В Москве обнаружили фундаменты четырёх древних храмов
Фото: сайт мэра Москвы |
Столичные археологи обнаружили фундаменты четырёх древних храмов, которые были снесены в 1920-1930-е годы. Это церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на площади Воровского, церковь Сошествия Святого Духа на Гоголевском бульваре, церковь святителя Николая Чудотворца на Сретенке и церковь Спаса Преображения в Пушкарях, сообщает сайт мэра Москвы.
Храмы были построены в XVI-XVII веках. Остатки их фундаментов нашли в ходе работ по замене коммуникаций по программе «Моя улица» в районе Большой Лубянки (площадь Воровского), Сретенки и Гоголевского бульвара.
Также во время работ на Сретенке около дома 26 специалисты обнаружили колодец, который был частью водопровода, построенного по указу Екатерины II. Это был первый водопровод в Москве, предназначенный для общественного пользования.
Среди уникальных находок на Сретенке — финно-угорская «шумящая» подвеска, а в районе Лубянской площади — именное грузило для рыбалки и польская монета — солид.
Фундаменты храмов
На площади Воровского археологи нашли участок белокаменного фундамента церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Остатки фундамента датированы 1514-1519 годами, тогда же была сооружена церковь. Ее строительством руководил итальянский зодчий Алевиз Новый. Храм известен тем, что после Смутного времени в нём хранилась Казанская икона Божией Матери. В XVII веке церковь перестроили, а затем в первой половине XX века снесли.
В траншее около Сретенского монастыря археологи обнаружили фундамент церкви святителя Николая Чудотворца и сводчатый водовод — коллектор, внешне похожий на подземный ход. В южной части храма была найдена полностью сохранившаяся кирпичная кладка, а в северной — только развалы кирпича. Это связано с тем, что именно здесь проходил водовод, который использовали для слива лишней воды с территории монастыря.
Церковь Сошествия Святого Духа на Пречистенском бульваре |
Сам Сретенский монастырь был основан в 1397 году в память о спасении Москвы от нашествия тюркского полководца Тамерлана. Точная дата возникновения церкви святителя Николая Чудотворца неизвестна, учёные предполагают, что она была построена не позднее XVII века. По официальным данным, храм снесли в 1927-1930 годах «для расширения уличного движения».
У вестибюля станции метро «Кропоткинская» на Гоголевском бульваре была прослежена цокольная часть стены, находившейся здесь до 1933 года Духовской церкви. Первое упоминание этого храма относится к 1493 году. Каменное здание было построено в 1699 году и значительно перестроено в начале XIX века.
Возле дома №20 на улице Сретенке обнаружили руины основания церкви Спаса Преображения в Пушкарях и белокаменные надгробия.
«С исторической точки зрения находки представляют собой руины. Все найденные остатки фундаментов мы сохраним, законсервируем и засыплем стерильным грунтом, чтобы вернуть их в привычную среду», — цитирует портал руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова.
Церковь Спаса Преображения в Пушкарях |
Он добавил, что это подземные части сооружений, которые никогда не предназначались для того, чтобы находиться на открытом воздухе: «Экспонировать их очень сложно с технической точки зрения».
По словам Емельянова, все остатки фундаментов опишут, а затем нанесут на археологическую карту столицы.
Польский солид, «шумящая» подвеска и именное рыболовное грузило
Уникальной находкой и настоящей археологической удачей специалисты считают обнаруженную в траншее на Сретенке финно-угорскую «шумящую» подвеску. Это женское украшение, сделанное из бронзы. Его длина — около четырёх сантиметров, а ширина — два сантиметра.
Своё название — «шумящее» — оно получило за счёт издаваемого при движении звука. К нижней части подвески прикреплены два колокольчика. При движении они звенят.
Фото: сайт мэра Москвы |
«Эта находка датируется X-XII веками. Для нас всегда очень важно и интересно, когда мы находим артефакты, связанные с финно-угорскими племенами. Потому что это показывает историю заселения Москвы. Так, по одной из научных версий, считается, что древнейшими жителями Москвы были именно финно-угры», — рассказал Алексей Емельянов.
Монета солид, обнаруженная в районе Лубянской площади, была отчеканена в 1580 году во время правления в Польше Стефана Батория, который известен как один из самых серьёзных противников Ивана Грозного. Археологи нашли согнутую пополам билонную монету диаметром 1,6 сантиметра.
Фото: сайт мэра Москвы |
«Скорее всего, польскую монету принёс на площадь либо солдат, который участвовал в Ливонской войне (1558–1583), либо тот, кто контактировал с военнопленными», — предположил Алексей Емельянов.
По его словам, солид — невысокий номинал для монеты, эквивалентный 1/2 копейки того времени.
В этом же районе археологи обнаружили фрагмент белокаменного грузила с владельческой надписью: «Ивана Михайлова». Это приспособление использовали во время рыбалки для того, чтобы сеть не всплывала со дна. Предположительно, находку датируют XVII веком. Найденный фрагмент длиной 6,8 сантиметра, шириной 2,6 сантиметра и высотой 1,7 сантиметра.
Фото: сайт мэра Москвы |
«Это тот редкий случай, когда история поворачивает наших предков к нам лицом. Потому что многие находки обезличены, а здесь мы сталкиваемся с личной вещью — москвича Ивана Михайлова. Например, на рыбалке он забросил сеть и ушёл. А именное грузило — доказательство, что это его снасть и улов», — отметил глава Мосгорнаследия.
Все находки сейчас изучаются и в ближайшее время могут быть переданы для экспонирования в один из столичных музеев.
Колодец времён Екатерины II
У дома 26 на улице Сретенке был обнаружен колодец середины XIX века — часть конструкции Мытищинского водопровода диаметром два метра. В 1779 году Екатерина II издала приказ о его строительстве, а открыт он был в 1804-м.
«Это был технологический прорыв, когда в городе появился первый водопровод для общественного пользования. Не надо было таскать воду из колодцев. До этого была промежуточная система: вода доходила до фонтанов, а потом жители её либо набирали сами, либо просили специальных людей о помощи. Даже была целая профессия — водоносы», — рассказал Алексей Емельянов.
Фото: сайт мэра Москвы |
По его словам, колодец не будет экспонироваться, однако отдельные его элементы после изучения могут быть переданы в коллекцию предметов, обнаруженных в ходе работ по программе «Моя улица».
Световые окна-решётки
Также во время раскопок на центральных улицах города археологи нашли уже три световых окна-решётки. Их активно использовали в московской архитектуре на рубеже XIX-XX веков для освещения подвальных помещений. Такие окошки-решётки размещали на уровне тротуаров.
«Световая решётка была обнаружена под дорожным покрытием на Садовой-Каретной улице. На самой находке осталась надпись "Москва Никольская 8", что позволило установить её историческое местонахождение. Вторая световая решётка обнаружена под асфальтом непосредственно на месте её первоначальной установки у западного фасада здания Петровского пассажа (улица Петровка, дом 10). Также такое окно нашли и на Большой Лубянке возле дома 13/16», — рассказал руководитель Департамента.
Фото: сайт мэра Москвы |
Археологический контроль ведут на всех строительных площадках «Моей улицы». Благодаря работе археологов по программе «Моя улица» в предыдущие годы было найдено более тысячи артефактов, в этом году зафиксированы уже сотни находок. Специалисты обнаружили в том числе клад медных монет, тайные комнаты в Китайгородской стене и серебро в шахматной фигуре времен Ивана Грозного.
Сретенка. Археологические открытия последних лет
Это не единственные находки археологов на Сретенке. Они сопровождали весь комплекс подготовительных работ и работ на этой улице.
В мае 2017 года на улице Сретенка была найдена часть древнего некрополя времён Петра I. Каменные надгробия обнаружили рядом с фундаментом храма Спаса Преображения в Пушкарях. Одно с орнаментом в виде ленты с гранями и второе — фрагмент торца каменной плиты, которая стояла у изголовья. Учёные отмечают, что в этом месте с XVII века располагался храмовый некрополь.
Фото: сайт мэра Москвы |
Ещё одной крупной археологической находкой во время работ по благоустройству Сретенки стала деревянная мостовая, появившаяся здесь, по примерным оценкам, в XVIII веке. Мостовую, выложенную из двух-трех ярусов бревен, нашли на участке улицы рядом с домами №4 и №6.
«Мостовая была засыпана песком: ее не затронули городские коммуникации, и она не пострадала. У дома №8 в колодце ливневой канализации, проложенной в 80-е годы ХХ века, из сохранившихся бревен были взяты спилы для исследований», — рассказал порталу мэра Москвы Алексей Емельянов.
По его словам, спиленные фрагменты бревен будут изучать, для того чтобы определить точный возраст мостовой.
Также при раскопках грунта на Сретенке были найдены нательный крестик, костяная пуговица, части керамических сосудов и монеты ручной чеканки. Все эти предметы датируют XVI-XVII веками. Они могут быть переданы для экспонирования в музей.
Деревянная мостовая на Тверской. Спорный опыт раскрытия культурного слоя
В 2016 году во время реконструкции Тверской улицы в районе дома №16 археологи откопали остатки деревянной мостовой XVI-XVII веков. При раскопке траншеи под кабельную канализацию обнаружили её край. Фрагменты мостовой располагались на глубине 1,2-1,3 метра.
Сохранились остатки четырех ярусов. Все они состоят из настилов и продольных брёвен. На верхнем настиле обнаружены следы воздействия огня (пожар XVIII века).
Несколько досок отправили на дендрохронологическую экспертизу, а сам участок на время законсервировали. Как сообщал ТАСС, основная часть мостовой находится под дорожным полотном улицы, и в ходе работ её трогать не будут.
Фото: ТАСС |
Московские чиновники сообщили, что «при проектировании трасс специалисты постарались сделать так, чтобы культурному слою был нанесен минимальный ущерб» и что «работа ведется вручную и разрушение археологических элементов исключено», а пресса уточнила, что «грунт снимают по определенным технологиям, слоями, чтобы исключить их случайное повреждение».
Но в то же время очевидцы ежедневно выкладывали в интернет фото, на которых было видно, что ковш экскаватора взламывает деревянные брусья обнаруженной мостовой, а археологи с металлоискателями обследуют яму, вырытую ковшом того же экскаватора.
Как отмечают представители общественного движения «Архнадзор», любые разрушения (даже если речь идет о кладке начала ХХ века), необходимые для прокладки траншей и бурения колодцев, должны производиться согласно процедуре, прописанной статьей 36 Закона 73-ФЗ:
- любая проектная документация в зоне объектов археологического наследия должна включать проект охранных археологических работ;
- раздел должен быть снабжен государственной историко-культурной экспертизой, согласованной в федеральных органах охраны наследия;
- финансирование мероприятий по обеспечению сохранности археологического наследия возлагается на заказчика работ (в данном случае — на бюджет города Москвы);
- если найден внезапный, не предсказанный архивистами и не отмеченный в проекте подземный объект, то все останавливается до приведения документации в соответствие нормам закона.