Пелагея Тюренкова: У нас была чудесная девичья редакция
Юлиана Годик: Было интересно придумывать что-то с такими же чудиками
Ксения Лученко: Мы показали направление, но «православный "Коммерсантъ"» не сложился
Пелагея Тюренкова (Долина) родилась в 1983 году в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова в 2007 году. С 2003 по 2010 гг. работала в Центре СМИ МГУ, в том числе была главным редактором студенческого приложения к газете «Московский университет», затем трудилась в компании Mail.ru. В 2005-2007 гг. ― заместитель главного редактора журнала Dolce Vita. В 2013 г. ― главный редактор портала Baby.ru. C марта 2011 по январь 2013 гг. и с августа 2014 по июль 2015 гг. ― главный редактор «Татьянина дня». С 2015 г. ― редактор телеканала «Царьград». Замужем, мать двоих детей.
― Полина, ты пришла в «Татьянин день», когда он активно развивался. В чём ты видела свою задачу?
― Я возглавила Тадей в начале 2011 года, это были времена, когда современное православное общество впервые раскололось на «либералов» и «консерваторов», причиной чему явились события на Манежной площади. Во главе «ТД» тогда стояла Ксения Лученко, которая вывела ресурс на хороший уровень посещаемости и узнаваемости, но, увы, придерживалась либерального курса.
Главред за работой |
На этот момент в моём багаже лежал отказ от работы для Тадея, потому что, когда поступило предложение, я ждала ребёнка. Поняв, что должность вновь вакантна, я сама написала отцу Максиму, и мы тут же начали работу.
У нас была чудесная девичья редакция: Александра Сопова, Наталья Волкова, Алиса Орлова, Ольга Богданова и я. Сейчас все мы продолжаем трудиться для лучших православных проектов страны, что говорит о том, что случайных людей в редакции не было. За хрупкими девичьими спинами стоял сам отец Максим, он вкладывался в ресурс круглосуточно, от продюсирования тем до нахождения опечаток в вышедших текстах. И мой муж, известный публицист Михаил Тюренков, который работал для Тадея, «как для себя». Потому что очень любил ресурс и считал, что его надо активно противопоставлять появившемуся тогда (это я уже о временах Pussy Riot) «либеральному православию». Это главная задача. Остальные ― понятные и в рабочем порядке: мы начали снимать профессиональные видеосюжеты, отлично продвигали ресурс в соцсетях, нас часто перепечатывала Патриархия.ru, и, наконец, мы сделали упор на красивую, профессиональную картинку. Так в штате появился великолепный фотограф Евгений Глобенко ― его фото, вышедшие на «ТД», вошли в историю, не постесняюсь пафоса.
Протоиерей Максим Козлов и Пелагея Тюренкова |
― Какова вообще, на твой взгляд, миссия христианского СМИ в светском вузе?
― Мы не позиционировались студенческим изданием, считая себя взрослым СМИ, благо на то были основания: рейтинги, круг популярных, серьёзных авторов, многочисленные интервью с ведущими спикерами и архиереями, высокий индекс цитирования. Наше сотрудничество с университетом сводилось к освещению ярких событий (например, посещение Медведевым журфака), ежегодному эксклюзивному интервью с ректором и тому, что для нас писали лучшие люди Московского университета (например, еженедельную колонку вёл Григорий Владимирович Прутцков). Хм, сейчас всё перечислила и поняла, что сотрудничество было весьма плодотворным!
Интервью с ректором МГУ Виктором Садовничим |
― Круг тем, их подач и стилей в 2011-2013 гг., а затем в 2014-2015 гг. был весьма разнообразен. Как ты определяла концепцию «ТД» в том и другом случае?
― Я пришла в Тадей после многолетней работы в газете «Московский университет», где меня на практике научили работать с «нетленками» и «лонгридами», и Mail.ru, где, соответственно, научили делать ежедневный сайт. Совмещение этих двух ипостасей ― это и есть Тадей моего периода. Мы старались первыми реагировать на новостную повестку и, одновременно, оставлять после себя материалы, на которые не стыдно сослаться спустя годы.
Круглый стол, посвященный фильму «Орда». Слева направо: Пелагея Тюренкова, Владислав Петрушко, протоиерей Максим Козлов, Татьяна Иенсен, иеромонах Симеон (Томачинский) |
― Материалы активно комментировали и на сайте, и в соцсетях. Как «обратная связь» влияла на редакционную политику?
― Очень серьёзно влияла. По комментариям на сайте мы понимали, что действительно интересно «народу»: чудеса, святые, мера поста. А по комментариям в Фейсбуке знали, чего хочет «особо просвещенная» публика. Отец Максим старался ориентироваться на последнюю, поэтому бездельничать нам не приходилось!
Татьянин день 2012 года. Слева направо: Пелагея Тюренкова, проректор МГУ Пётр Вржещ, ректор Виктор Садовничий, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
― С какими трудностями ты столкнулась на своём пути?
― Первое ― это работа в патриаршем пуле, куда меня допустили благодаря благословению отца Владимира Вигилянского и стараниям отца Александра Волкова. Это было круто, но у нас не хватало мощностей. Всё-таки мы были достаточно «маленькими» по сравнению с коллегами, а упасть в грязь лицом не хотелось. В итоге все получилось, моими лучшими поездками стали Чернобыль и Кипр. Трудности стали бесценным опытом. Второе ― личное. Во времена противостояния «политик» я потеряла связь с крёстной матерью моих детей, главным редактором ресурса, который пошёл другим путём.
Журналисты патриаршего пула во время поездки на Кипр |
― Какие материалы и сюжеты того времени считаешь наиболее удачными?
― А можно вспомнить наиболее родные?
- Прощание отца Максима с «ТД»;
- Статью «Как найти хорошую жену и матушку», которая потом вошла в книгу протоиерея Максима Козлова «Промысл ― штука нелинейная»;
- Фоторепортаж Ольги Богдановой с колокольни Храма Христа Спасителя, в защиту веры. На него тогда ссылались все СМИ страны, потому что Ольга единственная фотографировала сверху.
― А кого из авторов, сотрудничавших с «Татьяниным днём», ты бы выделила?
― Могу сказать, кого мне остро не хватает сейчас. Это Оля Богданова, которая знает лично чуть ли не всех архиереев и может позвонить им, чтобы взять любой комментарий. И они не откажут!
Пелагея Тюренкова на юбилее факультета журналистики МГУ |
― Остались ли нереализованные идеи, о которых ты жалеешь?
― После ухода из «ТД», который был для меня весьма болезненным, Господь наградил меня настолько прекрасной работой, что говорить о нереализованных проектах не приходится. Мы с супругом делаем ежедневную часовую православную телепрограмму «Образ» на телеканале «Царьград», духовник которого ― нынешний настоятель храма мученицы Татианы при МГУ (учредителя «Татьянина дня») протоиерей Владимир Вигилянский. Мощности канала позволяют нам снимать сюжеты по всей стране, мгновенно реагировать на новости, приглашать в студию прекрасных гостей, записывать программные интервью, делать небольшие документальные фильмы.
У телевизионщиков есть такая должность, как «гостевой редактор»: он находит в интернете фото приглашённых гостей, чтобы все, от водителя и гримера до шеф-редактора, узнали спикера, если раньше с ним не общались. И я постоянно улыбаюсь, когда на многих этих фото красуется вотермарка Тадея, мною когда-то введённая.
Беседовал Даниил Сидоров
Фото из архива «Татьянина дня»
Как «Татьянин день» совершил очередной кульбит и пришёл к нынешнему виду, читайте через неделю