Московская книжная ярмарка - праздник литературного потребителя

Владимир Соловьёв стал специалистом по русскому народу, Юрий Шевчук выпустил книгу стихов, Александр Белов (Поткин) решил рассказать «всю правду» о Кондопоге, а Андрей Платонов к своему 110-летию наконец-то дождался своего Полного собрания сочинений. Всё это мы узнали на Московской книжной ярмарке.
Солнечным утром 2 сентября открылась 22-я Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ). Церемония открытия, как всегда, несла несмываемую печать официальности, но в целом оставила неплохое впечатление. Вице-премьер Иванов и президент Книжного союза Степашин - не самые плохие ораторы среди чиновников: им удалось говорить кратко и не вогнать собравшихся в скуку. Председатель Книжного треста Индии Билан Чандр, тихий старичок с внешностью Махатмы Ганди, «работал на контрасте» с болгарской писательницей Бажиной Апостоловой - женщиной примерно того же возраста, но громогласной и очень выразительной. Играл оркестр, гремел фейерверк, журналисты щёлкали вспышками - настроение было действительно праздничное. И первый день выставки не обманул ожиданий.

О русских всерьёз и не очень 

    ММКВЯ известна своими консервативными настроениями, особенно в сравнении с другой крупной книжной выставкой в Москве - Non/fiction. Достаточно взглянуть на список изданий, заявленных в программе: «Святая Русь против Хазарского каганата», «Кто управляет Россией», «Россия и славянство», «Русский вопрос», «Сокрушить крамолу» и прочее. Несколько неожиданным было увидеть в этом списке книгу Владимира Соловьева «Мы - русские! С нами Бог!». Известный телеведущий, знаток Каббалы и автор «Евангелия от Соловьева», как заявлено в аннотации, рассуждает о том, «кто такие русские». Естественно, воспринимать название книги иначе как провокацию достаточно сложно. С этого же начал и сам Соловьев, презентуя книгу читателям: «Половина сойдет с ума просто от самого названия книги, притом, чем меньше они будут читать саму книгу, тем легче они будут сходить с ума».

    На самом деле сходить с ума никто не пытался: публика вокруг Владимира Рудольфовича собралась благожелательная и в целом воодушевленная. К тому же и сам Соловьев - видимо, только вернувшийся в Москву с курорта - выглядел очень бодрым и оптимистичным. Даже к вопросу о причинах закрытия своей программы «К барьеру!» он отнесся шутливо: «Если буду отвечать честно, то и мою радиопередачу закроют». Правда, интерес к исчезновению популярного ток-шоу на этом не остыл, и Соловьев был вынужден объяснять, что «у нас в стране уже давно никому никто ничто не объясняет». Возможно, шоумена что-то задело за живое - например, вопрос из зала о духовности. На него Соловьёв выдал нечто явно наболевшее и искреннее. «Мы живем в стране палачей и охраняемых, - заявил он. Раскаяния палачей не было», - и потому России вновь грозит тоталитарное будущее.

    Собственно  о самой книге разговор был небольшой - возможно, из-за того, что с ней мало кто успел ознакомиться. Да и сам Соловьев ограничился лишь тем, что сказал: «В книге найдется всё». А основная ее идея - «русские - это евреи XXI века».

    На  вопрос представителя издательства ЭКСМО (которое и издало книгу) о впечатлениях от встречи с читателями Соловьев вновь отшутился: «Меня впервые не спросили, еврей ли я?». Здесь, на наш взгляд, и кроется самое интересное: еврейство Соловьева весьма сомнительно, как и его дружественный шаг в сторону патриотизма.

    Соловьев, конечно, классический российский либерал, немного обуржуазившийся и при этом не потерявший диссидентской закваски (прибавьте к этому отличное образование). Портрет - типичный для определенного сорта людей в среде нашей интеллигенции, но не обязательно еврейский. Наш шоумен, может быть, слишком гибок и изворотлив, но по складу ума он всё-таки русский. Сам Соловьев во время презентации признался: «Мы все потомки тех, кто выжил», - а чтобы выжить, бесспорно, необходимо было обладать вышеупомянутыми качествами. Когда-то - возможно, в недавние девяностые - чтобы попасть в модную профессиональную тусовку, молодому журналисту пришлось проштудировать Каббалу, а может, и что посерьезней. Теперь же времена меняются...

    Соловьев  патологически не выносит комсомол и квасной патриотизм (для него это, похоже, синонимы), но так или  иначе вынужден реагировать на происходящие изменения. В частности, столь говорящей книгой, как «Мы - русские! С нами Бог!». Хотя бы для того, чтобы не повторить путь эмиграции вслед за Познером: ведь только в России по достоинству оценят его профессиональные качества. 

 

Люди  лажают, а Родина - нет 

    Если  Владимиру Соловьёву всегда немножко не доверяешь, что бы он ни говорил,  то выступавший буквально вслед за ним Юрий Шевчук ценен своей простотой и искренностью. Прибежав на встречу с поклонниками перед репетицией концерта (вечером группа «ДДТ» выступала у памятника ракете «Восток»), Ю.Ю. почти без вводных слов принялся отвечать на вопросы.

    «Поэтом себя я не считаю, - заметил он по поводу выхода «Сольника», сборника своих стихов, - но иногда пишутся стихи, которым не нужна музыка. Всё-таки народ стихи пишет, и в Россию без поэзии я не верю». Музыкант согласился с мнением, что в русской рок-музыке текст всегда имел гораздо большее значение, чем на Западе: «Русский рок начался со слова». Поэтами среди своих коллег Ю.Ю. считает Александра Башлачёва («это - во-первых»), Бориса Гребенщикова, Майка Науменко («он придал русскому року лёгкость»), Виктора Цоя («у него простые, глубокие тексты»), Егора Летова с его «нравственной борьбой радикального разума с поисками духовного умиления», Дмитрия Ревякина, «одушевившего природу». Из молодых музыкантов Шевчук назвал Александра Васильева, Земфиру («это женская поэзия»), Егора Никонова. О себе же самом говорил не без иронии: «Мы как чукчи: что видим, о том и поём», «Иногда я себя чувствую графоманом, но хорошо, что это понимаю», «Я люблю книжки, книжка - моё снотворное».

    Поклонники  Юрия Юлиановича знают, что лучший способ его разговорить - задать вопрос на болезненную социальную тему. Вот и здесь он щедро делился мыслями о нынешнем времени. «Человечество живёт сейчас как в 1666 году, и это проблема апофатическая», - это об ожидании Конца света. «Жуть какая-то происходит в стране... и эту реальность не покажут по центральным телеканалам», - это о кризисе, развале сельского хозяйства, упадке угольных шахт в Пермском крае: «И дорог там нет, и Путин туда не приедет, потому что перекрывать нечего». «Мы всем рады, но мы туда не ходим», - о том, бывают ли на концертах ДДТ представители власти. И цитата дня: «Любить Родину и любить президента - разные вещи. Люди лажают, а Родина - нет».

 

    Через час непрерывного общения с народом Шевчук заметно устал, к тому же ему надо было убегать на репетицию. Но и тут журналисты умудрились найти, чем его пронять: вопросом о будущем ВВЦ. «Они (хозяева территории Центра - Авт.) ухитрились продать шлем Гагарина и первый спутник! Они хотят здесь сделать огромную шашлычную!», - возмущался музыкант. Его цель - «сохранить идеалистическую мечту о коммунизме», которая ещё живёт в павильонах ВВЦ. «Здесь я видел коров величиной с мамонта!» - вспомнил Ю.Ю. детские прогулки с отцом. «Сейчас это место оживает... Нужно, чтобы центр работал 24 часа в сутки, чтобы не было здесь третьей Барвихи!»

    Шевчуку удаётся сохранять свою огромную популярность, потому что «своим парнем»  он бывает не только перед глазками телекамер, а всё время. В его манере терпеливо раздавать автографы и отшучиваться от назойливых вопросов прессы («Какое впечатление у вас от выставки?» - «Эта выставка - самое лучшее событие в моей жизни») остаётся что-то родное, подкупающее. Шевчук по-прежнему остаётся собой. 

 

  
 

Поткин  стал печальником  Земли Русской 

    Сразу за автограф-сессией лидера «ДДТ» и спустя час после встречи с Соловьёвым на выставке произошло событие столь же знаковое, но во многом противоположное выступлению шоумена. Хотя бы, потому что его виновника сложно заподозрить в отсутствии «квасного патриотизма». Александр Белов (настоящая фамилия Поткин) - лидер Движения против нелегальной иммиграции. Это движение три года назад подозревали в организации беспорядков в карельской Кондопоге, где русские дрались с чеченцами. Годовщине тех событий и была посвящена встреча лидера ДПНИ. Белов поведал о своем намерении издать книгу, посвященную Кондопоге, и при всех подписал контракт с издательством «Книжный мир».

    «Почему книга выходит лишь три года после  волнений?» - задается вопросом сам Белов и предлагает «веские основания». Оказывается, он обещал  Карельской прокуратуре не разглашать материалы дела, но теперь счёл это ошибкой: «Пострадали в Кондопоге не некие приезжие, а простые русские люди. Виновные же не понесли наказания, и поэтому я считаю своим долгом написать эту книгу».

    Книга выйдет в свет ко Дню народного единства (4 ноября). Дата, безусловно, серьезная, особенно для Александра Белова. Планами подготовки к Русскому Маршу он предпочел не делиться. Лишь многозначительно поднял палец: то ли указывая на благоволение Небес, то ли на волю представителей администрации Президента по сему вопросу. 

 

Несиюминутное

    А самым главным, хотя и совершенно незлободневным, событием первого дня  работы ММКВЯ стала презентация нескольких томов Полного собрания сочинений Андрея Платонова, выпущенных издательством «Время». Во встрече участвовали писатели Андрей Битов и Алексей Варламов, литературовед Мариэтта Чудакова, критик Андрей Немзер. Как известно, Платонову «не везло» с изданиями ни при жизни, ни после смерти: мешали сначала цензура, потом - путаница с авторскими правами. Многочисленные издания, появлявшиеся во время перестройки и в девяностых годах, были по большей части некорректными, представлявшими произведения мастера то в урезанном, то в искаженном виде. Между тем издание этого автора как никакого другого нуждается в тщательной текстологической работе.

    «Наше издание не совсем научное, но и не простецкое (над  изданием научного собрания сочинений Платонова  сейчас работает ИМЛИ - Авт.). Оно не перегружено комментариями, но дает необходимую информацию о Платонове и его сочинениях, но главное - представляет собой точные, выверенные тексты Платонова в той редакции, в какой он сам хотел их видеть», - рассказал директор издательства «Время» Борис Пастернак, тёзка и однофамилец нобелиата. Всего планируется издать восемь томов. Однако «Время» издает собрания сочинений по особому принципу: тома не пронумерованы, каждый - вполне самостоятельная книга, но на одной из первых страниц есть перечень всех томов. Читатель волен выбрать нужные, или собрать «всего Платонова». Так же будут разниться тиражи: издатели уверены, что «Котлован» и «Чевенгур» будут пользоваться большей популярностью, чем обработки русских народных сказок или драматургия.

 


    Тем не менее, собравшиеся литераторы не сомневаются в том, что Платонова  читать необходимо. Алексей Варламов уверен, что усилия «продравшегося»  через непростые тексты читателя будут непременно вознагражены. Мариэтта Чудакова считает, что в произведениях  Платонова выражена сверхправда о нашем прошлом, без которой мы не можем понять настоящее. Наконец, Андрей Битов, написавший предисловие к Собранию сочинений, еще двадцать лет назад говорил, что Платонов «начинает с нуля»: за ним не стоит никакой литературной традиции, он открывает свою собственную эпоху. 

     Вряд  ли Платонов знал, что его юбилей совпадёт с выступлениями народного музыканта, модного шоумена и витийствующего националиста. Но на ММКВЯ они оказались вместе. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале