Круглый стол, посвящённый наследию Русского зарубежья, прошёл на историческом факультете МГУ
С приветственными словами выступили декан истфака профессор Иван Тучков и президент факультета академик РАН Сергей Карпов. Приветственный адрес ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения зачитал профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин.
Сам вопрос о том, что является историей, а что нет, в профессиональной среде дискуссионный, отметил, открывая круглый стол, заведующий кафедрой церковной истории истфака МГУ профессор Вениамин Симонов (архимандрит Филипп). «Мне иногда пеняют коллеги, что те или иные темы слишком близки к нам, и считать это историческим исследованием преждевременно», ― подчеркнул он. С другой стороны, значение состоявшегося 10 лет назад объединения трудно переоценить в современном христианском мире, где возникает много кризисов различного свойства ― литургический, догматический, канонический, считает отец Филипп. «В ситуации, когда всё работает на разделение, вдруг происходит событие противоположного свойства», ― обратил внимание завкафедрой церковной истории.
Настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах протоиерей Андрей Новиков напомнил, что главной причиной разделений внутри Русской Церкви в ХХ веке был большевизм. «Зачастую у разделений существовали не столько церковно-канонические, сколько политические основания, ― заметил он. ― Было разное отношение к тому, что происходило в России, к советской власти». Такие эмигрантские юрисдикции, как Русская Православная Церковь заграницей, Русский экзархат Константинопольского Патриархата, Американская митрополия Московского Патриархата, а также приходы прямого подчинения Московского Патриархата, «по нескольку раз сходились и вновь расходились», обратил внимание отец Андрей. Например, сегодня мало кто знает, что Свято-Сергиевский богословский институт в Париже в конце 20-х ― начале 30-х находился в юрисдикции РПЦЗ. Те линии разделов, которые привычны для нас, сложились только в конце 40-х ― начале 50-х годов.
Протоиерей Андрей Новиков также отметил, что некоторые советские профессора-атеисты, как ни странно, упрекали иерархов-зарубежников за то, что они бросили паству, и при этом ссылались на церковные каноны. На самом же деле соответствующие правила не касаются гонений, а другие каноны, наоборот, говорят о возвращении епископов в свои епархии только при прекращении варварских нашествий или подобных их обстоятельств. К таким обстоятельствам относился и приход к власти большевиков, считает настоятель храма Троицы на Воробьёвых горах.
Заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев представил собравшимся недавно вышедший 39-й том «Записок русской академической группы в США». В издании впервые полностью напечатаны материалы комиссии Русского экзархата Константинопольского Патриархата, разбиравшей учение протоиерея Сергия (Булгакова) о Софии ― Премудрости Божией. Эти материалы должны были стать ответом на решение Архиерейского Собора РПЦЗ, признавшего софиологию ересью.
«Мы имеем дело, несмотря на всю ложность и ошибочность догматических взглядов отца Сергия Булгакова, наверно, с последним из догматических споров в Русской Церкви», ― полагает Козырев. С критикой Булгакова выступали ныне причисленные к лику святых епископ Серафим (Соболев) и архиепископ Иоанн (Максимович), а также Юрий Граббе (будущий епископ Григорий) и его отец Павел Граббе; среди защитников Сергия оказались такие видные философы, как Семён Франк, Григорий Федотов, протоиерей Василий Зеньковский, Владимир Ильин. В то же время проблема отношения к софиологии и православного учения о Софии до сих пор окончательно не решена, говорит замдекана философского факультета.
Аспирантка философского факультета Александра Вакулинская посвятила свой доклад учению Ивана Ильина о природе и границах личной свободы, сосредоточившись на работе мыслителя «О сопротивлении злу силою» и критических комментариях на неё. Преподаватель истории русской философии Государственного академического университета гуманитарных наук Аркадий Малер подробно рассказал о христианском персонализме в контексте богословского наследия Русского зарубежья упомянув, в частности, о вкладе философа Виктора Несмелова. Личности архимандрита Евфимия (Вендта) и его труду «Начертание и наречение решений Отрешенного. Графика и грамматика Догмата» уделил внимание старший научный сотрудник центра истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» Виктор Троицкий. Наконец, о миссии и идеологии Русской зарубежной Церкви в первые послевоенные десятилетия рассказал доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Организаторами круглого стола выступили храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, исторический и философский факультеты МГУ.
Фото Ивана Харламова