Психология личности: как понимание личностной стратегии может изменить жизнь

Какими главными потребностями живёт человек? Что случается, когда одни потребности перевешивают другие? Об этом рассказал ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус в рамках открытой лекции «Базовые потребности личности как динамическая модель», которая была организована издательством «Никея» в Санкт-Петербурге в Русской христианской гуманитарной академии.

Важность личности в психологии       

Психология личности, на мой взгляд, является не просто специализацией в современном наборе психологических наук. Она составляет сердцевину любого психологического направления: гуманистического или психоаналитического, экзистенциального. Я бы сказал даже, что психологическая теория не может считать себя состоявшейся в современном мире, если она не формулирует в том или ином виде свое видение проблемы личности. Без личности, без этого центрального элемента, психология — потерянная дисциплина. Она будет говорить о разных функциях, о разных сторонах человека, но если она не говорит о личности, непонятно, как все эти направления личности относятся к самому важному: кто же такой человек. Ведь о человеке у нас много наук: и медицина, и социология, и философия, — но психологам нужно выделить основную черту, без которой мы бы сказали: это не человек. Этой чертой является личностность.

Личность — это несводимость ни к природе, ни к мышлению, ни к эмоциям, ни к сознанию, ни к социальным ролям, ни к семейно-родовым ролям. Личность — это всегда нечто большее, чем то, что мы изучаем объективирующими методами в психологии: сознание, память, внимание, мышление и так далее. Что же тогда личность? А это тот, кто должен сохранять в себе свободу, открытость, творчество, уникальность, целостность — как неделимость, так и идентичность. Таким образом, мы должны понимать, что эти характеристики мы должны удержать в том представлении о личности человека, которое удовлетворяет богословскому определению.

Задача быть

Первая из базовых мотивация — это вопрос к бытию. Да, вот то самое, гамлетовское: «быть или не быть»

Альфред Лэнгли — современный австрийский психолог, который работает в направлении экзистенциальной психотерапии, логотерапии и является ближайшим соратником и учеником Виктора Франкла, — говорит о четырех фундаментальных базовых мотивациях. И первая из них — это вопрос к бытию. Могу ли я быть? Да, вот то самое, гамлетовское: «быть или не быть».

Почему перед человеком стоит такой вопрос? Да потому, что очень часто на практике человек отказывается быть или сомневается в том, быть ему или не быть. Или не уверен в том, а есть ли я? У другого экзистенциального психолога, Ролла Мэя, есть очень хорошее замечание, что он часто наблюдал у своих клиентов смятение и отчаяние на пороге бытия: «Существую ли я на самом деле? Имею ли право быть в этом мире? Ждет ли этот мир меня или я в нем случаен?»

Например, он рассказывает о работе с женщиной, которая родилась в результате неудачного аборта и которую мать не смогла полюбить. Всё детство эта девочка прожила в тяжелых условиях, и когда она выросла, была поражена очень тяжелыми личностными искажениями. И вот её проблема: «Я в этом мире лишняя, меня здесь не ждали, я никому не нужна». Ролл Мэй пишет, что одна из главных задач в этой экзистенциальной психотерапии — помочь человеку найти ответ на вопрос: «Есть ли я в этом мире». Это сугубо практическая задача, потому что если человек не убежден в своем существовании, то тогда он не имеет смысла жизни, не имеет смысла страданий, не имеет смысла достижений, и, естественно, там невозможно говорить о развитии человека. Итак, первая задача — быть. Быть убежденным в своём бытии.

Самоценность

Вторая фундаментальная мотивация по Альфреду Лэнгли — это «нравится ли мне жить», то есть как я отношусь к своему бытию, оно для меня предмет страдания или предмет радости и творчества? Термин самоценность — его впервые в психологии ввела Вирджиния Сатир — означает ощущение безусловной ценности собственного бытия. Если первая задача личности — утвердиться в своем бытии, то вторая задача — обрести ощущение ценности бытия. Почему мы настаиваем на понятии ощущения, а не осознания? Потому что ощущение — это то, чем мы владеем и в сознательном, и в бессознательном состоянии. Это то, что помогает нам реагировать и принимать решения в кратчайшие сроки в ситуациях стрессовых, особенно значимых для человека; в ситуациях, которые требуют не рефлексии и сложной работы, а готовых реакций, то есть ситуациях, основанных на наших навыках, наших привычных выборах, сформировавшихся в течение жизни.

Концепция четырех фундаментальных мотиваций Альфреда Лэнгли

  • Мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия
  • Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей
  • Мотивация к персональной аутентичности и справедливости
  • Мотивация к смыслу и созданию того, что имеет ценность

Сопричастность

Другая фундаментальная ценность, о которой нам необходимо говорить, — это сопричастность. Это то, что многие психологи называли принадлежностью или потребностью быть принятым, но мы бы сказали, удаляясь от научного языка, что это потребность любить и быть любимым. Сопричастность — принадлежность прежде всего к семье, к любимым, к близким, а также принадлежность к социуму, к нации и так далее. Сопричастность — это потребность быть с другим, устанавливать с другим те самые близкие, доверительные, глубокие отношения, на основе которых Джон Боулби сформулировал свою теорию привязанности.

Самостоятельность

Свобода — это то, без чего личность не может развиваться, совершать свой выбор, определять приоритеты своего развития

Следующая базовая потребность — самостоятельность или независимость, или свобода — это то, без чего личность не может развиваться, совершать свой выбор, определять приоритеты своего развития. Но если мы принимаем это как базовую фундаментальную потребность личности, то отсюда вытекает и ответственность, и наоборот. Если мы не признаем в человеке хотя бы некоторой степени ответственности, это означает, что у него нет и свободы. Потому что ответственность наступить может тогда, когда у человека есть выбор хотя бы из двух возможных, и в результате этого выбора он принимает то или иное решение и может осуществлять действия, за которые теперь он несет ответственность. Или, другими словами, я несу ответственность только за то, что я выбрал самостоятельно, свободно, на основе принятых мной ценностей.

Самореализация

Следующая базовая потребность — это самореализация, о которой писал и Абрахам Маслоу, и многие другие, — которую еще называют самоактуализацией или творчеством. Самореализация — это реализация не только своих замыслов, своих идей — это реализация своей целостности, своей индивидуальности, своей конкретности. Реализация себя как личности, той самой неделимой и идентичной. Каждый конкретный человек стремится реализовать себя в жизни так, как только он считает это важным, как только он это умеет, и насколько это ему соответствует. И тогда его решения, его образ жизни становится его конкретным, личным, ответственным, индивидуализированным образом жизни, за который он несет полную ответственность, как перед собой, как перед Богом, так и перед другими людьми.

Безопасность

Модель пирамиды, которую использовал Маслоу, вносит определенный противоречивый характер в объяснение поведения человека, и с этой точки зрения она ущербна

Ещё одна фундаментальная потребность или стремление — это стремление к безопасности. В известной пирамиде Маслоу потребность в безопасности находится сразу же после физиологических потребностей, то есть определена как обязательная и фундаментальная по отношению ко всем остальным. Чем характерна модель Маслоу? Прежде всего своей иерархичностью, и закон иерархии говорит о том, что ни один вышележащий слой не может существовать без нижележащего. Согласно этой модели, без удовлетворения безопасности, без стабильности, личность не может реализовать, например, принадлежность, самоуважение или самоактуализацию.

Не кажется ли вам, что жизнь опровергает эту зависимость? Опровергает эту иерархичность и человек, который может самореализовать себя в нарушение потребности безопасности и в нарушение даже физиологических потребностей. Таким образом, модель пирамиды, которую использовал Маслоу, вносит определенный противоречивый характер в объяснение поведения человека, и с этой точки зрения, как модель именно базовых потребностей, она ущербна.

Потребность в безопасности (мы здесь говорим о безопасности личностной, а не только о физической или физиологической) — это безопасность, прежде всего, целостности личности, её достоинства и ее свободы. Потребность в безопасности — это стремление личности построить свои границы, уметь защитить свое достоинство, это потребность сохранить целостность для того, чтобы самореализовываться, для того, чтобы сохранить свою свободу.

Духовность

И наконец, последнее базовое стремление личности — потребность в духовности или экзистенциальная потребность. Это не только потребность религиозная, но и потребность в смысле принадлежности чему-то высшему: истине, ценностям, какому-то мировоззрению. Эта потребность объясняет стремление людей, не обладающих развитой религиозностью, к какому-то мистическому мировоззрению в виде каких-то уже выработанных псевдорелигиозных систем или к формированию своих собственных систем. Это стремление к магическому сознанию, стремление к объяснению жизни судьбой, числами, цифрами, совпадениями, звёздами и так далее. Если разобраться по существу, то человек без этого духовного обоснования своей жизни жить не хочет, и даже если у него нет сформированных потребностей реализовать свою духовность, то он их выдумывает или имитирует.

Семь потребностей и личностная стратегия

Семь потребностей — быть, самоценность, самостоятельность, самореализация, сопричастность, безопасность и духовность

Итак, повторим нашу модель базовых личностных потребностей: семь потребностей — быть, самоценность, самостоятельность, самореализация, сопричастность, безопасность и духовность — и представим ее в виде лучей. Чем такая модель мне представляется важной? Во-первых, в неё вобраны только потребности личностно-психологические и никаких физиологических или организменных. Во-вторых, в ней представлено независимое существование каждой отдельной потребности, потому что она с другими не связна.

На этой модели мы со студентами обсуждаем различные конфликтные ситуации в личности человека. Что такое конфликтная ситуация? Это тогда, когда та или иная потребность приходит в конфликт с другой потребностью. Например, если человек выбирает удовлетворение потребности в безопасности и пренебрегает удовлетворением потребности в самореализации. Например, у человека открывается возможность реализовать некий свой замысел, но ему страшно, что он может ошибиться, что в случае самореализации он подвергает себя риску осмеяния. Знакомая ситуация? Когда человек отказывается от должности, говоря: не надо, я боюсь, это не по мне? Может быть и наоборот, когда потребность в самореализации настолько сильна, что человек пренебрегает рисками неудач.

Таким образом, модель базовых потребностей личности позволяет рассматривать выборы, поступки и основные стратегии. Личностная стратегия — это способ, которым личность организует свою жизнь. Что такое способ самоорганизации? В нашем смысле — это определенный набор качественных и количественных избранных основных потребностей, которые личность для себя выбирает как приоритетные.

Личностные стратегии могут меняться. А модель базовых потребностей позволяет нам увидеть специфические личностные паттерны

Например, для невротика больший приоритет имеет сопричастность и безопасность. Почему сопричастность? Потому что у невротика одна из главных проблем — это разрыв с ощущением самобытия, невротик — человек, не убежденный в собственном бытии, поэтому для него компенсация собственного комплекса — это сопричастность. Невротик больше всего переживает обиды, критику и отвержение. За счет безопасности и сопричастности он сохраняет целостность своей личности. В этом смысле он жертвует свободой, потому что максимальное удовлетворение потребности в сопричастности ущемляет свободу, но потребность в самостоятельности и самоценности у невротика на самом низком уровне.

Напротив, у психотика потребность в безопасности не реализована. Психотик не то что бы ничего не боится — он не чувствует. У психотика очень высокий барьер чувствительности, поэтому он пренебрегает угрозами, которые могут существовать по отношению к его личности. У психотика нет тормозов и потребность в безопасности не приоритетна, и нет потребности в сопричастности. Для него, пожалуй, самая главная — потребность в самовыражении и самореализации, как способ избежать внутреннего конфликта. Самые талантливые артисты — психотики, потому что их самовыражение без всяких границ, вплоть до переселения в другую идентичность, вплоть до полного забвения себя. С точки зрения слабовыраженной самоценности невротик и психотик очень похожи, но с точки зрения безопасности и сопричастности часто прямо противоположны.

Итак, личностная стратегия с этой точки зрения — это характерный паттерн, набор базовых потребностей, которые выбраны личностью как приоритетные. Не надо думать, что такое понятие личностной стратегии раз и навсегда привязано к человеку как диагноз. Нет, личностные стратегии могут подвергаться изменениям, они могут ситуативно меняться, они могут меняться в результате смены ценностей, обращения к вере, кризисных ситуаций. А модель базовых потребностей позволяет нам увидеть специфические личностные паттерны.

Это позволяет нам легче понять, почему человек принимает те или иные решения или отказывается их принимать, почему человек развивается или отказывается от развития, почему живет с радостью и любовью или почему остается в отчаянии и депрессии, почему человек лежит на диване, или почему он встает и начинает искать для себя новый образ бытия. Эти модели позволяют нам это объяснить, показать и немножко даже предсказать.

Подготовила Анна Ершова, специально для «Татьянина дня»

Фото Марины Куракиной, ИА «Вода живая»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале