Литературная Москва Ильфа и Петрова: в погоне за драгоценностями
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
И. Ильф и Е. Петров, «12 стульев»
Общежитие монаха Бертольда Шварца
Адрес: Вознесенский переулок, 7
«Как и полагается рядовому студенческому общежитию в Москве, общежитие студентов-химиков давно уже было заселено людьми, имеющими к химии довольно отдалённое отношение».
Прообразом этого пристанища героев романа стал дом 7 в Вознесенском переулке. Здесь располагалась редакция газеты «Гудок» ― официального печатного органа железнодорожников, в которой работали Ильф и Петров. Большой популярностью в 1920-е годы пользовалась четвёртая, сатирическая полоса издания, где публиковали фельетоны авторы «12 стульев».
Как и многие другие журналисты, Ильф и Петров жили в этом здании. По воспоминаниям Петрова, нужно было иметь большое воображение, чтобы «назвать комнатой это ничтожное количество квадратных сантиметров, ограниченных половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей фанеры».
В «пеналах» из фанеры ютились многочисленные соседи. Их главным богатством были пружинные матрасы ― «семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта…» В маленькой комнатке на газетах с хроникой театральной жизни расположились спать и наши герои в начале своего московского приключения. Здесь же в финале Воробьянинов лишает жизни Великого комбинатора. Но об этом чуть позже…
Образцовая столовая «Прага»
Адрес: ул. Арбат, 2/1
«После недолгих уговоров Ипполит Матвеевич повез Лизу в образцовую столовую МСПО "Прагу" ― лучшее место в Москве, как говорил ему Бендер».
«Прага» ― первоначально трактир, открывшийся в 1872 году на Арбате. Благодаря низким ценам это место стало любимым у местных извозчиков. В конце XIX века новый хозяин, купец Тарарыкин, из заведения сделал один из лучших ресторанов Москвы. В честь «Праги» был назван и многими любимый торт, рецепт которого придумал кондитер Гуральник. Само здание неоднократно перестраивалось, менялась внутренняя обстановка. Общий зал был разделён на отдельные кабинеты ― так можно было принимать одновременно людей разного сословия. После революции из «Праги» сделали общественную столовую, вошедшую в состав Московского союза потребительских обществ (МСПО).
В этот период и попали сюда Ипполит Матвеевич с Лизой. Их поразило не только внутреннее убранство с «обилием зеркал, света и цветочных горшков», но и цены в меню. Давайте посмотрим: «Телячьи котлеты два двадцать пять, филе ― два двадцать пять, водка ― пять рублей». Такая стоимость идёт в сравнение с проживанием в гостиницах того времени: в Старгороде в «Сорбонне» номера были за 5 р., 3 р. и 1 р. 80 коп., а отец Фёдор отдал за проживание в гостинице Ростова 2 р. 25 коп. Так что можно догадаться, как смутился Воробьянинов, решив взять сосиски по 1 р. 25 коп., два соленых огурца и графинчик водки.
Петровский пассаж
Адрес: ул. Петровка, 10
«В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы».
Пассаж открыл двери перед первыми посетителями в феврале 1906 года. Тогда он носил название в честь владелицы ― московской предпринимательницы Веры Фирсановой.
Под одной крышей разместилось более полусотни торговых павильонов, среди которых магазины известных в те годы торговых домов: «Викула Морозов, Коншин и сыновья», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья», «Лий Крейцер ― белье и галстуки» и др. После революции пассаж был национализирован и переименован в Петровский (по названию улицы). Торговые павильоны закрылись. На их месте появились промышленная выставка ВСНХ, фабрика по пошиву белья для Красной армии, кинотеатр. Позже в здании на Петровке опять началась торговля и был открыт аукционный зал, куда так стремились Остап и Киса.
Именно здесь, вдоль стенки, стояли все десять стульев на гнутых ножках. Они были свежие и чистые, даже обивка на них не потемнела. Однако, как вы помните или можете догадаться, нашим героям не удалось сделать заветную покупку, и погоня за драгоценностями продолжилась.
Центральный дом культуры железнодорожников
Адрес: Комсомольская площадь (бывшая Каланчёвская), 4
Этот «образцовый рабочий клуб-театр» открылся в 1927 году на месте дома Общества потребителей служащих Московско-Казанской железной дороги. Финансировал создание ЦДКЖ Наркомат путей и сообщений, но существует легенда, по которой средства на строительство выделил купец Николай Стахеев. Бежав после революции во Францию, он решил вернуться за остатками капитала, однако был пойман сотрудниками ГПУ. Они потребовали от него деньги в обмен на возможность покинуть страну, на что купец и согласился. В этом здании и находился последний стул с сокровищами мадам Петуховой.
Убив Бендера, Воробьянинов помчался в Центральный дом культуры железнодорожников. Прокравшись к своей цели, он с нетерпением начал выдергивать гвоздики из обивки стула. Его глазам открылись прекрасные английские пружины и замечательная набивка двойного качества. Сокровищ не было…
Те, кто читал книгу, помнят, куда они исчезли, а перед остальными мы сохраним интригу.