Кальвин: 500 лет, но все еще в поре
Опубликовано в онлайн-версии журнала "The Times", 10 июля 2009 г.
Журнал «Тайм» в 2009 году поставил идеи Нового Кальвинизма на третье место в списке «Десяти идей, изменивших мир», назвав их «Новая история успеха от Евангелистов».
Журналисты «Тайм» выяснили, что первое издание «предпочитаемого кальвинистами текст Библии» уже распродано, а ссылка в Интернете на сам текст является одной из самых популярных среди пользователей-христиан.
Исследование 2007 года выявило, что 30% выпускников влиятельной Южной Баптистской Богословской Академии считают себя кальвинистами и уже по определению поддерживают его идею «милости Господней и благодати»: порочности человека (порабощенного грехами), безоговорочное предопределение (Господь выбирает тех, кого будет спасать, не по заслугам, а из милости), ограничение в искуплении (Иисус искупил все грехи раз и навсегда), неопровержимая милость Господня (те, кого Господь решил спасти, не смогут противостоять Его милости) и непоколебимость святых (те, кого Господь решил спасти, всегда будут верить в Него).
Но Собрание Южных Баптистов, самое большое объединение американских протестантов, показало, что эта тенденция вызывает и опасения. «В последнее время Кальвинизм вызывает большой интерес среди представителей южных баптистов, - констатирует Дэнни Эйкен, ректор Южной Баптистской Богословской Академии. - К сожалению, мы очень много говорим другим, но не говорим с другими. И не совсем верные размышления, недопонимания во всех сферах жизни уже привели к неприятным последствиям, и возможно, подобное может произойти и среди людей, тесно связанных с церковью».
Современная трактовка, распространяемая активными проповедниками, такими как Марк Дрисколл (Сиэтл и Миннеаполис), Джон Пайпер (Пенсильвания), который является одним из основателей движения «Жаждущие Бога», предлагает людям всепоглощающую любовь Господа во всех жизненных ситуациях, даже в самых безвыходных.
Профессор Роберт Годфрей, Ректор Вестминстерской Теологической Семинарии в Калифорнии и автор книги «Жан Кальвин, пилигрим и пастор», считает, что Кальвин считал себя прежде всего христианским пастором, а не теологом. Для Кальвина вера в Провидение заключалась в том, что «во все дни нашей жизни наш Небесный Отец видит нас и направляет нас. Даже в сложные времена мы должны чувствовать его доброту и заботу».
Альберт Молер, ректор Южной Баптистской Богословской Академии, заявляет, что вообще любой христианин, который хочет, читая Библию, узнать, каков же Бог, «в итоге придет к таким выводам, которые традиционно считаются кальвинистскими» .
Колин Хансен, самый молодой редактор электронной версии журнала «Христианство сегодня», считает, что эти Библейские основы в первую очередь нужны поколению, которое «на протяжении многих лет подвергалось испытаниям разводов, наркотиков и сексуальных соблазнов».
Его книга «Молодые, неугомонные, новые: путешествие журналиста с новыми кальвинистами» стала результатом его двухлетних исследований, целью которых было исследование, является ли интерес к реформаторской философии единичным явлением или же это новая тенденция среди молодежи. Он побывал и в Бирмингеме (штат Алабама), и в Нью-Хевене, и в Коннектикуте, чтобы определить, что «влияет на современных молодых евангелистов» и что уже сейчас формирует церковь завтрашнего дня.
И он выяснил, что новое поколение «устало от такой церкви, которая пытается не учить, а развлекать», и готово идти за Кальвинистскими пасторами».
Стив Лемке и тогда полагал, что Кальвинистские церкви не всегда следуют идеям Евангелизма. Зачем что-то делать, если Господь уже выбрал тех, кто спасется? Он говорил: «Для многих людей знание того, что Бог уже выбрал избранных... Понимаете, мне сложно сказать, как это может вам помочь и успокоить вас, если вы понимаете, что не властны над тем, что с вами происходит»...