При кораблекрушении спасаются невзирая на разногласия
Протоиерей Максим Козлов: «Главным результатом мне кажется коррекция вектора в отношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей». Фото — ria.ru |
— Отец Максим, каковы, на ваш взгляд, итоги прошедшей встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска? На какие моменты их совместного заявления стоит обратить внимание?
— Главным результатом мне кажется коррекция вектора в отношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей. Дан очень отчётливый импульс перенести акценты с того, что нас разделяет, на то, что нас объединяет, и подчёркнута необходимость совместных действий в нынешний экстремальный момент истории.
Сегодня не только католицизм и православие, а в целом историческое христианство (включая Древние Восточные Церкви и часть протестантов) встретилось с двумя вызовами мирового масштаба. Это вызов религиозного фанатизма, о котором в заявлении сказано применительно к Ближнему Востоку и Северной Африке (мы знаем, что речь не только об этих регионах), и вызов воинствующего секуляризма, который тоже упомянут. Православные и католики одинаково встречаются с тем, и с другим, и здесь естественно проявить взаимодействие. Когда люди при кораблекрушении спасаются в лодке, они это делают невзирая на разногласия, которые между ними были и есть.
В декларации можно выделить несколько блоков. Начну с того, чего там нет: нет вопросов веры, которые обсуждаются в рамках общего православно-католического диалога. А есть отсылка к древней неразделённой Церкви, которая нас объединяет, и указание на вероучительные разногласия. Мне этот момент кажется очень важным, потому что он указывает на честность диалога. Этим нынешняя встреча отличается от экуменических диалогов 1960-х — 1970-х годов, которые предполагали затушёвывание различий через компромиссные формулировки.
Православные и католики одинаково встречаются с вызовами современности, и здесь естественно проявить взаимодействие |
Затем есть блок, связанный с событиями на Ближнем Востоке и в Африке, и призыв к миру, а не к военному противостоянию. Для нас очень радостно, что ситуация в постсоветской России и Восточной Европе охарактеризована как беспрецедентный подъём христианства, светлый пример на довольно мрачном фоне новейшей истории. Также указано на отрицательные примеры в Европе, когда христианство вытесняется из общественной сферы, а на законодательном уровне принимаются постановления, которые выводят христианскую этику из употребления (речь об абортах, клонировании, эвтаназии, других биотехнологиях).
Принципиально важно, что в документе подчёркнуто: семья — это союз мужчины и женщины, который не может быть подменён никакими другими формами союзов, временными или тем более однополыми. Слово «однополый» не употреблено, но понятно, что имеется в виду.
Ещё один существенный момент — упоминание о мучениках в XXI веке, которые являются таким же семенем христианства, как и мученики на заре христианской истории. Мы-то знаем и о новомучениках Российских, подвигом которых, верим, происходит возрождение православия в нашей стране. В документе выражена надежда, что подвиг современных мучеников тоже не пропадёт втуне.
Нынешняя встреча отличается от экуменических диалогов 1960-х — 1970-х годов, которые предполагали затушёвывание различий через компромиссные формулировки |
— Есть ли в тексте неожиданные моменты? Уже раздались голоса, что формулировки документа слишком размыты и обозначают чуть ли не унию...
— Безусловно, ни о какой унии речи не идёт. Тема евхаристического общения вообще не упомянута. Напоминание о заповеданном Богом единстве, которое мы должны хранить как христиане — это никакая не уния, а просто напоминание о том, что говорит Спаситель в Евангелии: «Да будут все едино» (Ин. 17:21).
И контекст здесь совершенно иной. Уния — это инструмент включения восточного христианства в Католическую Церковь, который имел место во время кризисов государственности на Востоке. Уния заключалась на фоне слабых православных государств перед лицом внешней или внутренней угрозы. Ничего подобного сегодня нет, к тому же униатизм прямо осуждён в документе. Признание уже возникших Восточно-Католических общин, в том числе греко-католиков — это просто констатация факта: что ни напиши, они не исчезнут. Католики и православные призываются искать пути взаимодействия в духе Христовой любви, но это как минимум не противоречит нашему вероучению и уж явно соответствует христианской этике.
Если не рассуждать в духе «Краткой повести об антихристе» Владимира Соловьёва, безответственно предполагать достижение полного единства в ближайшей перспективе |
— В документе несколько раз подчеркивается стремление к полному единству. Означает ли это, что православно-католический диалог теперь может пойти более интенсивно и приведёт к объединению Церквей, или такие заявления — традиционная для подобных встреч декларация?
— Если не рассуждать в духе «Краткой повести об антихристе» Владимира Соловьёва, было бы безответственно предполагать достижение полного единства в ближайшей перспективе. Объективных предпосылок к тому нет.
Православно-католический диалог ведётся, достигнуто принципиальное понимание о том, как он должен происходить — через сопоставление современных доктринальных положений с верой неразделённой Церкви первого тысячелетия. Обсуждаются и тема триадологии (исхождения Духа Святого от Бога Отца или от Отца и Сына), и тема первенства Римского епископа, и другие вопросы. Никаких ускорений в этом смысле быть не может. Но определённую динамику может придать то, что было сказано по поводу унии и по поводу ситуации на Украине.
Однако вести диалог, осознавая друг друга одинаково стремящимися к достижению цели, значительно проще, чем считая собеседников оппонентами или тайными врагами. В этом смысле встреча косвенно будет способствовать развитию диалога.
— На заключительной пресс-конференции Папа Франциск сказал, что они с Патриархом Кириллом наметили некоторые шаги, которые могут быть предприняты в ближайшее время. Можно предположить, что конкретно будет сделано?
— Как не было оснований гадать о содержании декларации (на мой взгляд, она превысила ожидания), так и здесь нам следует подождать, пока объявленные договорённости выльются в конкретные документы.
Как не было оснований гадать о содержании декларации, так и сейчас нам следует подождать |
— В декларации есть пункт, касающийся молодёжи. Может ли Православная Церковь позаимствовать у Католической некоторые методы и формы работы с молодёжью?
— Думаю, да. Как раз в областях, не связанных с вероучением Церкви, её богослужением и каноническим строем, было бы абсурдно не присматриваться к опыту, накопленному в Католической Церкви. Хотя бы потому, что она на протяжении XX века накопила опыт жизни в республиканских государствах, которые в основном составляют каноническую территорию Русской Православной Церкви. Стоит присмотреться как к положительному, так и к отрицательному опыту массовых молодёжных католических движений с проведением съездов, конференций, паломничеств.
— Подытожим: каковы перспективы диалога двух Церквей после этой встречи?
— Сейчас мы должны совместно провести большую работу, чтобы адекватно усвоить результаты встречи. От этой рецепции будет зависеть очень многое. Нужно рассеивать ненужные, пустые страхи. В случае неискренних и недобросовестных комментариев — не бояться дать твёрдый ответ и разъяснить, что действительно прозвучало. Если такая рецепция пройдёт успешно, то и диалогу будет придана хорошая динамика.
Беседовал Даниил Сидоров
Фото священника Игоря Палкина (Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси)
Таких формулировок в истории Церкви было много, но она устояла. Вот и сейчас дело не только в компромиссных формулировках, но и в их ясных толкованиях - см. интервью епископа Тихона.
Наносить удары будут Россия, США и другие страны. Патриарх и Папа призвали их договориться, чтобы удары были согласованными.
Я тоже считаю Православную Церковь единственно спасительной. Исповедники страдали не зря. Но судьбу каждого человека решает Бог.
Никто не признаёт канонизацию Кунцевича, никто не делает уступок в вере. Речь о совместных действиях против наступающего язычества, против исламского экстремизма. При кораблекрушении приходится спасаться вместе, несмотря на разногласия.
Что касается двойных формулировок, то это и приводит народ в смущение, что же наши пастыри имеют ввиду, а пастыри молчат и прячутся, с народом не хотят разговаривать на эту тему, вы видели видео запись где архипастыри покидают последний архиерейский собор? Много из них пообщалось с переживающими? Я знаю людей кто был на архиерейском соборе, на вопрос, что там было, ответ был таков , без нас все решили уже. Люди не верят пастырям, как в 17 году продали Царя, там и сейчас идет продажа паствы.
Кто удары по террористам будет наносить? Кто? Патриарх или папа, чем бомбить то они будут, чего смешить народ? Это просто повод, а цели встречи совсем другие. Память у нас короткая, не помним уроков истории и уроков святых отцов.
Господь рассудит, я верю, что спасение есть только в Православной Церкви,все остальное от лукавого, ересь экуменизма. Иначе за что погибло огромное число исповедников русских от рук латинян и других еретиков? За что Александр Невский бился? Может объясните?
Спите дальше.
Заявление я читал, оно опубликовано на нашем сайте. Да, там есть размытые формулировки (это свойственно для подобных компромиссных деклараций), но их можно истолковать православно - см. интервью Патриарха и вл. Тихона (Шевкунова).
Повлиять на ИГИЛ можно совместными и согласованными ударами.
Террористы казнили не только 20 коптов, но и тысячи других христиан. Копты - монофизиты, но они умерли за Христа, и судить их будет Бог, а не мы с Вами.
Вы совместное заявление папы и патриарха читали???? Приведу вам некоторые цитаты из него.
4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».
Латиняне отвергли духовное предание первого тысячелетия, они отвергли Никейский Символ Веры.
5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).
Сказано так, как будто все это случилось по каким-то необъяснимым причинам, нас как будто разлучили, но это не так, латиняне внесли свою ересь и отдалились, они отпали от Святой Соборной и Апостольской.
6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли.
Наша Церковь и так едина, если латиняне и хотят примкнуть к нам, то только через покаяние и отвержение ересей. Надо говорить прямо, а не какими-то замысловатыми выражениями, судя из текста речь идет о каком-то другом механизме объединения.
7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.
О каких разногласиях говорят они, что преодолевать? Пусть преодолевают свои еретические заблуждения, лично я как православный от своих догматических убеждений отступать не собираюсь и заветов святых отцов и вселенских соборов нарушать не собираюсь.
11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.
Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.
Каким образом вы собираетесь влиять на террористов, например на ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация, что за бред? Между собой ладно еще, вы договоритесь, но тут о чем речь я не понимаю. Нашли повод встретиться? А цели на самом деле другие, мировой терроризм это пугало для контроля над массами и создания единой мировой религии.
12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-1
Бред очередной. Имеются ввиду 20 коптов казненных террористами на берегу моря, в Троице-Сергиевой Лавре уже икону им написали. Копты монофизиты, монофизитская ересь осуждена на вселенском соборе. Для меня они как ариане.
Дальше читайте сами и вразумляйтесь, если есть чем вразумляться.
Если Вы еретиками называете святых отцов (блж. Августина, свт. Тарасия Константинопольского, свт. Филарета Московского, свт. Феофана Затворника), то это несколько странная позиция. Или Вы их не считаете святыми?
Ваш алармизм эффектен, но, к сожалению, неубедителен. Опасения высказывать можно (и нужно), но причин для паники нет. Речь идёт об объединении сил против наступающего язычества, а не о евхаристическом общении.