Церковь взяла курс на молодежь?
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, похоже, решил сломать сложившиеся стереотипы. В мае 2009 года он провел встречи с молодежью на стадионах Москвы и Санкт-Петербурга. Во время недавней поездки в Нижний Новгород он ответил на вопросы студентов о физкультуре и ядерной энергетике. В сентябре 2009 года была запланирована встреча Патриарха со студентами МГУ. Церковь в лице своего предстоятеля взяла курс на привлечение молодежи. Что на этом пути пройдено и что еще предстоит?
В Церкви работа с молодежью уже давно считается приоритетным направлением миссионерской деятельности. «Тяга к высокому идеалу, - сказал будущий Патриарх Кирилл в 2005 году, - молодым свойственна даже в большей мере‚ чем людям старшего возраста‚ которые чаще бывают отмечены внутренней усталостью и цинизмом. Молодёжь к тому же более чувствительна ко всякой фальши и проявлениям косности». Но речь тогда шла не о воцерковлённых молодых людях, а о тех‚ кто далёк от Церкви. Именно их важно привлечь к Церкви. Именно с ними налаживает контакт патриарх Кирилл во время встреч с молодежью Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Коломны.
Задача заинтересовать далеких от Церкви молодых людей - очень непростая задача, если не сказать больше: нереальная. В современном обществе молодежь все чаще остается глуха к непонятному и устаревшему, по ее мнению, языку Церкви. Православие воспринимается как система непонятных запретов на естественные удовольствия и радости жизни. Почему Церковь запрещает курить, ходить на дискотеки, модно одеваться, жить с любимым человеком до брака? Зачем соблюдать строгие посты, ходить на длинные непонятные службы? Церковь пытается ответить на эти вопросы, но ответы не удовлетворяют молодых людей. "Эффективных форм диалога с молодежью у Церкви нет, - пишут обозреватели газеты Коммерсантъ Юлия Таратута и Иван Тяжлов, комментируя проблему. - С одной стороны, она воспринимается как придаток власти. С другой - звучавшие на соборе (XII Всемирный русский народный собор, 2008 год - ТД) послания, обращенные к молодежи, вряд ли вызовут у нее что-либо, кроме отторжения".
Как в этих условиях проповедовать Христа и Его Церковь молодым людям? На этот вопрос могут быть разные ответы. Например, предстоятель Элладской Церкви архиепископ Иероним недавно продемонстрировал, что греческая Церковь готова пожертвовать старыми формами проповеди ради того, чтобы «приобрести хотя бы немногих». В первый день нового 2009/2010 учебного года он обратился с традиционным посланием к учащимся школ и лицеев, которое начал... с цитаты из популярной хип-хоп песни. Греческие СМИ тут же заговорили о стремлении Церкви «быть открытой» для молодежи и говорить на ее языке. «Он показал этим, что Церковь открыта всем, а не только взрослым, людям старшего возраста», - говорит подросток в телесюжете греческих новостей.
Однако для Русской Православной Церкви такое миссионерство неприемлемо. По мнению патриарха Кирилла, нельзя настолько адаптироваться к молодежной аудитории, нельзя использовать жаргон, специфически молодежные образы и понятия. Для людей Церкви важно оставаться в собственном достоинстве, а не стремиться быть «современными» любой ценой. Это понятно: Церковь хочет оставаться самой собой. Но есть ли в самой Церкви что-то, чем можно привлечь внимание обычного подростка, школьника, студента? По мнению о. Петра Мещеринова, в современных условиях у Церкви совершенно нет ресурсов для работы с нецерковной молодёжью, поэтому миссионерство нужно ориентировать прежде всего на ту молодежь, которая уже заинтересована в Православии, уже тянется к Церкви. Таких среди молодых людей пока сравнительно немного. Еще меньше тех, кто уже воцерковлен. Но и про них нельзя забывать.
В жизни воцерковленной молодежи хватает проблем, и с ней тоже нужно работать. Привести молодого человека в Церковь - это только первый и, возможно, самый простой шаг. Дальше начинаются проблемы. За последние 20 лет в православные храмы пришло очень много людей, живо интересующихся религиозными проблемами, вопросами жизни и смерти, смыслом бытия. Однако, по словам священника Филиппа Парфенова, их ожидания или оправдались частично, или не оправдались вообще. В итоге многие или совсем уходят из Церкви или теряют первоначальный интерес к ее жизни и проповеди. Отток из церковных рядов людей, неудовлетворенных или разочарованных продолжается и сейчас. Почему люди уходят? Причины, конечно, могут быть разные. Можно сказать, что люди сами виноваты: искали в Церкви не Бога, не истины, а удовлетворения религиозных потребностей. Но иногда случается наоборот: человек приходит искать Бога, а ему предлагают обряды, посты, молитвословия вместо молитвы, предписания, правила вместо христианской любви. «Русская Православная Церковь стала заложником традиции, - говорит экс-воцерковленный Кирилл из Москвы, комментируя свой уход. - Много лишнего на мой взгляд, того что мешает нормальной христианской жизни, заслоняет ее. Ну, в общем, фарисейство».
Можно сказать: человеку, наверное, не повезло с приходом, батюшка попался неопытный, надо было поискать храм, где есть приходская жизнь, общение... Но вот Дарья из Киева, тоже покинувшая Церковь, рассказала, что она была прихожанкой просто идеальной общины с ревностными священники, без расценок на таинства и поминальные записки. При этом храме было и сестричество милосердия, окормляющее больницу, и благотворительная столовая, воскресная школа, приходское издательство, библиотека... «Но Церковь, - говорит Дарья, - это не просто хорошая община или хороший священник, это прежде всего сообщество людей, объединенных одной Правой Верой». Дарья была разочарована тем, что слова о верности Православной Церкви остаются идеологией и часто расходятся с реальными политическими делами. «Если «вне Церкви нет спасения» и «грех раскола не смывается даже мученической кровью», почему среди новомучеников канонизированы катакомбники, которые порвали общение с митр. Сергием и обличали «красную церковь» как безблагодатную, еретическую (т.е. с точки зрения Московского Патриархата, ушли в раскол)?» - спрашивает она. В итоге Дарья решила, что отдельные проявления вероотступничества (с точки зрения Дарьи, это, например, участие представителей всех православных церквей в отпевании римского папы Иоанна Павла II) - это не досадные недоразумения или грехи отдельных лиц. «Однажды наступил момент, когда я поняла, что это не отдельные ошибки внутри системы, а просто сама система - не то, за что выдает себя, «Матрица», и ошибка в том, что я нахожусь внутри чужой Матрицы, но боюсь проснуться, ведь страшно расставаться с иллюзиями...» Она рассталась с этими «иллюзиями» и ушла в церковь греков-старостильников.
Священник Вячеслав Лопатко комментирует уход из Церкви молодых людей так: «Пришедшая в Церковь, полная надежд и ожиданий молодежь, столкнувшись с, увы, возможным, в некоторой степени, формализмом, пассивностью, эпигонством, невежеством и самодурством, оказывается перед двумя видами риска.
Первый вид риска - это моментальное разочарование и отчуждение. Второй вид - это постепенное духовно-психологическое травмирование по причине следующего: безусловно веря в святость Церкви (что - правда) молодое, искреннее, но неопытное сознание пытается подавить усилием лишь теоретически ему известным «вкусом меда» церковной правды, практически ощущаемую им горечь «дегтя» человеческих изъянов церковной действительности. В конце концов, такое сознание может «стошнить», и человек утвердится в неприязни ко всему церковному».
В любом случае напрашивается вывод: мало привлечь молодежь в Церковь, надо ее в Церкви еще удержать. «Воцерковленной молодежи нечем себя занять», сказал о.Петр Мещеринов еще в 2005 году. Эта проблема приходской жизни и общения до сих пор не решена. О том, что в наше время она стоит так же остро, как и четыре года назад, свидетельствует Патриарх Кирилл. Он подтвердил, что у людей нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме, что плохо обстоит дело с организованной работой с молодежью, социальными проектами, что верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля. Как решать эти проблемы? Патриарх привел пример из собственного опыта: «Я иногда делал так: садишься, вокруг тебя сидят молодые люди, читаешь текст Священного Писания, а потом каждого спрашиваешь: «Как Вы это понимаете?». Развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На этих собраниях можно и спеть, у нас сейчас есть замечательные композиторы, среди них даже священнослужители и монахи. В сопровождении гитары, какого-то другого инструмента. Можно поговорить о жизни, о проблемах - но все это будет сочетаться с молитвой. Более того, можно даже своими словами помолиться. Создание таких внебогослужебных собраний, особенно с молодежью, является сейчас очень большой и важной задачей для Церкви». «Я очень надеюсь, - сказал Патриарх Кирилл, - что меня сегодня слышит аудитория не только здесь, в этом спортивном дворце Нижнего Новгорода, но меня сегодня слышат и архиереи, и священники. Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы чувствовать свою общность, принадлежность к Церкви».
Итак, конкретные задачи работы с молодежью поставлены. Правда, они мало отличаются от тех задач, которые были сформулированы в 2005 году. Вопрос, в том, насколько эффективно они будут решаться в каждом конкретном приходе и в том, хватит ли у Православной Церкви желания, ресурсов и кадров их решить.