Литературная Москва: от Грибоедова до Андрея Белого
Театр, где бывал Чацкий
Адрес: Большая Никитская ул., 26/2 |
«Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи».
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
Сложно предположить, что в этом здании рядом с нынешним агентством ТАСС несколько столетий назад располагался самый популярный театр среди московской публики. Дворянские семьи старались не пропустить здесь ни одной премьеры и ежемесячно посещали балы. Конечно, бывал в этом театре и герой Грибоедова.
Сам дом, сооружённый в XVIII веке, неоднократно менял хозяев. Театром он стал при Петре Позднякове. Новый владелец перестроил здание до неузнаваемости, украсил стены росписью в виде деревьев и цветов. Популярность и известность театра даже спасла его от пожаров во время нашествия французов ― Наполеон приказал сохранить постройку, и 7 октября 1812 года труппа Бюрсей представила здесь свой первый спектакль. Репертуар французский император утверждал лично.
После войны Поздняков давал представления в пользу бедных и раненых, но при новом хозяине Николае Юсупове театр перестал существовать.
Дом, где работал учитель танцев Наташи Ростовой
Адрес: Поварская ул., 11 |
«У Иогеля были самые весёлые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье».
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
Учитель танцев Пётр Иогель был известен на всю Москву. За свою жизнь он работал в разных богатых столичных домах, но его балы всегда оставались популярным развлечением для юных дворян. Как упоминает Толстой, Ростовы никогда не пропускали праздники у Иогеля.
Танцевальные вечера играли судьбоносную роль и в жизни реальных людей. Так, Александр Пушкин впервые встретил юную Наталью Гончарову на балу Иогеля.
Остановившись на мгновение около этого не очень примечательного здания на Поварской, возможно, вы сможете представить себя в той прекрасной эпохе и ощутить чувство Наташи Ростовой на первом балу, когда она «не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех».
Дом из трилогии «Москва»
Адрес: улица Арбат, 55 |
«Здесь, в комнате, десятилетия делалось страшное дело Москвы: не профессорской, интеллигентской, дворянской, купеческой иль пролетарской, а той, что, таясь от артерии уличной, вдруг разрасталась гигантски, сверни только с улицы: в сеть переулков, в скрещенье коленчатых их изворотов, в которых тонуло всё то, что являлось; из гущи России, из гордых столиц европейских; всё здесь — искажалось, смещалося, перекорячивалось, столбенея в глухом центровом тупике».
Андрей Белый, «Москва»
«Профессорский дом» на Арбате ― родной для Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева). Здесь он прожил 26 лет. Квартира Бугаевых на третьем этаже была небольшой, но с балкона открывался завораживающий вид на город. Сюда, к отцу писателя, декану физико-математического факультета Московского университета Николаю Васильевичу Бугаеву часто приходили гости. Бывал у них и Лев Толстой.
Для героев своей трилогии Белый выбрал не только родной дом ― прототипом «московского чудака» стал отец автора.
Самому зданию на Арбате повезло гораздо больше, чем многим другим «книжным» домам. В 2000 году здесь состоялось открытие мемориальной квартиры Андрея Белого. Теперь каждый желающий может подняться в небольшое помещение, где один из гениев русского символизма провёл годы детства и юности.
Гостиница, где останавливался главный герой «Казаков» с семьей
Адрес: Камергерский переулок, 4, стр. 1 |
«Всё затихло в Москве. Редко, редко где слышится визг колёс по зимней улице… А у господ ещё вечер. В одном из окон «Шевалье» из-под затворенной ставни противузаконно светится огонь. У подъезда стоят карета, сани и извозчики, стеснившись задками».
Л.Н. Толстой, «Казаки»
Красивое двухэтажное здание появилось в Камергерском переулке в 1830-40-е годы, когда новый хозяин земельного участка Ипполит Шевалье решил открыть здесь гостиницу и элитный ресторан. Его идея оказалось успешной, и это место сразу приобрело славу среди москвичей и гостей столицы. Здесь останавливались Николай Некрасов, Афанасий Фет, Иван Пущин, Теофиль Готье и сам Лев Толстой. Одним из постоянных посетителей ресторана был Пётр Чаадаев. Поэтому неслучайно герои Толстого тоже оказываются в «лучшей московской гостинице», где метрдотелем работает потомок Ипполита Шевалье.
В самом здании за почти двухвековую историю размещались и доходный дом «Новое время», и ателье фотографа Императорских театров Канарского, и «Москнига», и мастерские Московского союза художников.
Постойте немного у этого невысокого здания с узкими окошками, ведь оно стало свидетелем живой и «литературной» истории.
Факультет, где преподавал герой «Скучной истории»
Адрес: улица Рождественка, 11 |
«А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега… На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки — в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления».
А.П. Чехов, «Скучная история»
Многим москвичам знакомо здание Архитектурного института, однако мало кто знает, что во второй половине XIX века здесь располагались факультетские клиники Московского университета ― терапевтическая, хирургическая и акушерская. В этом месте проходил практику Чехов, описавший собственные впечатления в рассказе: «вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих».
Лучше остроумного Чехова вряд ли кто-то мог воспроизвести такую обстановку. Остаётся только предполагать, как теперь ощущают себя студенты Архитектурного института в этих стенах. Возможно, вы знаете?