часами. На людей в мундирах ушедших эпох смотрят с восхищением, иногда с иронией, иногда с опаской.

Тем не менее, с точки зрения психологии ничего патологического в этом увлечении нет. По мнению Михаила Хасьминского, православного врача из центра кризисной психологии, мотивации  людей, занимающихся исторической реконструкцией, настолько разные, что обобщения в данной области вряд ли уместны. Для кого-то это способ самореализации, возможность ощутить принадлежность к чему-то большему.  Кто-то демонстрирует таким образом любовь к истории, кто-то уходит от реальности, а  кто-то просто проводит время. Говорить об этом явлении, как о примере психического отклонения нет никаких оснований, считает Хасьминский.

Благожелательно относится к исторической реконструкции и Церковь. Так, в 1995 году настоятель Николо-Перервинского монастыря о. Владимир (Чивилихин) благословил на занятия военной историей Лейб-гвардии Гренадерский полк Военно-исторического клуба «Отечество». А знамя полка было освящено в 1994 году во Владимирском соборе г. Севастополя.

 

Так кто  же они такие - современные «уланы с пестрыми значками» и «драгуны с конскими хвостами» - призраки давно минувших сражений, выпавшие из жизни фантазеры, оригинальные любители истории или самые обычные люди? Не торопитесь с выводами, лучше приглядитесь внимательнее к коллегам по работе, может быть кто-то из них - переодетый гусар?

В преддверии Бородинской баталии ТД встретился с  командиром Ахтырского гусарского полка Александром Михаленко:

-         Гусары XXI века, кто они? Расскажите немного о Вашем полке.

-         Полк возник в 1988 г. Помните, наверное,  что это было за времечко: страну будоражило, исчез комсомол, люди были брошены, предоставлены сами себе. Нас было семь человек, изначально, все офицеры. С этого все и началось. Мы тогда были молодыми зелеными лейтенантами авиации. Историю России, российской армии любили с детства. Однажды мы прочитали в газете, про военно-исторические клубы и праздник на Бородинском поле и решили создать подобный клуб. Долго выбирали род войск и остановились на гусарах. Ахтырский полк выбрали во многом потому, что там  служил Денис Давыдов.

-         У Дениса Давыдова есть строчки «эскадрон гусар летучих», должно быть Вам, как летчикам это было близко?

-         Ну, конечно. Вообще, так сложилось, что на всех наших офицерских собраниях  всегда звучали песни на стихи Дениса Давыдова.

-         Насколько я знаю, в XIX в., гусарский мундир стоил, мягко говоря, недешево. А как сейчас обстоят дела с обмундированием? Затратное это дело?

-         Если честно, то да.  Например, в XIX в. из-за высокой стоимости амуниции некоторые были вынуждены увольняться из гусарских полков и переходить в какие-то другие, менее «затратные». Сейчас ситуация та же: пехотный мундир стоит на порядок дешевле. Но мы выбрали свое направление, посему, мы все-таки кавалерия, все- таки гусары.

-         Кстати о кавалерии, откуда Вы берете лошадей?

-         Раньше был такой Отдельный кавалерийский полк, его еще называли «Мосфильмовской полк», он принимал участие во всех исторических съемках. До недавнего времени он существовал и обеспечивал нас лошадьми. Потом его расформировали, и  наш клуб теперь арендует лошадей на местных конюшнях.

-         Что ожидает зрителя в этом году на Бородинском поле? Будет воссоздано целое сражение или какие-то отдельные эпизоды? Сколько клубов собираются принять участие в «сражении»? Вообще, что для Вас значит слово Бородино?

-          Для нас Бородино является кульминацией всего года. У нашего клуба даже Новый год наступает с сентября. Точное число клубов назвать затрудняюсь, но, думаю,  их будет очень много. На Бородино съезжаются практически со всей России, с Белоруссии, Украины. Бывают и из дальнего зарубежья. Обычно для праздника выбираются несколько эпизодов Бородинской битвы. Руководит всем координационный совет, куда входят наиболее грамотно подготовленные в историческом отношении люди. Они-то и вырабатывают сценарий сражения.

-         Помимо Бородина, ваш клуб выезжает на какие-то другие реконструкции? 

-         Мы были на 200-летии сражения при Аустерлице. Причем мы там были неоднократно: и на 195 лет, и на 200 лет. В принципе, мы почти всю Европу объездили. Даже были и на Ватерлоо, хотя Русских войск там не было. Наш клуб принимал участие в открытии памятника Суворову на Сен-Готарде в Швейцарии. Сейчас мы стараемся не ограничиваться только 1812 годом: дорабатываем мундиры для суворовской эпохи, вплотную занимаемся Первой Мировой войной, в планах - реконструкция гражданской войны. У Ахтырского полка была богатая история.

-         И все же, какие цели преследуют люди, занимающиеся реконструкцией? Что это, своеобразное развлечение, ролевая игра? Много времени занимает подобная деятельность, не мешает ли она работе, и семейной жизни?

-         Это уже не хобби. Это образ жизни. Принадлежность именно к гусарскому полку накладывает отпечаток на все, что с нами происходит. Конечно, мы все работаем,  кто-то еще учится. У нас в клубе люди всех возрастов, всех профессий. Есть целые династии: дедушка, который с внуком вместе  в седле скачет в  атаку, отец с двумя сыновьями. Одна из наших целей - военно-патриотическое воспитание молодежи. Клуб выступает в школах, ПТУ. Мы даже проводили двухнедельные кавалерийские сборы, где дети жили в армейских условиях: в 6 утра подъем, чистка лошадей, выездка, опять чистка лошадей, кормежка и т.д. Это приучает к дисциплине и к армейским традициям. По большому счету, это одно из главных направлений нашей деятельности - уважение к истории нашего Отечества, к прошлому и настоящему российской армии.

 

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус

М. Лермонтов

 

К сожалению, в стане нынешних участников сражения нет былого единства, и в новом веке на Бородинском поле не все так гладко, как может показаться.

Рассказывает командир Лейб-гвардии Гренадерского полка Военно-исторического клуба «Отечество» Александр Гапенко:

В этом году наш клуб в реконструкции Бородинского сражения участвовать не будет. Это вызвано нездоровой обстановкой, сложившейся на Бородинском поле, а также политикой, проводимой новым руководством Бородинского музея. Хотя подобное твориться уже не первый год,  в прошлом году скандалов было особенно много. В 2008 г. на Бородинском поле ОМОНа было в два раза больше, чем участников сражения: людей снимали чуть ли не с электричек, отбирали муляжи, которые оформляли как реальное оружие и боеприпасы.

Милиция разоружала целые клубы. Устраивали обыски палаток. Доходило до того, что даже у дачников отбирали садовый инвентарь - лопаты, топоры. Оружие отдавали только после окончания сражения. Некоторым клубам из-за внутренних интриг и доносов вообще было запрещено участвовать.

За свою историю (существует с 1988 года - ТД) клуб принимал участие во множестве реконструкций. Да и в этом году мы  были главной организующей частью реконструкции Смоленского сражения 1812 г., постоянно ездим на битву при Малоярославце. Однако в реконструкции  Бородинского сражения, в свете последних событий, у нас участвовать нет никакого желания. 

Впрочем, внутренние разногласия участников вряд ли помешают всем желающим насладиться праздником. К тому же, посмотреть красочную баталию можно абсолютно бесплатно - на Бородинском поле места хватит всем. Ну, а для любителей посмотреть на войну с комфортом на плац-театре будут  установлены специальные трибуны. Впрочем, это уже будет стоит денег. Подробности мероприятия и схема проезда на сайте http://www.borodino.ru

Как проехать?

На машине до 96 км, 102 км или до 108 км Минского шоссе, далее направо - к Можайску. Из Можайска - до села Бородино.
На электричке от Белорусского вокзала до Можайска электропоездами:
Москва - Можайск
Москва - Бородино
Москва - Гагарин
Москва - Вязьма
Далее - рейсовым автобусом до музея «Бородино» или
До станции Бородино электропоездами:
Москва - Бородино
Москва - Гагарин
Москва - Вязьма
Далее - пешком около 3 км до музея «Бородино» 

На междугородном автобусе № 457 до Можайска (остановка автобуса в Москве в Грузинском переулке, рядом с Белорусским вокзалом). Далее - рейсовым автобусом до музея «Бородино» .

 

 

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале