Не пойти ли в аспирантуру?
Раньше я ждала первого сентября. Сейчас для меня это обычный день. В прошлом году я поступила в аспирантуру факультета журналистики МГУ, и учебный год у нас начинается с октября, потому что весь сентябрь проходят вступительные экзамены.
Друзья с других факультетов не понимали моих предэкзаменационных переживаний. «Не волнуйся! ― говорили они. ― Ну кто сейчас идёт в аспирантуру?». Но желающих поступить оказалось вдвое больше, чем бюджетных мест.
Чтобы пробиться, нужно было сдать все экзамены на «отлично». Я сдала, однако выяснилось, что отличников снова больше, чем бюджетных мест…
В итоге я поступила. Кому-то предложили прикрепиться соискателем, у кого-то был красный диплом. Все остались довольны.
«Хотелось иметь больше свободного времени»
Моя знакомая (назовём её Тамарой) сознательно подавала документы не в очную аспирантуру, а на соискательство. Если аспиранты обязаны посещать занятия, работать в приёмной комиссии и проходить педагогическую практику, то соискатели могут просто писать диссертацию.
― Я хотела иметь больше свободного времени и меньше давления со стороны преподавателей, ― говорит Тамара. ― Но я просчиталась. Во-первых, не все профессора идут навстречу: некоторые упорно не принимают такую форму обучения, хотят от соискателей полноценного присутствия на семинарах. Во-вторых, приходится выполнять те же задания, что и аспиранты. Несколько раз япорывалась забрать документысо слезами на глазах. Но у меня прекрасный научный руководитель и есть возможность учиться, поэтому я иду к своей цели, хотя обучение у меня платное. C одной стороны, денег жалко, потому что я плачу фактически за возможность писать, но с другой― я могу не ходить на некоторые занятия (есть и понимающие преподаватели). Несмотря на возникшие трудности и непонимание, я всё равно сдала два кандидатских экзамена и планирую работу над диссертацией. Главное, что я поняла, ― нужно иметь цель.
«Аспирантура нужна, чтобы в будущем преподавать»
У всех разные причины идти в аспирантуру. Меня влекла любовь к журфаку. Мне было настолько хорошо в студенческие годы, что я поняла: уходить не хочу. Хочу учиться дальше, узнавать новое, преподавать русскую литературу.
Моя сокурсница Надежда Буданова продолжила учёбу по той же причине.
― Аспирантура мне нужна, чтобы иметь возможность преподавать: именно в этой сфере я вижу свое будущее, ― объясняет она. ― Уже на четвёртом курсе я была уверена, что буду поступать сразу после выпуска. После перерыва заставить себя вернуться к учёбе намного труднее.
«Жизнь в общежитии на деньги родителей мало кого может удовлетворить в 24 года»
Игорь Говряков |
На последних курсах многих из нас вдохновляли аспиранты, которые вели семинары в рамках практики. Было так интересноих слушать, хотя они были всего на пару лет старше! Например, историю советской журналистики у нас вёл Игорь Говряков.
― К сожалению, после окончания аспирантуры я не преподаю, ― рассказывает Игорь год спустя. ― Я бы сказал, «ещё» не преподаю. Кандидатская степень мне нужна была для того, чтобы посвятить себя тихой и углублённой науке. После защиты мне предложили работать на полставки научного сотрудника. Мне нравится эта работа, но ей необходимо посвящать всё своё время ― свободное и несвободное. Так получилось, что в нынешних обстоятельствах я вынужден был бы совмещать преподавание с другой работой, а это физически невозможно. Надеюсь, в будущем ситуация изменится и я вернусь к преподаванию.
― Почти все аспиранты ― взрослые люди. Жизнь в общежитии на деньги родителей и стипендию в три тысячи рублей уже мало кого может удовлетворить в 24 года, ― обращает внимание аспирант философского факультета Антон Качулин. ― Люди вынуждены искать работу и стараются совмещать её с учёбой. Многие работают на факультете.
«Аспирантура ― подготовительный этап к научной жизни»
Аспирант механико-математического факультета Дмитрий поступил наоборот: оставил свою работу ради аспирантуры. Теперь он живёт на повышенную стипендию и накопленные за время работы деньги.
― МГУ и мехмат я выбрал ещё в 11-м классе. МГУ казался совершенством! ― вспоминает Дмитрий. ― Желающих поступить в аспирантуру было меньше, чем мест, поэтому мне было несложно. Правда, пришлось пересдать некоторые тройки в зачётке.
Дмитрий замечает, что сначала не понимал, зачем нужна аспирантура, если не предполагаешь научную или преподавательскую карьеру. «Это был просто способ оттянуть время, чтобы не принимать серьёзных решений, ― признаётся он. ― А под конец стало нелогично бросать дело: надо написать диссертацию, хотя не очень понятно, пригодится ли она мне. Аспирантура ― подготовительный этап к научной жизни, когда можно «примерить» её на себя».
«Просят прокомментировать работы выпускников ― а ты и сам вчерашний выпускник!»
Антон Качулин поступил в аспирантуру философского факультета после журфака. Для него она оказалась принципиально новым взглядом на учёбу.
― Я совершенно иначе взглянул на МГУ, преподавателей, внутренние мероприятия. Теперь я, например, провожу олимпиады, в которых когда-то участвовал, ― поясняет Антон. ― Это такой необычный опыт, как будто смотришь на себя семилетней давности. Приходят школьники, у них руки трясутся, они боятся посмотреть на меня. А мне хочется сказать: «Эй, да я такой же как вы, ребята!»
Антон Качулин |
Подобное чувство охватывает многих. Надежда Буданова считает, что самое трудное ― это перестроиться мысленно, перестать быть студентом.
― Особенно это трудно, когда научный руководитель просит тебя прокомментировать работы выпускников. А ты и сам вчерашний выпускник! ― шутит она.
«Долго кажется, что дела можно отложить. Потом уже поздно»
Большинство аспирантов жалуется на проблемы с самоорганизацией. Для меня это тоже самое трудное ― не оставлять всё на последний момент, понемногу продвигаться в научной работе. «Если с курсовой работой студента поторапливает сессия, то работа над диссертацией идёт весьма медленно», ― говорит Надежда Буданова.
Замечает это и Дмитрий: «Сначала казалось, что у меня много свободного времени, почти все где-то работают, и я работал. На третьем курсе работу бросил, но всё равно законченный текст диссертации далеко. Аспирантура расслабляет: долго кажется, что дела можно отложить. Эта мысль сменяется мыслью, что уже поздно».
― Говорят, именно третий год аспирантуры ― основной, когда пишется 90% текста диссертации. Хотя по правилам это должно быть не так! ― подчёркивает Антон Качулин. ― Первый год очень похож на студенчество: есть пары, есть экзамены, хотя уже в это время многое начинает меняться. С любым преподавателем можно договориться сдать позже или раньше, появляется чувство, что университет тобой дорожит. Со второго года кафедра начинает привлекать аспирантов к работе: кто-то пары ведёт, кто-то проверяет работы абитуриентов или олимпиады. Третий год ― уже чистая работа над диссертацией. Все кандидатские экзамены сданы, важно успеть написать ВАКовские статьи и защититься.
«Я защитился, но пока это не пригодилось»
― Я защитился, но пока это мне никак не пригодилось, работаю совсем в другой области, ― рассказывает недавний выпускник аспирантуры физического факультета Александр. ― Наверное, главное, чему меня научили в аспирантуре ― это понятным для других образом излагать свои мысли и самому понимать, что хотят сказать другие учёные.Формально аспирантам сейчас необязательно защищать диссертацию: достаточно выпускной работы. Но система перестроилась не до конца, и большинство планирует дойти до защиты.
― Очень рад тому, что приехал в Москву и смог учиться в самом лучшем и престижном университете России.Как говорится, я без пяти минут кандидат наук: скоро у меня будет защита, ― шутит Хакан Сарач, аспирант филологического факультета родом из Турции. По его словам, он всегда будет на связи с Россией. «Россия стала для меня второй родиной, а русский язык ― вторым языком. Как вас можно забыть?» ― говорит Хакан.