Мастера документального позитива
Выставка открылась 17 сентября и продлится до 4 октября. Официальная часть «церемонии открытия» была предельно краткой: пару минут продлилось вручение сертификатов выпускникам, а затем все обратились к стендам и их работами.
ПОЗИТИВный взгляд
Название школы говорит само за себя: в фотографиях нет уныния. Где-то яркие цвета, где-то сепия, где-то черно-белые снимки. Где-то тихая печаль, где-то влюбленность, где-то творческие поиски, но нигде нет ни тоски, ни уныния.
Дипломные (и одновременно выставочные) работы выпускников - фотоистории из жизни разных православных людей. Здесь молодая мать, скульптор, системный администратор, заштатный священник... Сравнительно немного фотографий с богослужениями, куполами, свечами - той православной атрибутикой, которую мы так часто видим в православных фотолентах. Здесь - просто жизнь.
Школа молода: она создана в 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сейчас она является одной из структур факультета журналистики и филологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова.
Каково учиться
О том, как чувствует себя в школе студент, мы спросили выпускницу курса «Мастер документальной фотографии» Юлию Юзикову.
- Вы снимали до того, как пошли учиться?
- Да, но не профессионально, а по-любительски.
- Чего Вы искали, когда пришли на этот курс?
- Я всегда хотела снимать простую жизнь обычных людей. Когда снимаешь для какого-либо издания, там существует своя политика, и идет большой отсев фотографий, когда ты приносишь их редактору. А в школе нас призывали снимать без прикрас: каков человек, как он живет. Это простота в том замечательном и высоком смысле, в котором она существует в жизни человека.
- Задача показать истории из жизни именно православных людей перед участниками выставки стояла изначально?
- Да, так и есть. Но это не накладывало специфики на работу, для меня, по крайней мере.
- А почему тогда - именно православные? Почему это не случайная продавщица в магазине?
- Сначала, для тренировки, мы снимали своих близких - а у всех они разные. Моей моделью, например, была девушка, далекая от Православной Церкви. А потом нам дали определенный список людей, с которыми мы раньше даже не были знакомы. Я, например, снимала Андрея Гаврилова - водителя грузовика.
- И Вы ездили с ним в рейсы?
- Да, я полностью провела с ним два рабочих дня, мы ездили и на погрузку груза, и на разгрузку, развозили все, потом ехали к нему домой. Я ходила с его детьми на детский крестный ход - все это было совершенно замечательно.
- Что Вам дала эта работа в итоге?
- На самом деле, наши преподаватели Андрей Рогозин и отец Игорь сделали для нас очень много. Мы ведь очень разные, и это требовало усилий. Они отбирали фотографии и всегда говорили, почему они выбрали эти и что нехорошо в других. Это дело очень интересное, и мне очень жаль, что я заканчиваю. Надеюсь, что мы с этими ребятами еще поработаем.
Каково быть моделью
Скульптор Кирилл Протопопов на выставке присутствовал в двух ипостасях: как зритель и как герой одной из фотоисторий, снятой Алексеем Даниловым. Мы решили посмотреть на эту историю глазами не только посетителя выставки, но и автора фотографий, и его модели. Кирилла мы застали как раз у «родного» стенда.
- На этой выставке Вы не только зритель, но и герой одной из фотоисторий. Каковы Ваши впечатления?
- Я сразу увидел, как профессионально и грамотно все сделано. Прекрасно решена экспозиция: печать на таком большом листе, деревянные щиты. Это роскошно смотрится. Очень рад, что такая выставка состоялась.
- Каково быть моделью? Не тоталитарен ли фотограф во время работы? Приходилось ли Вам позировать? Делались ли постановочные кадры?
- Постановочных кадров не было; пожалуй, одно черно-белое фото со скульптурой можно назвать постановочным. Алексей ходил, ловил моменты, никто не позировал, и он снимал рабочий процесс. Он фотографировал в студии, в вагоне метро, в дороге.
- Долго ли это продолжалось?
- Да, и, признаться, это было не очень легко. Мы договаривались, он приезжал в мастерскую... Трудно ли быть моделью? Надо стараться не замечать фотографа, не вспоминать о том, что тебя снимают, и заниматься своим делом. Хотя это трудно: ты знаешь, что человек пришел специально для этого, ходит по пятам и тихонько щелкает.
- У Вас не возникало ощущения, что Вы невольно позировали?
- Нет; ты о нем помнишь, но занимаешься своим делом, ведь он снимает и профессиональные моменты. Особенно в студии, где ты знаешь, что где лежит и что тебе надо делать, - можно даже забыть о присутствии фотографа. И во время общения он снимал неназойливо, это не тяготило.
...и каково за моделью гоняться
Алексей Данилов - фотограф, выпускник курса «Мастер документальной фотографии». До фотошколы «Позитив» с Кириллом Протопоповым он знаком не был, а теперь они - друзья, модель и художник, автор и его герой. О создании «скульптурной» фотоистории мы и решили поговорить.
- Курс рассчитан не на новичков; Вы и ранее профессионально занимались фотографией?
- Да, и этот курс интересовал меня именно с точки зрения получения навыков в документальной фотографии. А с Кириллом Протопоповым, героем моей фотоистории, мы познакомились уже в рамках обучения. Программа была составлена таким образом, что всем студентам предлагалось снять историю про нашего современника - православного человека. Я начал достаточно тесно общаться с Кириллом и снимать о нем историю, а то, что вышло, - можно увидеть на выставке.
- Вы довольно долго работали над этой фотоисторией?
- Да; мне кажется, чтобы показать важные моменты жизни человека, нужно провести с ним больше времени, чем мы уделяем для дружбы или разговоров. У Кирилла могло создаться впечатление, что я следую за ним по пятам: я ходил на те мероприятия и в те места, куда ходит он, подолгу оставался и снимал в его студии.
- А постановочные кадры у Вас были?
- Они были, но отношения к фотоистории они не имели: иногда Кирилл меня просил, и я его снимал, но потом просто отдал эти кадры ему.
- Чем, на Ваш взгляд, отличается жанр фотоистории от фоторепортажа?
- У этого жанра, конечно, есть свои законы. Фоторепортаж - рассказ о каком-то событии; оно произошло - и всё. А фотоистория - это постепенное углубление в человека, чтобы понять, что он из себя представляет, и параллельно с этим - документирование его жизни, быта, общения с людьми. Данный проект - это более глубокое отображение жизненного материала.
- Можно ли снять фотоисторию о человеке, в жизни которого с событийной точки зрения почти ничего не происходит?
- Конечно, можно. Главное - заинтересоваться этим человеком, чтобы было за что зацепиться.
- Фотоистория из жизни «офисного планктона» - это возможно?
- Думаю, что несомненно. Если задаться такой целью, это можно снять.
Слово организаторам
Школа «Позитив» - любимое детище священника Игоря Палкина, профессионального фотографа. При этом ему удалось создать не «православный междусобойчик», а профессиональную корпорацию. Здесь преподают классные фотографы и хорошие люди, и школа открыта для всех хороших людей, желающих получить именно профессиональные навыки. А еще, - обмолвится иногда отец Игорь, - я надеюсь, что для кого-то она станет хотя бы окошком, через которое он посмотрит на жизнь Церкви, а для кого-то - и дверью, через которую он войдет.
- Батюшка, этот курс посещали люди, уже имевшие какие-то профессиональные навыки?
- Да, все-таки там был творческий конкурс, и он был немаленький: пять с половиной человек на место. Было из кого выбирать, и ребята были подготовлены. Нам принципиально не хотелось на этом курсе рассказывать, что такое диафрагма и выдержка, и не хотелось даже учить, как пользоваться перспективой. Мы работали исключительно с самой драматургией фотоистории.
- Тем не менее участники этой выставки очень разные, в том числе по уровню владения техникой.
- Да, были и такие студенты, которым, может быть, не хватало навыков, но они покорили нас своей образностью, и мы приняли их - и не пожалели. Хотя усилий, чтобы они выдали технически приемлемый результат, понадобилось немало.
- Какова цель настоящей выставки?
- Цель выставки - показать итог работы. Хорошо дело начать, трудолюбиво его делать, но у него должен быть и венец: оно закончено, и можно начинать что-то следующее. Цель выставки - дать студентам увидеть свои фотоистории в законченном виде. Они к этому стремились полгода, для них это свое маленькое открытие.
- Чем фотоистория отличается от фоторепортажа? Каковы законы этого жанра?
- О, это коротко не расскажешь. Это лекция на полтора часа, четвертая на нашем курсе - приходите поучиться и послушать. Если просто и кратко, то фоторепортаж подразумевает начало, конец и некоторую ярко выраженную хронологию: завязку, кульминацию, развязку. И задача фотографа в репортаже ставится такая - наиболее ясно показать, как проходит это событие или процесс. Фотоочерк или фотоистория не ограничена ни временем, ни пространством, ни стилем фотографии. Она может включать в себя абсолютно разноплановые картины, и может сниматься несколько лет. Ее содержанием может быть настроение или какая-то концепция. Это не только хронология, но и хронология и все остальное.
Впечатления компетентного зрителя
Среди тех, кто пришел на открытие, был ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», старший преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета Сергей Валерьевич Чапнин. Он был готов поговорить не только о конкретной выставке, но и о традициях церковной и - шире - православной фотографии вообще, о соотношении творчества и технологий в создании интересных кадров.
- Каковы Ваши впечатления от выставки?
- Когда приходишь на выставку, в первую очередь надо говорить, понравилось или нет, а все остальное - потом. Итак, выставка мне понравилась. Я с огромным интересом всматривался, как формируется взгляд учеников школы на окружающий мир: выставка показывает эту динамику. Есть младшие и старшие, есть даже взлеты к вершинам философского осмысления жизни.
Замечательно, что фотографии не скучные. Даже при таком небольшом объеме экспозиции, если эксплуатируются одни и те пять-шесть приемов - надоедает. И в то же время виден общий подход. Очевидно, что это ученики одной школы. Но уже проявляется и индивидуальность: где-то больше репортажной или портретной съемки, где-то - философских фотографий, где-то - художественных натюрмортов, даже постановочной, почти студийной работы.
В целом всё это интересно, достаточно профессионально, хотя некоторые участники выставки еще только делают первые шаги. Но что особо дорого - это творческое отношение ребят к фотографии. Без творчества, если ты занимаешься только технологией (пусть даже в рамках определенных эстетических принципов), это не будет искусством. Здесь видно, что желание творить - есть, и преподаватели школы его не гасят.
Есть мнение, что цифровая фотография - это «голая» технология, набор из ста пятидесяти навыков - и не больше. В «Позитиве» учат думать, смотреть на мир. А когда смотришь на мир, очень важно, чтобы был правильный масштаб: с одной стороны, безусловно, нужно видеть главное, а с другой стороны, необходимо внимание к деталям. Здесь стараются держать в поле зрения и то, и другое - и я как зритель это отметил.
Дай Бог, чтобы ребята оставались в фотографии, чтобы это не было коротким увлечением студенческих лет. Пусть хотя бы эта сфера в жизни будет зарезервирована для творчества. Если этот заряд творчества, желания быть творцами люди сохранят на многие годы - значит, школа выполнила свою задачу.
- Школа «Позитив» открыта для всех, в том числе на коммерческой основе, и тем не менее заметно, что это православная школа. Существует ли православная традиция фотографии как таковая?
- Безусловно. Если мы посмотрим хотя бы на портреты духовенства конца XIX -начала ХХ века, мы увидим, что это удивительное искусство. Во многих монастырях были фотографические мастерские. Есть замечательные, просто фантастические фотографии Соловецкого монастыря начала века не только пейзажные, но жанровые. В Дивеевском монастыре есть замечательные подборки дореволюционных фотографий, и прежде всего, великолепный фоторепортаж с канонизации преподобного Серафима Саровского.
Церковь всегда была очень внимательна к различным искусствам и технологиям и смело осваивала их. В конце XIX века это была фотография, в конце ХХ века - Интернет... Я думаю, что школа «Позитив» поставила очень правильную задачу - смотреть на жизнь не клерикально, не лубочно, вне жестких «форматов», а в поиске, в развитиии. Все время осваивать технологии - и не костенеть в этих технологиях. Я думаю, что если это сохранится и дальше, то нам легко будет в любом мире. Мы не канонизируем старые формы и не отказываемся от нового - это срединный, царский путь.
- Говоря о традиции, можно иметь в виду не предмет изображения, а скорее православный взгляд на мир вне монастырей и храмов.
- С этим сложнее. Православный взгляд на мир «вовне» пока только начинает складываться. Но я бы отметил главное. В фотографии, как, впрочем, и во многих сферах деятельности, важно не увлекаться формальными приемами, не уходить в бессмысленный «глянец». Лучше снимать нашу жизнь, даже даже если наш герой окружен разными гаджетами, которые одни и те же, что в России, что в Канаде, что в Гонконге.
Что-то наше, родное обязательно должно прозвучать. И это прежде всего - глаза человека. У ребят из «Позитива» есть внимание к взгляду, попытка психологического портрета. Если говорить о православном взгляде на жизнь в целом - это именно так: посмотреть через объектив в глаза другого человека и увидеть отсвет духовного мира, молитвенное настроение, вдохновение. Разглядеть лучшее в наших современниках, и тем самым немного приподняться над суетой нашей жизни.
Напоследок мы задали отцу Игорю Палкину вопрос о том, какова же концепция школы, курса «Мастер документальной фотографии» и этой выставки. Он ответил:
- Среди работ наших студентов на этой выставке - очень мало храмов. Мы намеренно не снимали людей в храме, мы хотели дать студентам возможность посмотреть, что такое жизнь верующего человека изнутри. Какая у него семья, какие беды и заботы. Мне хотелось, чтобы они увидели, что главное - не тот красивый храм, который построен из камня, а храм человеческой души, сам человек, созданный по образу и подобию Божию. Надеюсь, они увидели в этих людях такой же красивый храм, как знаменитые белокаменные соборы.