Празднование дня Бородина: the show must go on
Родом из детства
Наверное, так со всяким бывает - есть в детстве некое сильное увлечение, главный и определяющий интерес, которым грезишь наяву и о котором знаешь все, что в данном нежном возрасте можешь узнать - потом оно как-то бледнеет и забывается под напором суматошных лет в средних классах школы - и в итоге остается каким-то забавным воспоминанием, к которому если и случается вернуться, то со стыдливой и снисходительной усмешкой.
Ну вот, например, Отечественная война 1812 года. Стройный ряд оловянных солдатиков, представляющих все роды войск и армейские чины того времени; открытки с фрагментами Бородинской панорамы и портретами всех русских генералов кисти Дж. Доу; большой красочный альбом с полным изложением хода всей войны и великой битвы, картами и красочными иллюстрациями... И первое посещение Бородинского поля, конечно. А там, неожиданно - и первое в жизни посещение монастыря: Спасо-Бородинской женской обители, в тот момент еще только что возвращенной Церкви. Пасмурное небо, поля с то и дело встречающимися обелисками с орлами и крестами...
Высокая строгая женщина во всем черном, ведущая нас по каким-то полуразрушенным строениям - от нее даже удостаиваешься похвалы за знания о Бородинской битве. И впрямь - знал всех героев наперечет и ход всего сражения, а уж лермонтовское «Бородино» - и подавно.
Святыня
Но должен был прийти, более 10 лет спустя, день новой встречи с этими местами. Уже без детской зачарованности. И не только со знанием того, что на этом самом месте произошел бой, в котором, по словам самого Наполеона, «русские стяжали право быть непобедимыми» - но с благодарностью и молитвенной памятью о всех, кто освятил эту землю своей мученической кровью.
Да, пожалуй, так и нужно было начать день памяти Бородинского сражения - с богослужения. В монастыре до сих пор поминают всех русских воинов, души свои положивших за други своя (см. Ин. 15:13). Эта обитель и была основана для вечного их поминовения. И земляные укрепления прямо в ограде монастыря, между Спасским храмом (усыпальницей Тучковых) и Владимирским собором, кажутся вполне на своем месте. На территории монастыря находятся некоторые экспозиции Бородинского музея-заповедника. Сегодня туристы здесь толпятся в церковной лавке и во дворе обители. Из-за плотной стены автобусов почти не видно часовню преподобной Рахили Бородинской.
«Вы уверены, что хотите начать игру заново?»
После Литургии, как обычно, распогодилось, и прямо по дороге вверх от монастыря мы идем к батарее Раевского, на которой стоит главный монумент комплекса. Милицейское оцепление перекрыло дорогу еще на подступах, да и как бы тут проехать - Можайские автобусы и машины организаторов движутся черепашьими темпами из-за людей, запрудивших всю дорогу. Вдоль нее - всевозможные ларьки и палатки с сувенирной продукцией и народным промыслом. Многие приехали с раннего утра с походным снаряжением, благо места красивейшие, так и хочется побродить или расположиться на пикник на траве. Таким же ярким, чистым и бесконечным было небо и 197 лет назад... но тогда его было почти не видно из-за порохового дыма.
К половине второго сплошным потоком тысячи отдыхающих (иначе не скажешь) начали подтягиваться к плац-театру. Сидевшие на трибунах хорошо видели начало сражения, севшие же на бесплатных склонах холма - окончание (когда наша армия совсем загнала в угол французов). Присутствовали зарубежные гости, в основном французы (французскую речь можно было временами слышать и среди простых посетителей) - они же еще раньше утром почтили память погибших здесь соотечественников у памятника наполеоновским воинам в деревне Шевардино.
Театрализованный бой был предварен показательным выездом кавалеристов кремлевского полка ФСО России, а также некоторыми боевыми элементами в исполнении служащих подольского ОМОНа. Сама же реконструкция воспроизводила один из поздних эпизодов войны, относящийся к преследованию французов. Ведущие с микрофонами представляли каждый полк, появлявшийся на поле, и комментировали ход действий. Он заключился в том, что русские войска медленно, но верно оттеснили «французов» к реке Колочи. За ней же их встретили русские уланы, прошедшие через лес в тыл врага и замкнувшие «клещи». В качестве декорации были сооружены три деревянных «избы», представлявшие собой деревню, из которой предстояло выбить французов - под огнем русских пушек она в итоге зрелищно и сгорела. Звук выстрелов и пороховой дым были весьма правдоподобны.
Если учесть, что это все происходило между несколькими сотнями людей на пространстве размером с футбольное поле, то что же было тогда, 197 лет назад, на протяжении всех этих 4 километров, которые мы прошли сегодня туда и обратно среди веселящейся толпы, с раннего утра и до позднего вечера, при непрерывной канонаде не трех-четырех, а сотен орудий?..
Но тогда все происходило в том числе и ради того, чтобы эти десятки тысяч собравшихся людей, от мала до велика (приезжали целыми семьями), сейчас ходили по мирному полю, чтобы это солнце не означало нескончаемый день боя, чтобы можно было даже лечь на поле позагорать, а не так, когда на него ложились, чтобы уже никогда не встать. Пусть все будет так. Оканчивается бой, полки реконструкторов собираются перед зрителями, чтобы пофотографироваться, пообщаться, рассказать о себе любопытствующим. Людской поток неспешно идет обратным путем, кто-то - к припаркованным машинам, кто-то - к электричкам в сторону Москвы (которых специально в этот день ходило много дополнительных), кто-то штурмует автобусы до Можайска.
Вчера москвичи отмечали день своего города, сегодня многие из них приехали сюда. Не такие уж плохие выходные! И как бы несерьезно и потребительски это ни выглядело со стороны, все же хоть немного представляют себе, в честь чего все это проводится. На зрительских трибунах находились эксперты, знавшие тонкости отличительного обмундирования чуть ли не каждого полка и всех родов войск. И пусть мальчишки, толпами обступавшие «солдат» и державшие восторженно в руках их ружья и сабли, тоже никогда не забудут этот день. Даже если и не станут столько про него читать, сколько их отцы.
Строго говоря, непосредственно 197-я годовщина Бородинского сражения, день воинской славы России, отмечается во вторник - в том числе крестным ходом от монастыря к батарее Раевского и молебном с возглашением «Вечной памяти...» павшим воинам. Это и престольный праздник монастыря - собор освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Но в рабочий день там, конечно, не сможет быть подавляющее большинство тех, кто приехал в воскресенье 6-го. Потому мы и старались все для себя вместить в один день. А между тем приближается 200-летие самого кровопролитного из однодневных сражений. «Я сюда еще вернусь...»