Милосердная самарянка. О фильме «Жена смотрителя зоопарка»
В противовес главной героине весьма убедительна фигура директора Берлинского зоопарка, зоолога Лутца Хека |
В самом начале, когда перед нами предстаёт Варшавский зоопарк и из уст одного из персонажей звучит фраза о райских кущах, она не выглядит голословной: режиссёр Ники Каро убедительно показывает картину предвоенной идиллии и процветания. А потом наступает хаос, если не сказать апокалипсис ― немецкие самолеты, заполонившие небо, гибнущие люди и животные, попытка бегства. Атмосфера разрушающегося мира ужасающе убедительна.
Перекличка с евангельской притчей о милосердном самарянине здесь на поверхности: герои, невзирая на опасности, решают спасти ближних (заметим, иудеев) от верной смерти. Какие тут нужны мотивации, разъяснения, разборы? Да никаких: они просто поступают как настоящие христиане.
В этом проявляется первое противоречие картины. С одной стороны, главная героиня Антонина (Джессика Честейн) подается как человек не от мира сего ― не пользуется статусом «барыни», нянчится со зверями, не избегает грязной работы. Но с другой, идея спасти сограждан принадлежит не ей, а её мужу Яну (Йохан Хелденберг). Более того, дальнейшее действие никак не раскрывает её героичность. А ведь фильм должен быть именно о ней ― смотри название! Да, пани Жабинской уделена львиная доля экранного времени, но её образ не становится глубже.
Зато весьма убедительна фигура директора Берлинского зоопарка, зоолога Лутца Хека, в исполнении блистательного Даниэля Брюля. Казалось бы, человек должен души не чаять в животных ― но в начале картины он со смаком повествует о своих охотничьих подвигах, а следом хладнокровно расстреливает зверей «второго сорта». Довершает портрет учёного-нациста идея о скрещивании несовместимых видов.
Одна из ярких сцен фильма — встреча детей из гетто с Янушем Корчаком |
Теперь несколько слов о том, что у создателей не получилось.
Уже упомянутая сцена бомбардировки вызывает слёзы не только у впечатлительных зрителей. Есть и ещё две достойные сцены ― уничтожение Вашавского гетто и встреча с Янушом Корчаком, который в нём поддерживает детей. Но на этом, собственно, и всё ― другие эпизоды почти не вызывают эмоций. А история изнасилованной эсэсовцами девочки вовсе снята мерзко (при том, что акт насилия не показан) и отталкивает зрителя, хотя должна трогать до глубины души. Концовка фильма попросту «слита» ― это финал классической мелодрамы, а никак не драмы о войне.
Есть в картине и доля «клюквы», которая не играет ей на пользу. Совершенно непонятно, зачем героиня упоминает о гибели отца в Петербурге (ни к сюжету, ни к образу Антонины Жабинской это ничего не добавляет). Титр в финале, что Варшаву разрушали и немцы, и Советы, имеет скорее политическую, чем художественную функцию. Таких деталей ― более чем достаточно.
Конечно, встречаются и находки: неплох дуэт Честейн-Брюль при эпизодическом участии Майкла Макэлхаттона (Русе Болтон из «Игры престолов»), много интересных мотивов, аллегорий, символики. Но, к огромному сожалению, большая часть усилий создателей фильма губится желанием поставить заурядную голливудскую мелодраму. Трагический материал, на котором снята «Жена смотрителя зоопарка», подобного отношения не прощает.